На днях корреспонденты АП оценили новейшие технологии в старейшем карьере.
Гранитная гордость
— Посмотрите вокруг: это первый карьер, который стали разрабатывать в нашей области. Добычу здесь начали еще в 1903 году. Он самый крупный, — перекрикивает шум дробилок генеральный директор ОАО «Карьер» Анатолий Голяс. Именно эта компания несколько лет назад в очередной раз получила лицензию на добычу щебня в полутора километрах от Новобурейского.
Место выбрали не случайно. Дело в том, что лучший щебень получается из гранитных пород, в Приамурье добыть их можно только здесь. Долгое время этот карьер оставался «монополистом» в области — объемы щебня, необходимые амурским строителям, были невелики. А уже в шестидесятых годах прошлого века здесь установили первую фабрику, которая работала на всю амурскую стройиндустрию.
За полвека технология добычи щебня практически не изменилась: в горной породе бурятся скважины, закладывается взрывчатка, после взрыва образуются куски размером до одного метра. Экскаватор грузит гранитные глыбы в самосвалы, а те подвозят взрыхленную породу к бункеру. Затем гранит проходит через три дробилки. Из первой выходят куски не больше 35 сантиметров, после второй размеры фракции уменьшаются до восьми сантиметров. После третьей стадии обработки специалисты получают строительный щебень от пяти до двадцати миллиметров.
— Гранитный щебень используют при строительстве монолитных домов, дорог, тоннелей, мостов, а также на берегоукрепительных работах, — объясняет Анатолий Голяс. — А вот это спецзаказ — щебень для укрепления высоковольтных опор, которые строят сейчас в районе Тамбовки. Даже мелкая крошка, которая после дробления остается, в дело идет — для тротуарной плитки.
Фабрика на перспективу
Понятно, что столь многофункциональный материал пользуется в области большим спросом. Особенно остро нехватка щебня стала ощущаться к 2010 году — по словам сотрудников «Карьера», они тогда просто не успевали отгружать готовый продукт. В области начали реализовываться проекты по строительству космодрома Восточный, Нижне-Бурейской ГЭС, нефте- и газопровода.
При этом фабрика 1967 года постройки морально устарела, регулярно требовала ремонта и вообще в свете открывшихся перспектив могла не справиться с новыми объемами. И тогда руководство компании «Гранит-ДВ» — основного держателя акций «Карьера» — решило купить в лизинг новую фабрику SIBRA 350 немецкого производства.
— Взяли в лизинг за 230 миллионов. Условия нам, конечно, поставили жесткие — расплатиться должны за три года. Ежемесячный платеж больше шести с половиной миллионов получается, — вздыхает гендиректор. — Но ведь модернизация каждому предприятию нужна.
Щебень на кубики
Новую фабрику везли в 50 железнодорожных вагонах и собирали на месте в течение полутора лет. В конце 2012-го устроили первый пробный пуск.
— Главное ее преимущество — технология дробления гранита. Сейчас на амурских карьерах делают только обычный щебень. Поскольку принцип дробления у всех одинаковый (куски породы как бы зажимаются между молотом и наковальней), большая часть щебня имеет плоскую игловидную форму. А мы теперь делаем кубовидный.
У SIBRA 350 две, а не три дробилки, и принцип работы у них другой. Камень бросается на отбойную плиту, и слабые частицы откалываются от кусков. В итоге щебень как бы обкатывается. Конечно, он не становится кубическим в прямом смысле слова, но острых углов ни на одном кусочке не найти.
— Такой щебень обладает большей прочностью и морозостойкостью, — подчеркивает Анатолий Голяс. — Кроме того, согласно ГОСТам, именно он должен использоваться при строительстве монолитного жилья и железобетонных конструкций.
Проблемы рынка
Казалось бы, при таких показателях за новым щебнем строители должны выстраиваться в очередь. Но нет — пока производителям этого стройматериала едва хватает средств на погашение кредита за чудо-фабрику.
— Рынок спит. Раньше такое было только в зимние месяцы — с марта начинали звонить покупатели. А сейчас уже июнь, но продаж практически нет, — разводит руками директор.
Дело в том, что жилищное строительство ведется в основном в Благовещенске, и несколько лет назад рядом с городом появились новые карьеры. Теперь застройщики предпочитают экономить на транспортных расходах, закупаясь у ближайших поставщиков.
— Но там же щебень делают из сланцевых пород! Он разлагается от влаги, и морозостойкость никакая, — возмущается директор. — Судите сами: гранитный щебень выдерживает давление до 120 килограммов на квадратный сантиметр, а сланцевый — до 66. Наш материал держится до 300—400 циклов замораживания и разморозки (при смене сезонов), а сланец выдержит максимум 20—25. И ведь его не только на строительство жилья берут. А вы потом удивляетесь, почему у вас в Благовещенске дороги разваливаются.
Не заладилось у предприятия и с космодромом. В 2011 году на начальном этапе подрядчики еще закупали здесь щебень, но затем открыли недалеко от стройки свой карьер, опять же чтобы экономить на транспортировке.
— Начинали с нами сотрудничать строители нефтепровода, но потом им финансирование обрезали, и люди ушли, — рассказывает Анатолий. — Нижне-Бурейская ГЭС закупает, но полномасштабная стройка у них пока не началась.
Сейчас основная надежда «Карьера» — городок при космодроме. Там собираются строить монолитное жилье, а значит, потребуется и бурейский щебень. И все же производители кубовидного продукта надеются, что новый вид стройматериала все же привлечет благовещенских застройщиков своей надежностью и качеством.
«Щебня хватит надолго»
Даже с учетом высокой производительности новой фабрики гранитного щебня в карьере хватит еще как минимум на полвека — компания-разработчик получила лицензию на работы до 2053 года. В то же время, если рынку не будет требоваться много щебня, карьер будет «жить» гораздо дольше.
МНЕНИЕ
Анатолий Голяс, гендиректор ОАО «Карьер»
— После официального открытия новой фабрики мы планируем реконструировать старую. Перепрофилируем оборудование на выпуск путевого щебня. Он необходим для строительства железной дороги, и у РЖД сейчас есть на него спрос.
ЦИФРЫ
50 тысяч тонн щебня в месяц производит новая фабрика
5—20 миллиметров — допустимые размеры строительного щебня.
230 миллионов стоит новая фабрика.
780 рублей стоит тонна обычного гранитного щебня, кубовидный обойдется строителям процентов на 10 дороже.
90 человек работает на карьере.
300—400 лет служит гранитный щебень.
4 рубля за километр стоит транспортировка тонны щебня. Чтобы довезти один КамАЗ до Благовещенска, придется заплатить примерно 10 тысяч рублей.
Около 10 карьеров в Приамурье работают сегодня на добыче щебня. Половина из них находятся в окрестностях Благовещенска.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии