• Очередной запуск молоди карповых в озеро  прошел второго июля.
  • Максим Чечель, охотовед.
  • В Китае всячески стремятся сжать сроки кормления от стограммовой молоди до товарной навески.

В России тогда ввели талоны, выплату зарплат и пенсий задерживали. Китай же успешно боролся с пережитками в своей истории и сумел накормить целый миллиард — рыбой. Кстати, именно из провинции Хэйлунцзян доставляют в Приамурье в Центр по охране природы «Зейский» карпов и сазанов, каждый весом до 250 граммов. Одну из последних партий годовичков, а это около тонны, сюда привезли в начале июля. О том, как правильно разводить рыбу в нашей области, корреспонденту АП рассказал Максим Чечель, ведущий охотовед Дирекции по охране и использованию животного мира и особоохраняемых природных территорий.

— Первый наш опыт зарыбления ведомственного водоема пришелся на 2010 год, завезли молодь карпа, сазана, амура и толстолобика. Первый выпуск в искусственный водоем подготовили основательно, в том числе запаслись кормами, соорудили кормушки, садки. Привезли молодь в четырех пятикубовых емкостях с посадкой до полутора тонн живого материала в каждую. Обычно карповых по весу в емкостях значительно больше, чем толстолобика и амура, которые дорогу переносят хуже. В первый раз мы выпустили в водоем до 45 тысяч особей карповых, плюс 5 тысяч амура и толстолобика.

— Вы готовились к приему молоди?

— Да, специально косили траву, делали заготовки для толстолобика и амура. Такую помощь рыбы благодарно принимали, хорошо и быстро поедая. Бортовой уазик, груженный доверху, уходил за час-два.

— А как, на ваш взгляд, следовало бы кормить «окультуренных» рыб?

— Есть разработанные и апробированные технологии, есть и китайский опыт. Между тем наша-то основная цель другая: перенять опыт соседней страны и показать российским предпринимателям эффективность разведения и выращивания ценных пород рыб, а также обеспечить на базе центра результативную платную рыбную ловлю. А что нужно иметь под задачу? — достойную рыбу, которая возьмет крючок с наживкой. Словом, я не вижу смысла в выкармливании рыбы до «товарника». Это вообще другой вид деятельности. Задача центра, как я понимаю, максимально обеспечить людям отдых. Есть, конечно, смысл ставить кормушки. Но лишь затем, чтобы отманить карповых от мостков, где на своем прикорме рыбаки их отлавливают. Рыбалка там успешная, так что не нужно быть мастером, чтобы сподобиться выловить до десятков килограммов, и азарт рыбаков сдерживает разве что толщина собственных кошельков.

— В Китае разводят рыбу по-другому?

— Там обширное прудовое хозяйство. Имеется разветвленная мощная сеть кормопроизводства для каждого вида рыб. Очевидно разделение труда и функций. Одни занимаются маточным поголовьем: осуществляют производство малька и торгуют этой личинкой от роду 7- 30 дней. Другие доращивают молодь. Такое хозяйство представляет собой сеть рядом стоящих водоемов, каждый площадью примерно в гектар и глубиной до полутора метров. Малька помещают в садок и подращивают в течение года до навески в сто граммов. Следующий этап — расселение годовиков в водоемы, где их откармливают до веса «товарника» — 500 граммов и больше. Годовик с мая до сентября—октября набирает вес до килограмма. Зимой рыбы не питаются. Китайскому предпринимателю выгодно продавать годовиков, поскольку он элементарно имеет выигрыш во времени — получается целый год. Хотя при нешуточной, даже лютой конкуренции на внутреннем рынке он готов продавать и годовика, и «товарника», и что угодно — был бы спрос.

— А по карману ли живой карп или сазан современному китайцу со средним достатком?

— Вообще говоря, карп, сазан в торговой сети не так уж и дешевы, если 15 юаней за килограмм, что на наши деньги 80 рублей, его цена уже на стадии оптовой торговли. Другое дело, что в традиции китайского рынка торговаться. И потом опять же в традиции строительства взаимоотношений с клиентами — перестраховка: китайский торговец обычно загружает больше, чем по накладной, живого товара в емкости на старте транспортировки, чтобы покупателя не расстроил тот отход рыбы, который возможен при перевозке. Ему дорог каждый клиент. Между тем 6—8 тонн рыбной молоди, столько грузовик берет на борт, это ведь нешуточные деньги.

— Теперь о рисках при транспортировке.

— Риски, конечно, есть, и нешуточные. То есть от завода и до китайской границы они минимальны, разве что случится серьезная авария. Начну с системы жизнеобеспечения при транспортировке годовичков. Кузов грузовика оснащен четырьмя емкостями. Внутри них имеются трубки, через которые аэрируется вода. Запас кислорода позволяет непрерывно обогащать газом и охлаждать воду в течение трех суток до оптимальных 5—6 градусов. В этих условиях рыба находится почти в анабиозе. Если погода солнечная и излишне теплая, нагревается вода, и процессы в емкости протекают быстрее — рыба дышит чаще, выделяя больше слизи, ей становится тяжелее переносить условия транспортировки. Поскольку главное бедствие — та самая слизь, которая, смешиваясь с водой, забивает рыбе жабры. Поэтому 600 километров от Харбина до Хэйхэ обычно рыбу везут ночью.

— Как такой необычный груз проходит таможню?

Перед приездом на китайскую таможню живой материал тщательно промывают, освежая водную среду. На всем пути по территории Поднебесной никто не имеет права ни остановить, ни досмотреть живой скоропортящийся товар. Это запрещено. Обычно проезд по платным дорогам обходится в 1,2 юаня за километр. При транспортировке живого или скоропортящегося товара, скажем, рыбы — проезд бесплатный. Все эти меры экономят время. На китайской таможне фура с живой рыбой досматривается и пропускается на паромную баржу вне очереди. И первой оказывается на российской таможне.

— У российских таможенников другой подход к живому товару?

 — У нас, главное, без проволочек получить от службы Россельхознадзора сертификат. При этом на товар уже есть сертификат международного образца, проведены все необходимые исследования, получены результаты анализов и проб, сделаны заключения. Еще в Харбине запечатаны и опломбированы емкости. Словом, из года в год ключевая проблема — благополучно минуть пост Россельхознадзора, не застряв на таможне на сутки-двое. Можно потерять большую часть живого товара.

— Можно ли в наших условиях заниматься рыборазведением с устойчивой прибылью?

— И опыт китайский, хотя Харбин гораздо южнее Благовещенска и климат там мягче, и опыт, наработанный в Приамурье, говорят — можно, но с разумным подходом. Одни занимаются товарным производством, другие, условно говоря, приобретают личинку либо молодь и торгуют услугами. Если для этого имеются подходящая структура и возможности. Но почти все делают это с ощутимой выгодой. Однако таких точек роста на карте области могло быть гораздо больше. В том числе рядом с областным центром, скажем, на том же Чигиринском водохранилище. К тому же в Приамурье насчитывается свыше сотни искусственных водоемов. А пока то, что мы наблюдаем у нас, полагаю, кроме как скромным опытом начинания не назовешь.

 Как выращивают рыбу в Китае?

В Китае всячески стремятся сжать сроки кормления от стограммовой молоди до товарной навески, поэтому потчуют рыбу специальными гранулированными кормами 4 раза в день. Карп и сазан питаются по времени, поэтому и растут быстро. На заводе в уезде Баянь близ Харбина до полутора десятков небольших водоемов. Как и в почвообработке, в прудовом хозяйстве идет постоянная ротация задействованных площадей. Периодически водоем осушается, капитально дезинфицируется, ведется инженерная работа с ложем и бортами водоема, котлован готовится к дальнейшей работе. А рядом экскаватором готовится ложе нового водоема, грунт небольшими грузовиками вывозится. Наличие большого количества водоемов позволяет маневрировать, сортировать, рассаживать рыбу по видам и возрастам. Сама площадь завода окультурена, дороги вдоль водоемов бетонированы, корма хранятся в отдельных складах.

МНЕНИЕ

Максим Чечель, охотовед:

— Мы у себя в Приамурье кормим годовичков не так, как в Поднебесной. И это несмотря на то, что у крупнейшего производителя кормов «Амурагроцентра» разработано два рецепта спецкормов для рыбы, но, например, мы эти корма не брали. Приобретали, правда, соевый шрот (продукт отжима сои на масло), да еще экструдированную сою, которая, считается, в целом годится для подкормки рыбы. По существу это тот же продукт отжима соевого зерна на масло, но гораздо дешевле специального корма.

До 400 граммов за лето могут подрасти стограммовые годовички в Центре по охране природы «Зейский». Между тем амур и толстолобик растут медленнее, да и на удочку не ловятся. Их обычно выпускают в водоем для очистки от излишней флоры. 

Возрастная категория материалов: 18+