Фото: Архив АПФото: Архив АП

На основе собранных данных районные власти составят программу релаксации для каждой школы.

Первый опыт сбора информации о нервной составляющей педагогического процесса провели в отделе образования Сковородинской районной администрации. Весь июнь специалисты собирали и анализировали информацию о психоэмоциональном состоянии педагогов. Около 200 преподавателей из 14 общеобразовательных школ тестировали по четырем критериям: приоритетные ценности учителя, собственно его эмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.

Как рассказала АП начальник отдела образования Сковородинского района Татьяна Воробьева, подобный мониторинг будет проводится дважды в год. «Мы решили выяснить, с каким настроением учителя приходят к концу учебного года, а также каких приоритетов в работе они придерживаются. Ни для кого не секрет, что за год учебы педагоги устают от своих воспитанников и их отношение к ним может быть другим, чем в начале учебного года. Поэтому второй этап мониторинга мы решили провести осенью, когда учителя отдохнут. Посмотрим, насколько изменятся результаты, и  на основе этого в каждой школе составим план по релаксации учителей», — отметила Татьяна Георгиевна.

Анализ результатов исследований показал, что среди школьных учителей района преобладает «нестабильное» психоэмоциональное состояние. Этот вариант отмечен у 124 человек. 63 респондента имеют «благополучное» нервное состояние, которое определяет эффективность работы и дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях, принимать верные решения. У 6 педагогов был отмечен «неблагоприятный» вариант, говорится в аналитической записке к мониторингу

Из приоритетных ценностей 108 сковородинских учителей на первое место поставили «отношение с детьми». Это говорит о том, что такому преподавателю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. «Отношение с коллегами» определяющим фактором является у 41 человека, а собственные переживания у 46-ти. По словам специалистов, проводивших мониторинг, наличие первого варианта может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны недоверием и отчуждением. Вариант «собственные переживания» говорит о сдержанности и отчужденности в отношениях с коллегами и учениками. При этом избегание контактов может быть вызвано усталостью и нервным истощением.

Примечательно, что большинство районных педагогов обладают позитивной самооценкой (102 человека). У 68 учителей района отмечена неустойчивая самооценка, а негатив по отношению к себе испытывают 22 учителя. Такому человеку свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей, поэтому он стремится повысить свою самооценку, нередко за счет учеников.

У 154 педагогов района преобладает демократический стиль преподавания — учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников.  Попустительство (либеральный стиль) в преподавании допускают 19 человек. У 20 педагогов преобладает авторитарный стиль преподавания, который говорит о том, что учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия — приказ, поучение.

126 школьных педагогов не склонны подчиняться давлению других людей и остро реагируют на посягательства на личную свободу. У 49 исследуемых отмечен несформированный уровень субъективного контроля, что говорит о недостаточной ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни. И лишь четверо указали на низкий уровень самоконтроля.