Василий Орлов: «Нам удалось убедить Москву, что Дальний Восток требует другого подхода».Василий Орлов: «Нам удалось убедить Москву, что Дальний Восток требует другого подхода».

 Станет ли амбициозный проект реальной инвестиционной площадкой, в интервью АП рассказал один из участников презентации — министр экономического развития области Василий Орлов.

СТАВКА НА ИННОВАЦИИ

 — Василий Александрович, Амурская область в 2006 году уже пыталась создать особую экономическую зону, участвовала в федеральном конкурсе проектов, но попытка оказалась неудачной. Почему региональное правительство сделало ставку на зону «Покровское»?

 — При отборе проектов создания зон Минэкономразвития России учитывает несколько условий, главные из которых — наличие якорного инвестора, готового вложить в проект 50 процентов собственных средств, и инновационность предприятия. Зона «Покровское» этим требованиям соответствует. Во-первых, есть якорный инвестор — группа компаний «Петропавловск», которая строит в Магдагачинском районе автоклавный комплекс по переработке золота. Компания уже возвела необходимую инфраструктуру: дороги, линии электропередачи, связь. Во-вторых, автоклавный комплекс является инновационным предприятием, поэтому проект важен не только для развития экономики Амурской области, но и для всей золотодобывающей отрасли страны.

 — Эта отрасль последние годы активно развивается и без поддержки государства. В чем интерес региона в проекте золотодобывающего направления?

 — «Петропавловск» является самым крупным инвестором, занимает важный сегмент в экономике области, поэтому нам надо создать условия для его работы. Сегодня порядка 80 процентов неразведанных месторождений золота приходится на так называемые упорные руды, которые ранее в стране для добычи не использовались. Запасы легких руд подходят к концу — в Амурской области их осталось до 2016—2017 года. Чтобы региону сохранить высокий темп золотодобычи — 29 тонн золота ежегодно — необходимо работать именно с упорными рудами.

В мире есть несколько технологий, которые позволяют это делать. Наиболее распространенная и самая экологичная — технология автоклава. С конца 80-х годов она применяется в мире, в первую очередь в США, там сегодня работает порядка 20 аналогичных комплексов. Инновационность нашего проекта в том, что компания имеет порядка 4—5 патентов на новые автоклавные технологии. Повторюсь, актуальность, инновационность дают высокие шансы на победу в конкурсе.

 — Какие льготы в особой экономической зоне сможет получить инвестор?

 — Новым резидентам, работающим в особой экономической зоне, предоставляются налоговые льготы сроком до 12 лет. Надо отметить, что «Петропавловск» и так пользуется льготами, но в составе зоны они будут иметь более длительный период и более низкие ставки. Так, согласно закону инвестор получает льготы на налог на транспорт, на имущество, на прибыль организации. Очень важно и то, что с резидентов особых экономических зон не взимаются таможенные пошлины. На первом этапе создания автоклавного комплекса «Петропавловск» потратил более 500 миллионов долларов, и значительная часть расходов пришлась именно на уплату таможенных платежей на ввоз оборудования. Если нам удастся создать зону, то инвестор сможет сократить расходы, а значит, ускорить сроки реализации проекта. Пока в планах стоит 2018 год. 

Надо понимать еще один важный момент — зона создается на 49 лет, и это не может не сказаться на инвестиционном климате области. Ведь все эти годы инвестор будет защищен от политических рисков, он будет в так называемом заповеднике, в резервации, в хорошем смысле этого слова. Компания будет знать, что никто не поднимет налоговые ставки, таможенные пошлины. Область станет более инвестиционно привлекательной.

 — Вы уже говорили, что в зоне «Покровское» смогут работать и другие предприятия. «Петропавловск» на правах якорного инвестора сам будет выбирать, какие именно производства будут там располагаться?

 — Нет, будет создана управляющая компания, которая на конкурсной основе будет отбирать инвесторов для размещения в зоне. Хотя мы понимаем, что по ряду факторов, в том числе из-за географического расположения, вряд ли выстроится очередь из желающих. Но в связи с тем, что у группы компаний 2 направления деятельности — золото и металлургия — мы рассчитываем, что в будущем на территории зоны она разместит и другие предприятия. А автоклавный комплекс могут использовать золотодобывающие предприятия из соседних регионов.

КОНКУРС ДЛЯ ЗОНЫ

 — Как будет проходить отбор проектов на создание особых экономических зон? При создании проекта вы учитывали опыт других регионов?

 — По конкурсу, проекты регионов оценивает Министерство экономического развития России. Сейчас мы готовим большой пакет документов — надеюсь, эту работу полностью мы завершим к октябрю. Зоны промышленно-производственного типа распространены в России наиболее широко, но работают с переменным успехом. Их главный бич — недобросовестные якорные инвесторы, которые меняют свои планы и не выполняют обязательства.

По информации Минэкономразвития, от регионов идет целый вал отказов. Поэтому Москва очень осторожно подходит к созданию новых зон, проверяя серьезность проектов по несколько раз. Такая щепетильность понятна — государство готово софинансировать 50 процентов затрат на строительство инфраструктуры в зоне. Мы первично заявляли зону «Белогорск», был готов большой пакет документов. Зона должна была располагаться в районе Белогорска, инвестор планировал производить там комбикорм, но в связи с изменившейся конъюнктурой рынка сельскохозяйственной продукции компания отказалась от своих планов. Поэтому работу по этому направлению мы пока притормозили.

— Во время презентации проекта особой экономической зоны в Министерстве экономического развития какие замечания были озвучены? 

— Концепция была представлена министру экономического развития Андрею Белоусову, который курирует эти зоны. Он в целом одобрил проект, но попросил предоставить гарантии серьезности инвестора — мы сразу подготовили документы и отправили в министерство. Но перед презентацией нам пришлось потратить много времени и немало нервов, чтобы убедить Москву в том, что Дальний Восток требует принципиально другого подхода, нежели центральные регионы России. Там зоны дают сбои, есть только ряд субъектов с успешным опытом — это Республика Татарстан, Липецкая область, Калуга. Например, в Калуге создано уже 4 или 5 зон, они отбирают инвесторов на конкурсной основе.

Схема такая: власти выбирают участок земли, подводят за счет государства коммуникации и объявляют конкурс на участие в особой экономической зоне. При этом у них такое количество желающих, что они могут себе позволить выставлять требования к инвесторам: например, главный критерий — предприятие должно иметь инновационный характер. У нас, к сожалению, такого нет, поэтому для Дальнего Востока должен быть другой подход к созданию зон, иначе они работать не будут. Я считаю, что в России этот процесс слишком зарегулирован, например, в Китае порядка 30 процентов ВВП производится на территории особых экономических зон.

 — Вы можете оценить, каковы шансы Амурской области на победу в конкурсе?

 — Давать прогнозы — это неблагодарное дело. Но если б шансов не было, мы бы не брались за этот проект. Но хочу подчеркнуть, что сегодня мы находимся только в начале пути, от наших намерений до реального открытия зоны предстоит сделать еще очень много. 

СПРАВКА АП

 Особая экономическая зона «Покровское» будет создана в Магдагачинском районе, якорным инвестором выступает группа компаний «Петропавловск». Зона будет носить промышленно-производственный характер. В ней будут созданы автоклавные предприятия с передовыми инновационными технологиями для обработки золотой руды, полученной на месторождениях, расположенных недалеко от базирования ОЭЗ. Это месторождения «Пионер», «Маломыр», «Албын», причем на самих месторождениях со временем появятся современные обогатительные фабрики для получения концентрата золотой руды. Место базирования ОЭЗ было определено по таким параметрам, как наличие автодорог, железнодорожных веток, связи, интернета, других видов инфраструктуры. Цель создания зоны — снизить издержки, которые возникают при работе инвестора по возведению промышленных предприятий и приобретению импортного высокотехнологичного оборудования, закупка которого требует огромных пошлинных затрат.

49 лет — столько составляет срок действия особой экономической зоны производственно-промышленного типа.

Возрастная категория материалов: 18+