Николай Литвиненко знает все об истории РЖД.Николай Литвиненко знает все об истории РЖД.

Необычную историю рассказал корреспондентам АП хранитель музея Николай Литвиненко. 17 лет свободненский пенсионер собирал уникальные экспонаты и этап за этапом создавал историческую картину развития Российской железной дороги. Большинство раритетов — не просто немые свидетели прошлой жизни. Они до сих пор выполняют свой служебный долг. Вагонные фонари горят, макеты поездов двигаются, патефоны и граммофоны исполняют «Вальс на сопках Маньчжурии», телефоны звонят, а при помощи азбуки Морзе можно передать послание.

Железнодорожный первопроходец

Сколько лет он отдал Амурской железной дороге, Николай Федотович и сам не помнит. Как и все свободненские мальчишки, в 1939 году, выполняя задачи Сталина, строил детскую железную дорогу. Во время войны в возрасте 13 лет начал управлять паровозом.

— Малая железная дорога ни дня не простаивала, была связующим звеном, — вспоминает Николай Литвиненко. — Ведь тогда в городе не было транспорта, все уходило на фронт. Народ даже велосипеды сдавал. Мы, воспитанники малой железной дороги, занимались перевозками, забирали сельхозпродукцию из лагерей БАМлага, ездили на мясокомбинат. Наш маленький ученический состав подъезжал к большому паровозу и разгружался. Погрузкой занимались женщины, вооруженные наганами. А нам, голодным пацанам, есть так хотелось! Хотя в военные годы, я, как взрослый, в день получал 600 граммов хлеба — двойную норму, 3 куска сахара и 20 граммов сливочного масла. Все не съедал — нес двум младшим братьям.

Он и сам, как живая история РЖД, самим же и запечатленная. Выйдя на пенсию, Николай Федотович не захотел прощаться с любимой работой и нашел дело по душе — стал создавать музей, собирал экспонаты, делал стенды для экспозиций и макеты. Подобного музея нет ни в Сибири, ни на Дальнем Востоке, считают сведущие люди.

История, как и стрелки часов, движется по кругу. Об этом свидетельствуют старинные часы «Густав Беккер» в ореховой оправе. Как рассказывает Николай Литвиненко, с 1893 по 1945 год они отбивали каждый час в Харбине, в кабинете начальника КВЖД.

Время двух границ

— Строительством КВЖД руководили русские, — поясняет Николай Федотович. — Туда шла вся наша техника и оборудование. Когда в 1945 году советские войска разгромили японцев и освободили Маньчжурию, то вывезли из кабинета всю мебель и часы. Трофей привезли в Свободный и поместили в кабинет начальника Амурской железной дороги, где он провисел еще полвека, а потом попал в музей. Кстати, странствующие немцы, заглядывающие сюда, узнают свое производство, рассматривают часы, гладят, улыбаются.

По словам Николая Федотовича, за все время его знакомства с часами «Густав Беккер» ни разу не остановился. Не спешит и не отстает. «Раз в три недели медные гири опускаются на пол. Мы их подтягиваем, и время продолжает течь дальше. Периодически смазываем механизм машинным маслом. Главное — часы не шевелить и не передвигать, — говорит почетный железнодорожник». К слову о быстротечности нашего времени, которое не подвластно «Густаву Беккеру», — возраст уникальных часов, связывающих две границы, никому не известен. На маркировке нет даты изготовления. Николай Литвиненко считает, что им почти 200 лет, изготовлены они были еще во времена Наполеона и Пушкина.

Это не единственные часы в Свободненском музее истории и развития железной дороги.

Еще одни ходики сделал Павел Буре. И по возрасту российский экспонат ни в чем не уступает немецкому.

— Если судить по корпусу, им тоже около 200 лет, — заявляет пенсионер. — Павел Буре специализировался на изготовлении часов для железных дорог. Они были карманные, ручные, настенные. Последними снабжались все дежурные по станции. Помните у Якубовича в «Поле чудес» был такой вопрос: «Что прятал дежурный по станции в сейф, уходя на ночь?». Раньше поезда ходили только днем. Где состав заставала темнота, там он и останавливался. Эти часы лежали в кладовке у начальника станции Мухинская. Я приехал за ними, починил. Пружина там погнулась. Вообще у этих вещей механизм очень простой, потому и вечный.

Литвиненко, как и его часы, верен своему делу и точен во всем. Сегодня 83-летний ветеран Великой Отечественной войны часто приходит в родное здание, проводит экскурсии. На вопрос, зачем ему все это нужно, Николай Федотович отвечает: «Специалист, не знающий историю своей специальности, никогда не будет хорошим специалистом!»

ЦИФРЫ

20 движущих экспонатов насчитывает музей истории и развития Амурской железной дороги.

150 лет патефону и граммофону.

200 лет тикают часы «Густав Беккер».