39-летний Сергей Саяпин погиб в январе 2011 года, без отца остались двое детей. Вместе с напарником на самосвале «Астра» он пересекал водохранилище, везя внушительный груз запчастей в механизированную колонну-74. Лед не выдержал, машина провалилась и пошла на дно, оба мужчины утонули. Вину возложили на погибших, а начальника участка мехколонны, отправившего их в рейс, оправдали. Отец Сергея категорически не согласен с таким вердиктом и добивается проведения доследования и пересмотра дела в суде. «Амурская правда» попыталась разобраться в этой запутанной истории.
Полынья на водохранилище: две версии
Суд счел, что в трагедии виноваты сами погибшие: большегруз, в нарушение полученных от руководства инструкций, пересекал водохранилище ночью. В итоге сбился с пути и сильно отклонился от маршрута, который наметил начальник участка мехколонны. Этот поворот в сторону от наезженной ледовой дороги и стал роковым — самосвал проломил лед и пошел на дно.
Однако Виктор Саяпин не согласен со следствием и упорно настаивает на том, что машина ехала строго по заданному маршруту, никуда не сворачивая с ледовой трассы. Ночь была лунная, видимость прекрасная. Заблудиться при такой небесной подсветке большегруз никак не мог, отмечает он. Спустя пару дней после трагедии Виктор с друзьями сына побывал на месте несчастного случая и сделал свой вывод: пролом во льду, уверяет он, находился на той единственной ледовой дороге, по которой ездили все машины. Проезжающим автомобилистам приходилось объезжать полынью на дороге, вспоминает мужчина. То, что самосвал никуда не сворачивал с трассы, доказывает и нетронутый наст снега вокруг, приводит еще один довод Виктор. Да и снега было так много, что свернуть куда-либо можно было только на вездеходе, считает он. Работой следствия отец погибшего явно недоволен.
— Следователь вызвал меня в первый раз к себе на дачу показаний только 28 апреля, когда растаяло Зейское водохранилище и не было видно это место пролома, — удивляется он такой нерасторопности.
Также в доказательство своей версии мужчина приводит мнение хабаровских водолазов, работавших на месте трагедии. По его словам, специалисты подтверждают — пролом находился на ледовой дороге.
Топливо и печка подвели
Причина для того, чтобы решиться пересечь водохранилище ночью, у напарников была серьезная, поясняет Виктор: заканчивалась солярка, печка в машине барахлила, был риск заморозить «Астру» на полпути до пункта назначения. При этом никто из коллег, хотя водители просили об этом, их так и не встретил. В итоге недостаток топлива стал поводом для несанкционированного ночного выезда на лед водохранилища.
— Было ведь 46 градусов мороза. Они звонили на базу и просили, чтобы их обязательно встретили, так как солярка на исходе. Плюс печка могла в любой момент окончательно сломаться. Когда никто к ним на помощь не приехал, деваться было некуда — выбор был или заморозить машину на берегу, или ехать вперед. Пришлось ехать, — сокрушается Виктор Вениаминович.
Лед трещал сразу
Сделать это напарники были вынуждены на свой страх и риск. По словам отца, лед под «Астрой» трещал еще на пути в Тынду, когда машина была порожняя и весила 14 тонн.
— Их отправили в командировку по тонкому льду, который еще по дороге туда сильно трещал. Они позвонили в мехколонну и предупредили об этом, — рассказывает Виктор.
Но никакой реакции на это сообщение не последовало. Со своими опасениями, что машина может проломить непрочный лед, водители остались один на один. Отец погибшего делает вывод: не важно, днем или ночью машина пересекала водохранилище. У большегруза, вместе с запчастями весящего 20 тонн, не было шансов проехать по такому льду в любом случае.
— Нормальный начальник должен был прислать кран, перегрузить это все, — сетует Виктор. — А их вот так подставили.
В то, что начальник участка мехколонны провел замеры толщины льда и проверил, насколько безопасным будет движение большегруза по льду, Виктор Саяпин не верит.
— В суде кругом фигурирует, что перед тем, как отправить их в рейс, начальник колонны выехал с одним из водителей, они замерили толщину льда, пробурив его, и в трех местах показания толщины соответствовали нормам. Но два дня спустя я приезжал на водохранилище и сделал замер льда, подъехав к месту провала. Толщина льда составляла 34 сантиметра. Если бы на самом деле до выезда в командировку делались замеры, то никто бы никуда не поехал, потому что только безумец мог послать при такой толщине льда такую тяжелую машину, — высказывает мнение Виктор.
Кроме того, он уверен, что в представленной в суде схеме маршрута движения подпись его сына подделана. Правда, проведенная почерковедческая экспертиза результатов не дала — установить, кем сделана подпись, не удалось «ввиду непригодности изображения подписи для идентификации». Но это не заставило отца изменить точку зрения.
Оправдание вместо условного приговора
Изначально дело рассматривалось в мировом суде. Начальник мехколонны свою вину признал в полном объеме: свое решение послать водителей в командировку по ледовой дороге, нарушив тем самым технику безопасности, считал неверным. Суд приговорил обвиняемого к двум годами колонии-поселения условно. Посчитав такой приговор слишком мягким, Виктор Саяпин обратился с апелляцией в Зейский районный суд. Но тот вынес неожиданное для отца погибшего решение: начальника участка мехколонны оправдали. С этим решением впоследствии согласился и областной суд. Теперь Виктор Вениаминович борется за то, чтобы начальник участка колонны все-таки понес наказание. Обратившись в прокуратуру, он добился, чтобы по вновь открывшимся фактам следователи провели еще одну проверку. Ее результаты недавно передали в прокуратуру области. Изучив материалы, надзорный орган решит, возможно ли возобновление дела.
Суд не дал бы реального наказания
Чтобы прояснить ситуацию, «Амурская правда» обратилась в следственный отдел Зеи. Руководитель следственного отдела следственного комитета по городу Зее Борис Бурков так прокомментировал ситуацию.
— А Виктор Саяпин рассказал, как развалил в свое время это дело? Мы возбудили уголовное дело, предъявили обвинение. Мастер признал полностью свою вину, раскаивался, что отправил людей по льду, готов был выплатить моральный и материальный ущерб родственникам. Зейский мировой суд признал его виновным и осудил, назначив два года лишения свободы условно. От имени государства этот человек был признан виновным в совершении преступления. Условное наказание назначили, приняв во внимание все смягчающие обстоятельства: у мастера двое детей, он афганец, инвалид, награжден неоднократно, раскаялся, начал выплачивать моральные иски. Все прекрасно понимали — никакой суд бы не назначил реального лишения свободы, с учетом всех обстоятельств дела. Виктор Саяпин посчитал этот приговор мягким и обжаловал. А кассационная инстанция оправдала этого мастера. На основании того, что перед тем, как отправить водителей в рейс, мастер поехал проверил толщину льда, вроде как она была нормальная, дал им маршрут, по которому надо было двигаться. И суд ссылается на то, что мастер все-таки предпринял меры для их безопасного прохождения по льду. Но наше мнение — следствия и прокуратуры — было такое: не важно, проложил он маршрут или нет, мерил лед или нет. У нас есть официальное распоряжение главы администрации Зейского района, что движение по льду запрещено. А он, зная об этом, дал указание ехать. Мы до сих пор считаем, что мастер виноват. Но районный и областной суд посчитали иначе. Органы следствия не вправе это обжаловать. Это имеет право сделать только прокуратура.
Интересно, что сам мастер приговор первого, мирового суда не обжаловал, видимо, считал, что его осудили справедливо, подчеркивает Борис Бурков.
— Сейчас Виктор Саяпин выставляет все так, как будто мы навредили делу. Но в чем была наша заинтересованность? Мы стоим на стороне потерпевших, сделали все, чтобы дело направить в суд и тот принял правильное решение. Я прекрасно понимаю горе этого человека, но он необъективно ко всему относится, — считает руководитель следственного отдела.
ОТЕЦ ПОГИБШЕГО ИЩЕТ СВИДЕТЕЛЕЙ
Виктор Саяпин уверен: зимой 2011 года, когда произошла трагедия, все проезжавшие по ледовой дороге через Зейское водохранилище автомобилисты прекрасно видели, что полынья, оставшаяся после провала самосвала под лед, находится прямо на пути. И это доказывает то, что машина не сбивалась той ночью с дороги и никуда не сворачивала. Отец погибшего ищет свидетелей, которые могли бы подтвердить его слова. Он не сомневается, что амурчане откликнутся на его просьбу помочь. Звонков от неравнодушных к его беде жителей области он ждет на номер 8-914-381-60-30.
В протоколе осмотра места несчастного случая от 13 января 2011 года, представленном в суде, указано, что рядом с местом происшествия от спуска с берега к Зейскому водохранилищу автомобилями наезжено несколько дорог в разные стороны, а не одна.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии