Эту архиважную задачу выполняют работники разных служб аэропорта, работа которых порой не видна, но без которых авиаперевозки невозможны в принципе. Кто они, эти замечательные люди — трудолюбивые, мужественные, профессионалы своего дела? Расскажем о некоторых из них.
Светлая дорожка
Раннее зимнее утро. Боинг идет на посадку, а огни вдоль взлетно-посадочной полосы вдруг погасли. Страшно даже представить, что может произойти! Чтобы такого не случилось, работники службы электросветотехнического обеспечения полетов всегда начеку. Они отвечают за надежное электроснабжение всех зданий и сооружений аэропорта и аэродромного комплекса.
— Даже если из-за аварии пропадет основной источник электроэнергии, объекты особой важности (диспетчерские пункты, авиационная электросвязь и другие) всегда обеспечим резервным питанием, — заверил начальник службы ЭСТОП Александр Кондратьев.
Александр Николаевич следит за подземными, наземными и воздушными электроартериями аэропорта уже 30 лет, из них 14 — возглавляет службу. И не припомнит ни одного случая, чтобы по вине работников вверенного ему подразделения произошло хотя бы одно ЧП, приведшее к аварии.
— У нас профессия повышенной опасности — работаем под высоким напряжением, — заметил профи от электричества, спеша на очередной объект. — В нашей работе не бывает мелочей. Перед взлетом и после приземления каждого лайнера наши специалисты объезжают полосу при включенной светосистеме. Если обнаруживают неисправность, устраняют ее до посадки воздушного судна. Сохранение жизни людей и техники — наша святая обязанность. Это главный критерий всей нашей работы.
Сцепление есть!
«Вот уже трое суток валит снег. И в деятельности аэропорта, как в больном измученном сердце, то тут, то там начали появляться сбои», — писал Артур Хейли в своем знаменитом романе. В аэропорту Благовещенск, несмотря на недавние обильные снегопады, не произошло никаких сбоев: все лайнеры приземлялись и отправлялись без задержек, точно по расписанию. В этом большая заслуга работников аэродромной службы, которая контролирует состояние летного поля и своевременно чистит «взлетку», «рулежку» и стоянки для самолетов.
Первый борт в аэропорту Благовещенск приземляется в половине седьмого утра. А это значит, что полоса должна быть готова не позднее чем за полчаса до прибытия лайнера. В зависимости от снегопада на очистку летного поля уходит 3—4 часа. И в то время, когда еще глубокая ночь и заснеженный город спит, на аэродроме кипит работа.
— Мы осматриваем полосу не менее трех раз в сутки — это при хорошей погоде, — уточнил начальник аэродромной службы Виталий Клубникин. — А если есть изменения, выезжаем на полосу каждые полчаса, в зависимости от погодных условий. Снег не должен попасть в двигатель лайнера, иначе тот может заглохнуть и случится авария. Ведь у идущего на посадку самолета большая скорость. Чтобы ее погасить, нужно торможение — полоса должна быть сухая.
Поэтому работники аэродромной службы, которые располагают самой современной специализированной техникой, сначала чистят полотно, а потом еще специальной тележкой замеряют коэффициент сцепления. Инженер записывает в журнал состояние летного поля, затем эти данные передают в эфир для самолета, идущего на посадку, чтобы пилоты могли четко рассчитать силу торможения. Специалисты и на земле и в небе действуют в тесной связке ради общей цели под названием «безопасность».
3 минуты до спасения
— Наши расчеты первые, кто встречает на взлетно-посадочной полосе все прибывающие воздушные суда. И мы самые последние, кто провожает улетающие из аэропорта лайнеры, — говорит начальник службы поисково-аварийно-спасательного обеспечения полетов Владимир Бритов.
На мой вопрос, были ли в нашем порту случаи возгорания лайнеров, Владимир Владимирович махнул рукой: «Сплюньте или по дереву постучите! В принципе возгорания на самолетах не редкость, но нас бог миловал. Осенью прошлого года была катастрофа с Ан-24, но благодаря погоде — шел сильный ливень — пожара не случилось».
От того, самолет какого класса прибывает в порт, зависит число расчетов СПАСОП, которые будут его встречать. Причем стоят спецмашины в строго определенном месте аэродрома. Оно выбрано не случайно, а после определенных измерений, выверенных с точностью до секунды. Первая машина должна прибыть в любой конец взлетно-посадочной полосы за три минуты, а вторая и третья — за четыре.
— Техника у нас новая — мощные КамАЗы вывозят сразу по 8—12 тонн огнетушащего состава — это вода и пенообразователь. Если что, на помощь всегда успеем, — заверил опытный спасатель и, подумав, добавил: — Но лучше бы этого не было.
Диета для лайнера
А одним из важнейших моментов в широком спектре обязанностей специалистов службы организации перевозок, которую много лет возглавляет Андрей Забелло, является центровка воздушного судна. Сотрудники СОП, даже не вступая в прямой контакт с пассажирами, делают все, чтобы их полет был безопасным.
— Наши специалисты, в частности, производят расчет центровки и коммерческой загрузки для максимального использования грузоподъемности самолета. Им важно знать все: количество пассажиров на борту, их общий вес, массу багажа и ручной клади, почты, количество топлива в баке самолета, — перечислил Андрей Анатольевич. — Все эти цифры суммируются, чтобы загруженность каждого отсека и самого воздушного судна не превышала допустимые нормы. Если такое случается, снимаем с рейса часть груза или почты, ведь перезагрузка лайнера может обернуться непредсказуемыми последствиями.
Специалисты СОП диету для лайнеров рассчитывают всегда скрупулезно и точно. За это им надо сказать отдельное «спасибо».
На последнем рубеже
А первые, кто встречает всех граждан, прибывающих в аэропорт, — это сотрудники службы авиационной безопасности. Под пристальное внимание специалистов САБ мы попадаем дважды. Сначала на входе в аэровокзал, когда сумки и пакеты всех посетителей просвечивают на интроскопе, а затем идет вторая линия досмотра — уже после регистрации пассажиров на рейс, перед пропуском в так называемую стерильную зону. Следуя поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно», иногда люди всеми правдами и неправдами пытаются протащить на борт самолета запрещенные предметы.
— Взрывчатых веществ не было, — начальник службы Андрей Коннов трижды постучал по деревянному столу, — а контрабанду периодически ловим. Однажды две девушки пытались в термосах пронести золотой песок. Здесь речь шла об экономической безопасности. И в этом вопросе мы тоже держим ухо востро. Кроме досмотра граждан, у нас есть и другие важные задачи.
И днем и ночью инспектора перронного контроля, вооруженные спецсредствами, системно объезжают на автомобиле высокой проходимости территорию аэродрома по всему периметру. Круглосуточно за всем, что происходит в здании аэровокзала и на окружающей его территории, ведется видеонаблюдение. Есть и вышки патрульные, где инспектора с биноклями контролируют территорию аэродрома.
— Любой аэропорт в любое время может быть подвержен террору. Предметы для осуществления кровавых актов тоже меняются. Террористы идут в ногу со временем. Поэтому мы постоянно отслеживаем ситуацию, проводим тренировки — cловом, не расслабляемся, — заверил Андрей Коннов.
Специалисты всех названных выше служб — это звенья одной сложной цепи, отвечающей за безопасность людей, техники, полетов. Так же, как и настоящие пилоты, они все влюблены в небо и с доброй улыбкой говорят о себе: «У нас один на всех общий диагноз — "авиация"».
Поздравляем
9 февраля гражданская авиация России отметит свой 90-летний юбилей. В этот день в 1923 году было принято постановление Совета Труда и Обороны, положившее начало созданию отечественного воздушного транспорта. С тех пор десятки воздушных трасс были проложены внутри страны и далеко за ее пределами.
Руководство ГУП «Аэропорт Благовещенск» поздравляет всех работников и ветеранов гражданской авиации с предстоящим 90-летием образования отрасли! Для России и Дальнего Востока, с нашими огромными расстояниями и труднодоступными территориями, бесперебойная работа гражданской авиации имеет особое значение. Желаем всем успехов, счастья, благополучия и чистого неба!
Добавить комментарий
Комментарии