Достижение недостижимого
— Родители считают, что ребенку-инвалиду и так не сладко, стараются ограждать от лишних нагрузок. Логика проста: если он все равно не будет работать на химическом предприятии, то зачем тогда пятерка по химии? Когда эти дети вырастают, то на них не смотрят как на равных, они чувствуют себя униженными, не могут создать семью, найти друзей, весь круг общения — случайные люди. Многие заканчивают алкоголизмом, — Сергей рассказывает это под мерное поскрипывание собственной инвалидной коляски.
Ему 46, неходячий стаж почти пожизненный — виной всему наследственное заболевание. Свои последние самостоятельные шаги он сделал в младших классах средней школы. Потом болезнь взяла свое, а жизнь превратилась в нескончаемое достижение недостижимого. В нем нет и малой толики зажатости. Открытый уверенный взгляд, очень грамотная лекторская речь. Голос — бархатный баритон и благородная седина в безукоризненной прическе. Сергей очень яркий представитель настоящей интеллигенции. С ним интересно поговорить, что называется, «за жизнь и за политику».
— Меня родители не жалели, за что я очень им благодарен, — продолжает дипломированный инженер-строитель. — Помню, в старших классах все время мучился одним вопросом: как жить после школы? Вспомните 80-е годы. На уровне государства никаких судьбоносных решений по таким, как я, общественных организаций инвалидов нет, интернета нет, опыта ни у кого нет. Элементарные вещи спросить не у кого.
Он решил учиться несмотря ни на что. Сидя в четырех стенах родного дома, ждал прихода школьных преподавателей, тщательно готовился к каждому уроку. Смотрел в окно на здание проектного института и понимал, что более близкого места работы не найти. Было страшно, ведь проектирование — это работа со специфичной информацией, общение, обсуждение, куча согласований, экспертиз. А он в коляске. Но рискнул и, по сути, стал первопроходцем.
Неудобный специалист
После школы поступил в техникум и блестяще его окончил. По привычке и жизненной необходимости занимался на дому. С главным проектировщиком института молодой дипломированный специалист разговаривал с дрожью в сердце, всеми силами скрывая волнение. Нужен ли он им такой — неудобный? С инвалидностью первой группы. На руках диплом по специальности «гражданское и промышленное строительство». А еще справка, в которой как приговор сухой канцелярский штамп: «Нетрудоспособен. Нуждается в постоянном постороннем уходе».
Сколько жизней испортили эти слова, сколько поломали судеб? Каких усилий стоило молодому, прикованному к коляске парню перешагнуть через чужие стереотипы, чтобы прорубить окно в собственное будущее.
Он оказался нужен — ему дали добро на первом же собеседовании. И в справке о нетрудоспособности тут же появилась еще одна надпись: «Может выполнять работу по специальности на дому». Жизнь в четырех стенах завертелась с невиданной скоростью. Обычному человеку этого не понять. Задания приносили на дом, прямо в коридоре прописалась большая чертежная доска. Сергей пошел дальше — за высшим образованием. В итоге он стал обладателем сразу двух вузовских дипломов: один по родной строительной специальности, второй — по английскому языку. Работал и учился одновременно.
— Для таких, как я, жизнь непредсказуема. Хотелось подстраховаться, взять все, что возможно. Конечно, я не мог рассчитывать на какие-то глубокие консультации, и тем более на дому, — вновь углубляется в воспоминания Сергей. — Нужно понимать одну вещь: преподаватель будет с удовольствием приходить к тебе на дом только в случае реальной отдачи.
Старался увлечь педагогов своей успеваемостью. У них появился профессиональный интерес ко мне — не каждый день доводится обучать человека в необычных условиях и с необычными возможностями. То же касается однокурсников. Брал телефон, звонил, представлялся, приглашал к себе. Люди приходили, мы общались, помогали друг другу. Это позволило мне не затеряться. Экзамены принимали в этой же комнате.
Ноги не нужны
Проектный институт, как и многие предприятия, перестал существовать в середине 90-х. Даже людям без физических недостатков не хватало работы, чего уж говорить об инвалидах. Рассчитывать на родителей и бабушку Сергею не приходилось. Он сам не видел пенсию месяцами, зарплату, кажется, совсем никому не платили.
Народ спивался, выходил на большую дорогу, успешные люди с руками, ногами и головой на плечах катились по наклонной. Сергей такой слабости себе позволить не мог. Взялся за подготовку студентов. Его орудием труда стали родные сопромат, термех, строительная механика. У девяти из десяти учащихся инженерных вузов эти предметы вызывают дрожь в коленях, а он играючи жонглировал формулами, расчетами, проектами и чертежами. Двоечники платили за знания наличкой, которая шла на питание всей семьи.
Сейчас Сергей уже не нуждается в излишней рекламе — люди сами идут. План домашних консультаций расписан на две недели вперед.
— При необходимости могу и лекцию прочитать, — уверенно говорит Сергей. И почему-то даже сомнений не возникает в его словах. Ему бы собственную кафедру и лекционный зал со студентами… В напряженном рабочем графике Сергей находит время и для активной общественной работы — является заместителем руководителя общественной организации граждан-инвалидов «Преодоление».
— Сейчас у людей с нарушением опорно-двигательного аппарата гораздо больше возможностей. Так называемая безбарьерная среда дает свои результаты. Те же пандусы для наших колясок появляются. Есть реальные бюджетные программы переобучения инвалидов, центр занятости активно помогает в трудоустройстве. В общем, возможности для самореализации есть!
Благодаря интернету получить образование сегодня можно и в глубинке. Даже работать можно, не выходя из дома: зачем бухгалтеру куда-то выходить? Для интеллектуального труда ноги не нужны! Государство и общество не могут дать только одного — желания учиться, а спрос на хороших специалистов будет всегда.
Трудоустроен каждый третий
— 957 инвалидов признаны безработными областной службой занятости в прошлом году;
— 270 граждан с ограниченными возможностями получили возможность трудоустройства;
— 65 человек получили специально созданные (оснащенные) рабочие места;
— 78 инвалидов трудоустроены на временную работу.
6 миллионов 355 тысяч рублей — объем финансирования программы трудоустройства инвалидов Амурской области в 2013 году. В рамках программы планируется создать около ста дополнительных рабочих мест.
Добавить комментарий
Комментарии