КТО СПАСЕТ КРАСОТУ?
— Оксана Леонидовна, что для вас на конкурсе было самым трудным?
— Из конкурсных заданий самой сложной была беседа с учениками — ведь мы впервые друг друга увидели только в классе. Разговорчивые они или молчуны, я не знаю. Тему беседы дети выбирают сами из пяти предложенных за три минуты до звонка. Причем из этих пяти тем была одна, которой я побаивалась: «Возможен ли конец света». Ну не про мистику же и ужасы в четвертом классе разговаривать? Ведь надо вывести беседу на какой-то воспитательный уровень и сделать это за 20 минут (столько длится классный час). Дети зашли, сели: «О, конец света! Мы выбрали!» Я замерла. Думаю — ну все, попала! Вдруг слышу, в другом конце класса девчонки возмущаются: «А что это вы за всех выбираете? Мы тоже хотим сказать!» Оказалось, что девочек интересует вопрос: «Спасет ли красота мир?». Я осмотрелась — девочек в классе больше. Говорю: «А давайте голосовать!» И девочки победили, и мы начали говорить про красоту. А в процессе разговора к нам залетела планета Земля — огромный гелиевый шар в виде глобуса. Земля должна была появиться в любом случае, при любой теме, это была домашняя заготовка. Потом мы пришли к мысли, что красота Земли — это природа. Красота спасет мир, а кто спасет красоту? И мы с ребятами тут же стали решать эту проблему, дети стали волонтерами, придумали проекты спасения. Один мальчик говорит: «Я теперь буду всем объяснять, что нельзя разводить костры. Иначе не будет лесов, животные погибнут». В общем, все у нас получилось.
— Конкурс собрал 27 лучших педагогов области. Каким было общение внутри конкурса — вы чувствовали себя конкурентами или единомышленниками?
— Думаю, что все получили удовольствие от общения и каждый из нас победил сам себя. Когда находишься среди своих и тебя поддерживает коллектив — это одно. А когда приходишь на конкурс и все, кто рядом — тоже победители муниципальных конкурсов, вот тут становится страшно. Но у нас были очень хорошие курсы, где с нами поработали психологи, визажисты, журналисты, специалисты по культуре речи и актерскому мастерству. Мы поняли, что все мы — одинаковые, с одними и теми же страхами, и у нас началось нормальное общение.
ФЛАГ КЛАССА — ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО
— «Учитель года», на ваш взгляд, это в большей степени шоу или все же конкурс педагогического мастерства?
— Ни в коем случае не шоу. Ведь цель каждого участника — донести свою педагогическую идею. Я, например, пропагандировала идею семейного воспитания в школе. Показывала, что я этой работой занимаюсь и на уроке, и во внеурочной деятельности. Мне, как педагогу, очень важно, чтобы из школы вышел не только человек с аттестатом, но и будущий хороший семьянин. Меня поражает, что творится с институтом семьи в нашей стране. Молодые люди легко сходятся и расходятся, бросают детей. Надо с первого класса прививать ответственность за семью. Мы в нашем классе делаем семейные генеалогические деревья. Это объединяет семьи. Недавно услышала такое признание от родительницы: «Мы поехали в деревню к нашей прабабушке, она нам все рассказала, а через какое-то время ее не стало. Если бы вы дали это задание детям чуть позже, мы бы не успели все это узнать. Спасибо вам». Ради этого стоит работать!
— Дети сегодня эгоистичные, эгоцентричные и гиперактивные. Как вы с ними справляетесь?
— Дети изменились, потому что общество изменилось. Если раньше было коллективное воспитание, то сейчас каждый сам за себя, отсюда и проблемы. Но они решаемы — в том числе с помощью интерактивных упражнений, именно их я и показывала на своем мастер-классе. Например, флаг нашего класса — лоскутное одеяло. Дети принесли лоскуточки — каждый свой. Я им сказала: «Лоскуток — это личность, пусть он будет ярким, красивым и пусть показывает вашу индивидуальность». Мы сшили эти лоскутки, и теперь на всех публичных мероприятиях мы выносим флаг. Нас много, мы разные, но мы едины! Если кто-то из класса выступает на сцене и видит в зале наше лоскутное одеяло, для него это и повод улыбнуться, и поддержка. Понимаете, когда появляется связующая идея, все сразу меняется. В первый класс сегодня действительно дети приходят эгоистичные — есть домашние дети, которые не ходили в детский сад и привыкли, что все для них. Другие, наоборот, посещали и садик, и «Солнышки» с «Малышками», и они привыкли «звездить». В результате современные дети никого не слышат, кроме себя. Нужно учить их слушать и уважать друг друга, жить в коллективе. Ведь вместе гораздо интереснее!
— Вы говорите о семейном воспитании, а ваша семья — это…
— Это мой сын, ему 18 лет, он учится в финансово-экономическом колледже на 2-м курсе, при этом работает, и у него есть хобби — он диджей, организует вечеринки. В школе он был большим общественником, у него активная жизненная позиция. Мое участие в конкурсе — это и его идея и поддержка.
«МНЕ НУЖНО, ЧТОБЫ РЯДОМ БЫЛИ ДЕТИ»
— Вы сказали, что в школе работаете давно, но начальные классы ведете всего лишь второй год?
— Да, это мой первый набор, с тех пор как в 1994 году я получила диплом учителя начальных классов по окончании БГПУ. Все практики я проходила в благовещенской 25-й школе, сюда же была распределена после вуза. Но вакансий на тот момент не оказалось, и мне предложили должность пионервожатой. Потом, когда сменился строй, я стала педагогом-организатором. Потребовался учитель ОБЖ — я стала преподавать основы безопасности жизнедеятельности. Так и получилось, что с 1994 года я работаю в одной школе. А потом появились вакансии учителей начальной школы.
— И вы, наконец, дождались своих первоклашек?
— Я очень волновалась — думала: как же я приду в класс, столько лет прошло после института. Но в чем-то мне было легче — сегодня вводятся новые стандарты образования, я прошла курсовую подготовку и сразу начала работать по-новому.
— Видимо, вы очень преданный школе человек, потому что другой бы на вашем месте сто раз развернулся и ушел из школы, хлопнув дверью…
— А я не раз пыталась это сделать. Каждое лето на время своего длинного отпуска я устраиваюсь поработать. Давала себе установку: если понравится, то в школу не вернусь. И каждый раз первого сентября я шла на школьную линейку. Так я поработала и в журналистике, и в рекламе, и экскурсоводом в одной из турфирм. Даже пыталась открыть свое дело — у меня было агентство по услугам экспресс-поздравлений, мы благополучно просуществовали полгода и закрылись. Веду юбилеи, свадьбы и корпоративы — это мое хобби. Так что возможности уйти из педагогики у меня были.
— Что же вас в школе так крепко держит?
— Наверное, это мое призвание. Мне нужно, чтобы рядом были дети, разные ситуации, связанные с ними. Кроме того, дети — это ответственность, мне дали классное руководство в 5-м классе, и я не могла бросить своих детей, пока не довела их до 9-го. А сейчас мне малышей дали — ну как их оставишь? Тем более когда мы с ними так интересно работаем, когда я вижу, как они меняются.
КОНКУРСЫ ПРОТИВ ЗАСТОЯ
— Не все учителя хотят участвовать в педагогических конкурсах, многие считают, что они не нужны — лучше обратить внимание на школьные проблемы. Ваше мнение — нужен ли «Учитель года»?
— Сама так же думала: зачем мне за эти три дня доказывать, что я хороший педагог? Если кому-то это интересно, пусть придут на мои уроки и в классе посмотрят. Была абсолютно уверена в этом, пока не побывала внутри. Во-первых, я сама для себя открылась по-новому. Во-вторых, нас 27 человек, и если мы вернулись в свои школы немного другими людьми, с горящими глазами и новыми идеями, это уже хорошо. А иначе мы будем каждый сидеть в своем классе, видеть только своих учеников, не будем перенимать чужой опыт и делиться своим. А это застой.
Оксана Дмитриева будет представлять Приамурье на всероссийском «Учителе года —2013». Где он пройдет — в Москве или Сергиевом Посаде, пока не решено. Именно в этих городах живут победители 2012 года.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии