О десятках тонн контрафактного алкоголя, поступающего в Благовещенск из Северо-Кавказского региона, безработных грабителях грузовых составов и поведении подвыпивших амурчан в поездах «Амурской правде» рассказал начальник Благовещенского линейного отдела Забайкальского ЛУ МВД на транспорте Тофик Нифталиев.
Специфика работы
Благовещенский линейный отдел на транспорте сегодня обслуживает множество объектов. На плечах его сотрудников поддержание законности на участке железной дороги Томичи — Благовещенск, а также сопровождение нескольких пассажирских поездов до станций Среднебелая и Шимановская. Водная зона ответственности благовещенских транспортников насчитывает 3220 километров по рекам Амур, Зея и Бурея, поддержание правопорядка на Благовещенской таможне тоже входит в их обязанности. Что касается воздушного транспорта, то, помимо международного аэропорта Благовещенск, сотрудники отдела работают на аэровокзалах Свободного, Зеи и Экимчана. На железной дороге и в аэропортах ловят в основном охотников за чужим добром и запрещенные грузы, на реках — браконьеров и контрабандистов.
— Специфика работы линейного отдела на транспорте заключается в том, что сам по себе транспорт, хоть железнодорожный, хоть авиа-, хоть водный, связан с технологическими процессами. Он является источником повышенной опасности, плюс ко всему всеобщая доступность. На транспорте и при пересадках жизнь и здоровье людей подвергаются риску, — рассказывает Тофик Фатиевич. — Тут и опасность диверсионно-террористических актов. Например, недавно у нас было ложное заявление о теракте на благовещенском вокзале. Мужчина позвонил в полицию и сообщил, что объект заминирован. При этом никаких требований не предъявлял. Проверка вокзала ничего не дала, а звонившего мы задержали уже через несколько часов. Наши сотрудники возбудили уголовное дело, экспертиза показала, что этот человек психически не здоров. По решению суда ему назначено принудительное лечение.
С пьяными не по пути
Как нигде актуальна проблема нетрезвых пассажиров на железнодорожном транспорте. Свежий пример — буквально неделю назад на вокзале Благовещенска трое хорошо выпивших пожилых людей — мужчина и две женщины — устроили настоящий цирк, когда их отказались пускать в вагон. Одна из женщин, изрядно гульнув, возвращалась из Благовещенска в Хабаровск, а родственники в таком же состоянии пришли ее провожать. Проводник увидела, что пассажирка ведет себя неадекватно и по пути следования может создать проблемы пассажирам и поездной бригаде. Когда бабушке отказали в перевозке, вся троица начала вести себя еще более вызывающе: выражаться нецензурной бранью в адрес работников поезда и подоспевших сотрудников линейного отдела.
Надо сказать, что если в билете проводник ставит отметку, что в перевозке отказано, то проездной документ является недействительным и обмену или возврату не подлежит. Когда попытка сдать билет в кассе не увенчалась успехом, разразился еще больший скандал — нетрезвые старушки стали бросаться под колеса трогающегося поезда. В итоге сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «Оскорбление представителя власти». Статья предусматривает ответственность в виде штрафа до 40 тысяч рублей или исправительных работ на срок до одного года.
— По железной дороге мы сопровождаем пассажирские поезда. Один из самых проблемных это Благовещенск — Чита. Наши сотрудники ведут его на участке от Благовещенска до Шимановска, иногда до Среднебелой, дальше сопровождение принимают наши коллеги из Белогорска Сковородина. Дешевые билеты сказываются на контингенте — едут студенты, вахтовые работники, уволенные в запас солдаты-срочники. В общем, люди, которые нередко в дороге любят выпить, а это драки, скандалы. Довольно часто совершаются кражи личных вещей — сотовых телефонов и прочего, — говорит начальник линейного отдела, заглядывая в бумаги. — При этом в сопровождаемых нами поездах в 2012 году не допущено ни одного преступления. Три кражи были в составах без сопровождения. В прошлые годы — в разы больше.
Грабители с мешками
Отдельная больная тема для транспортной полиции — грузовые поезда, из которых постоянно кто-нибудь норовит что-то стянуть. На железной дороге обычно воруют уголь, железные трубы, металлолом. Березовка, Среднебелая, Томичи — три станции, которые в этом плане создают проблемы Благовещенскому линейному отделу. По статистике, в этой местности 60 % безработных, денег на дрова и уголь, чтобы отапливать жилье, у многих нет, вот и воруют с поездов.
— Например, по однопутной железной дороге на Благовещенск идет пассажирский поезд, грузовой в это время останавливается его пропустить. Этим пользуются некоторые жители местных сел. В 2011 году мы возбудили два уголовных дела по хищению угля. Люди просто поставили продажу ворованного топлива на поток. Забирались на стоящий состав, накладывали уголь в мешки и сбрасывали вниз. За время стоянки, которая длится обычно около полутора часов, им удавалось добыть до двух тонн угля, который предназначался для Благовещенской ТЭЦ и других предприятий, — вспоминает Тофик Нифталиев.
До 2010 года у Благовещенского отдела был линейный пункт на станции Среднебелая, потом во время реформирования его пришлось ликвидировать, так как не хватало сотрудников. Получилось, что на участке в 107 километров не было транспортных полицейских. В случае какого-либо происшествия следственно-оперативная группа добиралась из областного центра полтора-два часа, не успевая застать ни грабителей, ни сам поезд. Не так давно пункт удалось восстановить. Сейчас там работают двое полицейских — начальник пункта и полицейский-кинолог со служебной собакой. Теперь до приезда группы преступниками занимаются они, иногда задерживают с поличным. В 2012 году в зоне обслуживания Благовещенского линейного отдела было совершено девять краж железнодорожных грузов.
Водка из Осетии и шубка Смеховой
— В 2012 году мы активно отслеживали поступление контрафактной алкогольной продукции. В частности, в разное время задержали и изъяли три 20-тонных контейнера водки с поддельными акцизными марками. Продукция поставлялась из Северной Осетии. Общая стоимость этих нелегальных грузов — более восьми с половиной миллионов рублей, — подчеркивает начальник отдела. — Задержали на станции Благовещенск, возбуждены уголовные дела. В отношении продукции решается вопрос об обращении в доход государства. Такая практика есть — алкоголь отправляют на переработку на один из заводов на западе страны. В таких делах и многих других тесно сотрудничаем с отделом экономической безопасности ФСБ, они оказывают нам большую практическую помощь.
Еще одна громкая история связана с пропажей в Благовещенском аэропорту меховой накидки Алики Смеховой во время «Амурской осени-2012». Линейный отдел со своей стороны провел все необходимые проверки, но ничего не обнаружил. В итоге это дело передали городской полиции.
— Здесь есть нюанс — актриса обнаружила пропажу не в аэропорту, а в гостинице. То есть преступление могло быть совершено не на нашей подотчетной территории, а до или во время посадки в самолет, проезда к месту размещения, заселения и так далее. Мы проводим работу, чтобы не допустить хищений ручной клади и багажа. В частности, для этого во время разгрузки багажных отделений самолетов присутствует наш сотрудник с видеокамерой, которая фиксирует весь процесс, — поясняет Тофик Фатиевич. — К этой практике мы пришли после того, как в московских аэропортах Домодедово и Внуково участились кражи при погрузке. А выявляется же все в пункте назначения.
Рабочий некомплект
В Благовещенском линейном отделе сегодня работают 105 сотрудников. По обслуживанию воздушного транспорта сотрудников хватает, считает начальник линейного отдела. А вот железная дорога и речной порт Благовещенск требуют большего присутствия. Например, ежедневный поток пересекающих границу доходит до пяти тысяч человек, а за этим следит один-единственный сотрудник линейного отдела. В 2012 году в речном порту линейного пункта полиции Благовещенска зарегистрировано 34 преступления, в 2011-м — 41. В основном это кражи и контрабанда. Здесь спасает видеонаблюдение и содействие со стороны таможенников, пограничников и охраны «АмурАССО».
— Так, в прошедшем году у гражданина Австралии по пути из Китая пропали два смартфона и ноутбук. В результате плотной работы нам удалось выявить виновного и возвратить имущество хозяину, который к тому времени уже улетел на другой континент. Позже пришло сообщение, что этот человек обратился в Главное управление МВД на транспорте в Москве с просьбой объявить благодарность нашим сотрудникам, — отмечает Тофик Нифталиев. — Есть еще контрабанда бивней мамонта, пушнины, леса — все это выявляем во взаимодействии с таможней.
Если бы число сотрудников увеличилось, можно было взять под сопровождение больше пассажирских и пригородных поездов, но сейчас такой возможности нет. Нехватка людей ощущается и в уголовном розыске — сотрудники дежурят сутками без отдыха, а если учеба или отпуск, замену не найти.
Зато со снабжением проблем практически нет. Осенью отдел переселился в новое здание. Забайкальское линейное управление выделило новую технику — четыре машины. Всего в распоряжении отдела 20 автомобилей. Многие уже подходят к полной выработке своего моторесурса, вопросы по их замене сейчас решаются. Еще у транспортников есть два полицейских катера и одно судно на воздушной подушке. Скоро из Читы для нужд отдела поступит еще один патрульный катер.
94 года со дня образования российских органов внутренних дел на транспорте исполняется 18 февраля.
Добавить комментарий
Комментарии