«Три дня работаем — и тратим на развлечения», — студентка одного из благовещенских вузов Анастасия вместе с двумя подругами уже три года подряд обеспечивают себе «шикарные выходные» за счет «АмурЭкспоФорума». На втором курсе девушек пригласили поработать на выставке-ярмарке промоутерами — несколько дней они раздавали флаерсы, а полученную в итоге сумму решили оставить в ночном клубе. «Хватило на одну ночь, зато ни в чем себе не отказывали, — смеются четверокурсницы. — Теперь это наша традиция — вместе работаем, а потом устраиваем себе праздник на эти деньги».
Промоутер получает от 80 до 120 рублей за час, за день на «АмурЭкспоФоруме» студент зарабатывает в среднем по 500 рублей. Но если для молодежи это просто прибавка к стипендии, то для некоторых компаний и рекламных агентств ежегодная ярмарка — источник быстрой и солидной прибыли.
Плата за стены
— За неделю работы с участниками «АмурЭкспоФорума» мы делаем месячный бюджет, — делится директор благовещенского рекламного агентства «Восток-1» Семен Васильев. — Постоянные заказчики приходят за месяц до мероприятия, но большая часть клиентов обращаются за два, а то и за один день до начала ярмарки. Поэтому неделя перед открытием считается одной из самых прибыльных в году.
Действительно, прежде чем занять место на выставке-ярмарке, участникам приходится раскошелиться.
— Первое — это аренда, стоимость которой составляет несколько десятков тысяч рублей, — комментирует замдиректора компании «Планета потолков» Наталья. — Затем регистрационный сбор, взнос за участие в конкурсе «Медаль Амурской ярмарки», плата за размещение в официальном каталоге, правда, последние два необязательны.
Арендовать площадь — только первый пункт в списке трат. Вторым идет оформление своего отдела.
— Участнику выдают просто место — оговоренное количество квадратов. Но вы же не будете презентовать свою продукцию, стоя среди голых стен, — комментирует Евгения Емельянова, начальник отдела маркетинга предприятия, выпускающего продукцию под брендом «Серышевский». — Самый бюджетный вариант — растянуть на стенах и потолке баннеры.
Тут в дело вступают компании по производству наружной рекламы. Выставочные дни «Амурской ярмарки» для них тоже весьма хлебное время.
— Выше головы не прыгнешь, поэтому от некоторых заказов участников «АмурЭкспоФорума» приходится отказываться — у нас просто не хватает рабочих рук для их выполнения, — говорят в отделе наружной рекламы «Планета-Медиа». — Конечно, в обычные дни такой ситуации не бывает — перед открытием выставки у нас заняты абсолютно все сотрудники, приходится даже привлекать дополнительных работников на это время.
Стандартный набор, который заказывают большинство участников ярмарки — дизайн нескольких баннеров, печать, а затем их установка. Средняя цена такого комплекта услуг 50—60 тысяч рублей. Если размер секции превышает стандартный (например, участник выкупает два места), стоимость может перевалить и за 100 тысяч.
Самый экономный вариант — один баннер на заднюю стену размером два на три квадратных метра — рекламные агентства сделают за полторы тысячи рублей. Еще около двух с половиной придется отдать за установку, или возиться с растяжками самостоятельно.
Если же компания хочет привлечь внимание необычным оформлением отдела, в дело вступают фирмы, имеющие в штате декораторов-оформителей. Как правило, это праздничные агентства, которые работают с воздушными шарами и драпировочной тканью.
— Некоторые просто заказывают пару «фонтанов» (связка воздушных шаров, наполненная гелием) и несколько шариков по углам секции. Такой заказ может уложиться в тысячу рублей, — комментирует директор группы компаний «Аэлита» Сергей Логинов. — Популярны также фигуры из воздушных шаров. Например, несколько лет назад одна медицинская компания попросила сделать аиста — эта птица была изображена на их логотипе.
Воздушные фигуры обходятся чуть дороже — несколько тысяч рублей. Но чаще всего участники выставки комбинируют баннеры и декоративные элементы.
Захватите флаерсы
Вторая группа компаний, которые также зарабатывают на «АмурЭкспоФоруме» — те, что предлагают полиграфическую продукцию.
— Флаеры, буклеты, листовки заказывают практически все участники выставки. Так можно познакомить покупателей с новинками продукции, рассказать о преимуществах фирмы, указать адреса магазинов с товаром фирмы, — объясняет маркетолог одной из амурских компаний. — Кроме того, промоутеров с листовками многие стараются выставить поближе к входу — так больше шансов привлечь внимание к своему товару.
Печатная продукция обходится гораздо дешевле, чем оформление места, но тоже имеет свой прейскурант.
— Один промоутер за час работы раздает 300—400 листовок. Поэтому заказывать меньшее количество флаерсов просто нет смысла, — комментирует директор компании «Восток-1» Семен Васильев. — Чаще всего участники «АмурЭкспоФорума» покупают от 500 до 1 000 экземпляров.
Листовки, флаерсы и буклеты — самые дешевые варианты печатной продукции, и именно они пользуются наибольшим спросом. Цена за один экземпляр варьируется от 2 до 4 рублей. На втором месте по популярности — сувенирная продукция. И она бывает двух видов.
— Если целевая аудитория компании — рядовые амурчане, обычные покупатели, то приобретаются, как правило, самые бюджетные варианты подарков — ручки, магниты, брелоки, цена на такие изделия не превышает 20 рублей за штуку, — продолжает предприниматель. — Если же фирма рассчитывает найти на ярмарке компании-партнеров, то в ход идут аксессуары бизнес-класса: перьевые ручки с логотипом, ежедневники и тому подобное.
Человеко-расходы
Третий пункт расходов для одних фирм и доходов для других — услуги по привлечению промоутеров.
— Можно, конечно, самому нанять молодых людей, которые будут стоять у входа с листовками. Но студенты не самый ответственный народ и могут в последний момент отказаться от работы, — рассказывает Сергей Логинов. — Поэтому большинство предпочитает специализированные агентства.
Специалисты проследят, чтобы промоутеры пришли вовремя, и в случае необходимости подыщут замену внезапно заболевшему товарищу. Кроме того, организаторы берут на себя транспортные хлопоты, а также проверку качества работы промоутеров — их контролируют супервайзеры.
Чаще всего промоутеров заказывают на пиковые наплывы покупателей, поэтому работают они примерно по 4 часа в день. Помимо листовок, молодежь нередко привлекают к работе за дегустаторским столиком. В этом случае агентство-посредник, к которому обратился участник, должно найти сам стол, не забыть про одноразовую посуду, салфетки и так далее. Все вместе (два дня работы двух промоутеров по четыре часа в день плюс расходы по организации) обойдется компании примерно в 5—7 тысяч рублей.
Если же компания хочет выделиться на фоне своих конкурентов, она может заказать услугу «эвент». По сути, это какое-то представление, организованное опять же праздничным агентством. Например, в прошлом году в отделе производителей молочной продукции аниматоры проводили для детей конкурсы с призами. Несколько лет назад по ярмарке весь день вышагивал отряд в форме с логотипами одного из банков. Ребята выкрикивали речовки и лозунги, несли транспаранты и размахивали флагами с символикой компании.
Еще одна услуга — пошив ростовых кукол. Девушки в костюмах пчелок или коров — в зависимости от области производства компаний — до последнего времени пользовались большим спросом. Сейчас интерес к ним падает, говорят в праздничных агентствах. Не интересуют большинство участников и популярные раньше девушки с юбками-столами.
В целом компании тратят от 100 до 300 тысяч рублей, а то и больше, за возможность презентовать свой товар на ярмарке и привлечь внимание покупателей. А если учесть, что каждый год в ней принимает участие более 300 фирм, становится понятным, почему начало июня называют порой «золотой ярмарки».
Работа на перспективу
Несмотря на то что во время выставки-ярмарки некоторые из участников активно продают свою продукцию, затраты на участие в «АмурЭкспоФоруме» это не окупает.
— С прибылью уезжают немногие, — те, чей товар в области нарасхват. Например, переработчики рыбы из Якутии умудряются продать своей продукции на кругленькую сумму, — рассказал АП один из участников, попросивший не озвучивать его имя. — Основная масса участников работает на перспективу.
— Это прежде всего работа по привлечению новых покупателей. Мы знакомим их с новинками, кроме того, на выставке присутствует технолог, ему можно задать вопросы, на которые не ответит рядовой продавец, — комментируют сотрудники компании «Ратимир».
— К нам, бывает, приходят клиенты через несколько месяцев после окончания ярмарки — говорят, увидели потолки на «АмурЭкспоФоруме», — добавляет замдиректора компании «Планета потолков» Наталья. — Конечно, за неделю или месяц траты на ярмарку не окупишь, но за год это вполне можно сделать.
Опоздавшим — дороже
Кстати, значительное увеличение количества заказов в дни перед «АмурЭкспоФорумом» не влияет на ценник рекламных фирм и праздничных агентств. Стоимость заказов поднимается только для тех, кто обратился в последний момент — «за срочность».
— Бывает, что человек приходит четвертого числа, а пятого он уже хочет увидеть установленные баннеры в своем отделе, — комментирует директор рекламной компании Семен Васильев. — Мы готовы выполнять заказы и ночью, но за каждый сверхурочный час работы сотрудник должен получить по 500 рублей. Если объемы немаленькие, специалистам приходится трудиться до утра — соответственно, цена может подпрыгнуть на 5—8 тысяч рублей. На западе России такая практика существует довольно давно. Однако амурские предприниматели с трудом идут на подобные расходы.
36-й «АмурЭкспоФорум» в Благовещенске откроется завтра, 6 июня. В этом году посетители смогут увидеть несколько тематических экспозиций: «Мясной прилавок Приамурья», «Туризм в Приамурье», экспозиции Якутии, а также наших соседей из Поднебесной. Заявки на участие в «АмурЭкспоФоруме-2013» к первому июня подали 353 компании.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии