«ЗАКРОЙТЕ ODNOKLASSNIKI!»

— Дмитрий Сергеевич, амурчане рассказывают вам о нарушениях в интернете?

— Прошлым летом был небольшой всплеск в связи с принятием закона «О защите детей от вредной информации» и возникновением так называемого «реестра черных списков сайтов». Жаловались на все, но в основном на социальные сети «Вконтакте» и «Одноклассники».

— И каков был процент адекватных заявлений?

— Если честно — ни одного. Типичная жалоба выглядела так: «В социальной сети такой-то размещается информация, пропагандирующая педофилию. Доколе мы будем жить в таком страшном обществе и тому подобное? Отреагируйте! Закройте сайт». Просто закройте и все. Не разбираясь. Ни ссылки, где конкретно это нарушение, не описания, как его искать. Зайдете — и сразу налево!

— Каким образом ведется мониторинг интернета?

— Вручную. Форумы и информагентства просматриваются в ручном режиме. Мониторингом занимается один человек.

— В целом в амурском интернете на форумах, в СМИ много экстремизма?

— Вы радио «Эхо Москвы» слушаете?

— Обязательно.

— Тогда вы, наверное, заметили, что федеральное «Эхо» весьма агрессивно. Но как только вставка местного контента, так там все хорошо. Все доится и растет. В принципе в нашей области местный контент весьма благообразный. Конечно, если взять интернет, то там немного жестче. Но в целом у нас спокойный регион. В амурском интернете безумцев меньше. Как показывает практика, чем больше регион, тем больше в сети людей со странностями. Раньше они просто строчили письма по 100 страниц и рассылали в прокуратуру и прочие надзорные органы. Сейчас интернет дает им возможность высказываться на форумах.

С ВИЛАМИ В ИНТЕРНЕТ

— Амурские интернет-СМИ нарушают закон?

— В интернете сложно выделить некий «амурский сегмент». Информагентства регистрируются в Москве, а контроль в этой сфере весьма обширный. Мы смотрим те СМИ, о которых точно знаем, что их редакция находится здесь. То есть из интернет-ресурсов мониторим «Амур.инфо» и «Порт Амур». Надо отдать должное этим информагентствам и их модераторам — они самостоятельно удаляют некоторые сообщения, которые мы только успеваем заметить.

— Если, например, я на форуме «Амур.инфо» позову всех взять вилы в руки и идти свергать государственный строй?

— В этом случае существует определенная структура взаимодействий. Когда нам становится известно о нарушении, мы обращаемся к модератору сайта или главному редактору и сообщаем о нем. Если он не видит здесь экстремизма и игнорирует нас, тогда уже вина в написанном ложится на плечи главного редактора и включается другой механизм. Делается экспертное заключение, мы подаем в суд, и если последний встает на нашу сторону, нарушителю выносится предупреждение. Два предупреждения — и свидетельство о регистрации СМИ аннулируется.

«МНЕ, КАК ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ, ПРОЩЕ ОБЩАТЬСЯ С ПРОВАЙДЕРАМИ»

— На работу интернета, качество связи жалуются?

— Да. Причем преимущественно жалуются на «Ростелеком» — если сравнивать из всего потока, соотношение 10:1. Причем единственная жалоба на другого провайдера обычно трудно проверяемая. Например прошлым летом была жалоба на работу МТС — у абонента не было мобильной связи один день. Он на них обиделся и пожаловался, мы с этой компанией судились. Но в итоге суды закончились вместе с истечением срока давности.

Безусловно, «Ростелеком» — это единственная компания в нашей области, которая оказывает услуги связи с максимальным охватом. Им нужно отдать дань уважения за то, что они не выбирают себе отдельные районы, где удобнее, а работают практически повсеместно. Их все ругают, и я их самый непримиримый оппонент, но компания постоянно повышает планку качества связи, снижает тарифы. Но их самый главный грех — неумение общаться с людьми. Поэтому на них идет постоянный поток жалоб, и во многом они обоснованны. А мы в таких случаях действуем сурово и по всей букве закона, несмотря на понимание ситуации.

— А у вас дома какой оператор?

— «Ростелеком».

— ???

— Нет, можно поставить «Телевокс», но ведь я должен быть в курсе, насколько действительно прав или неправ «Ростелеком». Из этих соображений стараюсь не менять провайдера. Кстати, я не использую свои знакомства в случае возникновения каких-то проблем. Но зато мне потом с ними в судах проще общаться.

КОЛИЧЕСТВО ПРОВАЙДЕРОВ РАСТЕТ

В прошлом году в Амурской области появилось два провайдера: «Городок» и «Единая городская сеть». Оба — в Благовещенске. Новых игроков за пределами областного центра у нас не регистрируется. Специалисты отмечают, что это связано с рядом обязательных условий. В частности, новый оператор обязан протянуть канал связи до управления ФСБ по Амурской области, а это себе могут позволить далеко не все. Но в общем число провайдеров растет. Работники Роскомнадзора периодически закрывают пункты коллективного доступа в интернет, которые организовывают в различных кафе, открытые незаконно.

СТАНДАРТНАЯ ЖАЛОБА НА ИНТЕРНЕТ

Работники Роскомнадзора описали, как выглядит стандартная жалоба на самого крупного провайдера в Приамурье. По их словам, в одно время были популярны жалобы, что у абонентов вместе с задолженностью за интернет отключали телефонную связь. Последние полгода сетуют на то, что в договоре написано «Скорость до 2 мегабит в секунду», а абонент жалуется на то, что скорость идет в два-три раза меньше. Но для этих случаев в законодательстве есть зацепка — оператор связи обязан указывать минимальную скорость для абонентов. Основываясь на ней, областной Роскомнадзор уже выиграл один суд.

30 процентов жалоб  на интернет-провайдеров, доходящих до суда, Роскомнадзор выигрывает.

14 провайдеров работают в Амурской области.

4 провайдера в регионе существуют вне Благовещенска: ЗАО «Круг», «Транссвязьтелеком» и «Регион-28» осуществляют доступ в интернет в Тынде, «А-Линк» работает в Белогорске.

2 компании в регионе являются основными поставщиками интернета: «Ростелеком» и «ТрансТелеКом».

512 кбит/с — средняя  скорость доступа в интернет.

Дмитрий Батурин: «Основная проблема нашей малонаселенной области — отсутствие конкуренции».