Амурские финансисты  уже приступили  к планированию  новой «трехлетки».Амурские финансисты уже приступили к планированию новой «трехлетки».

Чем отличается новый формат от старого, отразятся ли нововведения на межбюджетных отношениях с муниципалитетами, АП выясняла у министра финансов Приамурья Татьяны Половайкиной.

— Новый формат бюджета предполагает, что все расходы будут включены в перечень госпрограмм. Объемы поступлений из федерального бюджета от этого не изменятся, — комментирует Татьяна Геннадьевна. — Как и прежде, область будет получать целевые и нецелевые средства.

Но если раньше средства на определенные расходы шли через долгосрочные целевые программы, то теперь они будут учтены в государственных программах области. Казалось бы, изменилось только название. Однако на самом деле разница значительная. ДЦП не всегда вписываются в социально-экономическую стратегию Приамурья. А регион имеет ряд приоритетных задач, которые позволяют ему развиваться наиболее продуктивно.

В то же время областные госпрограммы должны разрабатываться в соответствии с прогнозом социально-экономического развития области. Таким образом, по мнению разработчиков проекта, бюджетные средства будут использоваться с большей эффективностью.

— Госпрограммы будут учитывать все направления расходов, — объясняет министр финансов Приамурья. — Это содержание государственных учреждений, мероприятия в рамках ДЦП, содержание органов госвласти. Например, у нас будет программа развития образования. Сюда войдут все направления, связанные с развитием данной отрасли.

По собственному желанию

Перейти на новый формат обязали только региональные бюджеты. Однако муниципальные бюджеты постоянно взаимодействуют с областью. Отразятся ли нововведения на них?

— Заставлять территории переходить на новый формат никто не вправе. Но мы советуем органам самоуправления формировать бюджет по тем же принципам. Ведь область софинансирует расходы территорий, — говорит Татьяна Половайкина. — Муниципалитеты самостоятельно не в состоянии осуществлять реконструкцию или строительство зданий, например, культуры или спорта. Сейчас такая поддержка ведется в основном в рамках различных ДЦП, но после перехода на госпрограммы средства будут учтены в последних.

Гибкие субсидии

Еще одна тенденция межбюджетных отношений, которую проводит минфин Приамурья, — сокращение количества субсидий. Причем именно количества, а не объема предоставляемых средств.

Сегодня, по словам министра, большинство субсидий узконаправленные, и их очень много. В итоге муниципалитеты при использовании средств зажаты в тесные рамки. Политика минфина области — укрупнить дотации и сделать их более гибкими. То есть предоставлять средства не на «компьютерную технику» или «обновление библиотечного фонда», а на «решение финансовых проблем».

— Поскольку бюджеты практически всех муниципалитетов Приамурья высокодотационные, то, несмотря на новый формат областного бюджета, мы постараемся сохранить объем финансовой помощи, — подчеркнула Татьяна Половайкина.

Доходы идут вверх

На пять процентов подросли собственные доходы бюджета Приамурья в 2012 году и составили 26 миллиардов 364 миллиона рублей. Таким образом, налоговые и неналоговые поступления составили 60% областной казны. Остальные 40 % — 17 с половиной миллиардов — финансовая помощь федерального бюджета.

— Объем доходов области во многом зависит от крупнейших налогоплательщиков. Например, цена на золото влияет на доходы самих добывающих предприятий, соответственно, от этого зависят и поступления от них в бюджет, — комментирует министр финансов области Татьяна Половайкина. — Кроме того, в 2011 году шло строительство нефтепровода, а в 2012 году подрядные организации закончили работу. Зато сейчас у нас активно строится космодром. Постепенно начинают заходить на территорию области «газовики». Конечно, некоторые компании предпочитают вахтовый метод. В этом случае они не регистрируются на территории области, а значит, не платят налоги. Мы работаем с такими организациями, стараемся привлечь их какими-либо преференциями, чтобы увеличить доход областного бюджета.

Расходная статья

51 миллиард рублей — расходы казны Приамурья в 2012 году. Бюджет области остается социально ориентированным, расходы на социальную сферу (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и социальная политика) составили 56 с половиной процентов, или 28,8 миллиарда рублей.

Немного подрос и госдолг — на первое января 2013 года его размер составил 15 с половиной миллиардов. По словам финансовых экспертов, он находится на безопасном уровне.

Как выросли налоги амурской казны в 2012 году*

На 10,7 % (914 млн) рост поступлений налога на прибыль за счет крупнейших налогоплательщиков и уплаты авансовых платежей.

На 10,7 % (758,2 млн) увеличение налога на доходы физлиц (за счет роста оплаты труда).

На 16,3 % (273,3 млн) увеличение акцизов по подакцизным товарам.

На 25,2 % (566,3 млн) увеличение налогов на имущество организаций за счет отмены «нулевой» ставки по налогу государственным и муниципальным учреждениям области. 

Каким был бюджет в 2012 году* (млрд руб.)

 

Доходы

Расходы

Дефицит

Областной бюджет

44

51,1

-7,1

Местные бюджеты

28

27,4

0,6

*По данным минфина Приамурья

Куда идут налоги, собранные в Приамурье*, млн руб.

Год

Федеральный бюджет

Местный бюджет

Областной бюджет

2012

1 416 (4 %)

6 624 (21 %)

23 791 (75 %)

2011

2 161 (7 %)

5 710 (20 %)

21 050 (73 %)

*По данным минфина Приамурья

43,9  миллиарда — доход бюджета Приамурья в 2012 году.

Возрастная категория материалов: 18+