В китайском городе Алексей Алексеевич провел несколько часов. Он набирал материал для своей программы, и поездка из Благовещенска в приграничный Хэйхэ была запланированной. На встрече с амурскими студентами Алексей Венедиктов отметил, что его интересует анклав Хэйхэ — Благовещенск, несет ли он какую-то угрозу России. Также главред был намерен узнать, сколько россиян переезжает на постоянное место жительства в Хэйхэ, волнует ли это местного мэра, каким видит он сотрудничество с Россией и допустимо ли, чтобы благовещенцы на своих машинах разъезжали по улицам Хэйхэ. Текстовой вариант появился на сайте радиостанции. АП публикует беседу Алексея Алексеевича и Чжана Эньляна.
— Господин мэр, что является самым трудным в работе мэра такого странного города, как Хэйхэ?
— Вы знаете, наверное, у Хэйхэ уникальное географическое расположение. Он находится очень близко от города Благовещенск и поэтому занимает особое место в развитии экономики. Несет большую ответственность в сфере развития сотрудничества между Китаем и Россией. Со своей стороны мы, конечно, высоко оценили визит Си Цзиньпина в РФ. Но я считаю, что отношения между государствами лежат в основе дружбы между народами. На самом высшем уровне принимают решения по укреплению отношений между нашими странами. А все конкретные планы осуществляются именно на нашем уровне. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, для меня, мэра города, самое главное — как мне надо осуществить те решения, те постановления, резолюции, которых добились на самом высшем уровне. В прошлом город успешно развивал свое сотрудничество с Россией. В будущем такое сотрудничество получится еще лучше. Нам предстоит задать больше вопросов в этом смысле. Поэтому для меня в настоящее время самая главная задача – разрешить вопрос по переходу между нашими городами.
— В чем проблема, господин мэр?
— Допустим, построить большой мост через реку Хэйлунцзян, Амур. Я хорошо помню, что прошло 18 лет, как наш премьер обменялся нотами в Москве с вашим премьером. Но для развития экономики, для повышения товарооборота между нашими городами переход занимает очень важное место, тем более для общения между простыми людьми. Поэтому без моста нам будет сложно. Поэтому строительство большого моста через реку — думаю, общая мечта и народа города Хэйхэ, и народа Амурской области. Все мы мечтаем об этом. Это будет иметь особое значение для повышения товарооборота между нашими городами, и тем более для простых людей. Они, допустим, могли бы позволить себе прокатиться на своей машине в Благовещенск, то же самое амурчане могли бы позволить и себе.
— Вы пустили бы сюда машины с левым рулем из Благовещенска?
— Город уже открыт для российских граждан. Как называется, это народная свободная зона. Российские граждане при наличии заграничного паспорта могли бы просто приехать к нам, просто по заграничному паспорту. Мы постараемся, чтобы в недалеком будущем российские граждане могли бы позволить себе на своей машине приехать к нам в город Хэйхэ. Но если был бы мост, было намного проще.
— В общем, 18 лет мечтать — это долго, господин мэр.
— Да. В принципе с нашей стороны все уже почти к строительству большого моста готово. И документы, разрешения, и компания, претендующая на строительство большого моста, и финансовые средства. И я хорошо знаю, что губернатор области Олег Николаевич Кожемяко тоже стремится всеми усилиями к этому проекту. Мне сказали, что вроде уже есть какие-то положительные результаты. Наверное, в апреле или мае будет церемония по проекту большого моста. Но для этого нужна помощь со стороны министра транспорта РФ по оформлению всех необходимых документов, допустим, и так далее.
— Я спрошу у господина министра.
— Было бы еще лучше, если бы вы смогли пригласить его к нам.
— На открытие моста? Тогда придется ждать еще 18 лет.
— С вашей помощью мы все-таки добьемся этого. Желательно со стороны радиостанции «Эхо Москвы», вы всегда будете обращать свое большое внимание на строительство большого моста. Это очень хорошо. Допустим, когда будем закладывать фундамент, когда уже половина построена; допустим, когда окончательно построен мост — желательно, что будете всегда следить за этим проектом.
— В этой связи я перед поездкой сюда спросил господина Шувалова, первого вице-премьера правительства России, на что нужно обратить внимание, что ему кажется важным здесь. И он мне сказал: «Обрати внимание на возможность канатной дороги между Благовещенском и Хэйхэ». Как господин мэр относится к этому проекту?
— Инициатором этого проекта является российская сторона. Но с нашей стороны мы, конечно, тоже собираемся оказывать ей свою помощь и поддержку. В будущем я очень хотел бы надеяться на то, что между пунктами пропуска Хэйхэ и Благовещенска будут переходы и на воздухе, и на реке, и под рекой. Допустим, по воздуху — канатная дорога, чтобы туристы могли бы любоваться природой обеих сторон, а на реке — большой мост через реку Амур. Под рекой — канал, туннель. Когда все проекты будут осуществлены, это будет иметь очень большое значение для развития города Хэйхэ.
— В этой связи некоторые люди в Москве говорили мне, что много российских граждан, в основном пенсионеры, стали покупать квартиры у вас в Хэйхэ. Во-первых, беспокоит ли это вас?
— Нам бы очень хотелось, чтобы российские граждане у нас и просто покупали квартиры, и просто отдыхали себе на здоровье, и жили у нас городе. У нас намерение строить русскую деревню, русский городок. Именно уже с учетом того, какие традиции у русских, какие планы они хотят видеть в этом городе. Желательно, что и вы будете у нас приобретать.
— Я подумаю. Тем не менее, есть ли у вас какие-то цифры, господин мэр, сколько российских граждан уже постоянно живут в Хэйхэ и сколько граждан Китая или горожан живет в Благовещенске уже постоянно?
— Ну, конечно. Я хочу сказать, что, честно говоря, не разбираюсь в конкретных цифрах, но точно знаю, что немного. Наверное, в будущем это будет такая тенденция, что российские граждане у нас покупают квартиры. Но пока маловато. Наверное, по мере развития города даже будет такая возможность, что китайские граждане покупают там свою квартиру. У нас есть планы именно по строительству приграничной зоны развития экономики. С нашей стороны мы, допустим, оградим земельный участок, с вашей стороны тоже будет такой участок земли. В этой зоне мы будем совместно развивать какие-то промышленные предприятия.
— Правильно я понял, промышленные предприятия?
— Да, промышленные. И высокотехнологичные. Если в будущем такие предприятия будут работать и заниматься в этой специализированной зоне, тогда мы получим от государства какую-то льготную политику именно для таких предприятий. Таким образом, наверное, появится еще больше желающих покупать квартиры и у нас, и у вас.
— В этой связи, можете ли вы, господин мэр, сказать, приезжает ли в город Хэйхэ на постоянное место жительство молодежь?
— Таких очень мало, кто на постоянное жительство. Но бывают такие молодые люди, молодожены в частности приезжают на несколько дней просто на отдых к нам в город.
— Тогда какое будущее города, если молодежь не приезжает? Вообще, если молодежь не приезжает, какое будущее Хэйхэ?
— Да, это очень актуальная проблема для нас. Многие студенты уехали отсюда, поступили в вузы, по окончании вузов начали жить и работать в других крупных городах — Пекине, Шанхае. Вместе с тем, есть большая доля из них, которая возвращается в свой родной город и живет, и работает здесь. Потому что город, сама экология у нас в городе очень чистая. Просто для проживания это очень идеальное место. Но конечно, многие молодые люди сейчас живут и работают в Пекине, но, с другой стороны, они иногда чувствуют себя не так хорошо, хотят покинуть такой крупный город. Наверное, там такая туманная погода, пробки на дорогах. Но сейчас с течением времени все больше молодых людей знают, что можно выбирать и маленький город и там хорошо жить. Что город сам по себе развивается.
— В этой связи, рабочие места в каких отраслях народного хозяйства вы предлагаете молодежи в городе?
— Сложно сказать, на какие именно работы в основном претендуют молодые люди. У каждого свое мнение. Наверное, самое главное — это найти любимую работу. Раньше молодые люди предпочитали поступать на работу в государственные органы, госслужащими, быть, допустим, мэрами. Но некоторые уже осознали, что это, наверное, не один из самых хороших вариантов. Они сейчас свободно выбирают себе профессию.
— Они-то выбирают, а что вы им предлагаете?
— У нас есть льготная политика для молодых людей, если они хотят заниматься бизнесом. Мы поселяем их. С другой стороны, когда у нас учредят промышленные и какие-то предприятия, если мы с российской стороной учредим какое-то совместное предприятие, для молодых людей это тоже одна из возможностей устроиться на работу. Чем больше таких совместных предприятий, тем больше шансов для молодых людей. В частности, для переводчиков, которые знают либо китайский, либо русский язык.
— Последний вопрос, господин мэр. На радио «Эхо Москвы» каждому гостю — министрам, мэрам, президентам — мы задаем один и тот же вопрос. Этот вопрос называется «первый рубль». В вашем случае это первый юань. Расскажите, пожалуйста, как вы своей жизни заработали и потратили первые деньги. Например, президент Клинтон рассказал нам, что он заработал тем, что косил траву у соседей на лужайке. Они ему заплатили доллар. А президент Ширак сидел с ребенком у соседей и так заработал первый франк. Как baby sitter. Как няня. Так вот мой вопрос мэру Народного правительства города Хэйхэ Чжану Эньляну. Как он заработал и потратил свой первый юань?
— Хочу сказать, что не один юань я заработал. Первая моя зарплата — 100 юаней, по-моему. Я тогда отдал всю свою зарплату родителям. А мои родители отдали это в банк на сберкнижку для того, чтобы в будущем потратить на женитьбу, на свадьбу.
— Заработал-то где?
— Управление по развитию зерновых ресурсов, район Большого Хингана, как простой рабочий.
— А сколько лет было мэру тогда?
— 22 было.
— То есть даже на мороженое не потратил?
— Я не все отдал родителям, а чуть-чуть себе.
— Все-таки оставил. Спасибо большое, господин мэр.
Добавить комментарий
Комментарии