Напомним, 12 июля Владимир Путин поручил Сергею Шойгу начать внезапную проверку Восточного военного округа. Сообщение об этом в официальных СМИ выглядело рядовым и малопримечательным. Дальнейшая хронология событий выглядит следующим образом: 13 июля особых задач никто не ставит, в частях обычный выходной день.
Раннее утро субботы в Серышевском районе разве что напугало любителей пляжного отдыха плотной пеленой туч и назревающим дождиком. Однако к обеду небо выдало редкую благосклонность — выглянуло солнце. Берега рек и озер тут же обросли палатками, многочисленные мангалы наполнили атмосферу запахом жареного мяса. Среди отдыхающих много военнослужащих из Серышева и Белогорска.
Дети плещутся в озере, жены офицеров, прапорщиков и контрактников нарезают бутерброды, главы семейств надувают плавающие матрасы. Никто и не вспоминает про указание президента о внезапной проверке Восточного военного округа, которое он озвучил накануне. Люди, уставшие от дождей, готовятся к ночевке на природе. Однако с наступлением темноты обстановка резко меняется.
Сумерки наполняются коллективной серенадой телефонных звонков. Перекинувшись парой фраз с невидимыми абонентами, отдыхающие словно по команде собирают палатки, грузят в автомобили шезлонги и рыболовные снасти, поток машин устремляется прочь от водоемов. На все расспросы военные пожимают плечами.
— Кажись, война началась, — доносится реплика из темноты.
Ближе к полуночи улицы Серышева и Белогорска наполняются спешащими озабоченными людьми в военной форме. Утром в воскресенье в сторону Благовещенска идет колонна военных грузовиков, на дорогах военные регулировщики в касках, бронежилетах, с оружием. Как выясняется, в подобных условиях живет весь Восточный военный округ — от Улан-Удэ и до самого Сахалина. Карты военным не спутала даже небывало жаркая для нынешнего лета погода.
— Температура воздуха не влияет на боевую подготовку, — отметили корреспонденту АП в штабе Амурского общевойскового объединения. — Все воинские части убыли на полигоны и приступили к выполнению задач.
Медведи над Тихим океаном
По последней информации Министерства обороны, счет участникам учений по всему ВВО пошел на сотни тысяч. Одновременно идет переброска войск из Центрального военного округа. На аэродром Украинка, расположенный в Серышевском районе Приамурья, из Саратовской области прибыли подразделения радиационной, химической и биологической защиты. В свою очередь местный гарнизон дальней авиации патрулирует восточные окраины страны. Стратегическим бомбардировщикам Ту-95МС (по западной классификации «медведь») предстоят полеты над акваториями Охотского и Японского морей. Главная цель — так называемое стратегическое сдерживание условного противника. Для охраны наших «медведей» выделено звено истребителей Су–27 СМ, поднятых с аэродромов Комсомольска-на-Амуре, Уссурийска и Елизова. Особо подчеркивается — все полеты осуществляются в строгом соответствии с международными правилами.
В сводках фигурирует 103-я отдельная бригада материально-технического обеспечения, которая совершила марш из Белогорска в район Благовещенска. 50-я отдельная железнодорожная бригада из города Свободного после многокилометрового марша отрабатывает восстановление переправ вместо разрушенных мостов на реке Зее. В частности, военные железнодорожники провели разведку местности, организовали оборону участка побережья.
После этого началось наведение 200-метрового наплавного железнодорожного моста и организация полноценного железнодорожного сообщения. Там же ведется поиск и уничтожение диверсионных групп противника, зенитчики охраняют объект от нападений с воздуха. В работах по наведению моста участвует около 100 военнослужащих и 35 специальных машин и автомобилей.
По информации специалистов, наплавной мост состоит из отдельных понтонов, которые соединяются между собой. Грузоподъемность отдельной секции — 36 тонн, а в составе моста увеличивается до 56 тонн и может выдержать вес современного танка.
— Да, мы тоже выполняем определенные задачи в рамках внезапной проверки ВВО, но, к сожалению, я не имею права о них рассказывать, — признался начальник ДВВКУ Владимир Грызлов. — Что касается личного мнения, то я считаю, что это дело нужное, хоть и дорогостоящее. У нас всего два способы проверить боеготовность войск — или на учениях, или во время войны. Лучше сейчас выявить все недостатки и в последующем не повторять ошибок.
Очень условный противник
Большая учебная война, охватившая Дальний Восток и Забайкалье, сегодня оценивается как самая масштабная на протяжении нескольких десятилетий. Уже известно о выявлении целого ряда серьезных недостатков. В частности, Сергей Шойгу уже сделал замечание подчиненным за отсутствие взаимодействия между военной транспортной авиацией и гражданскими аэропортами.
В результате грузовые самолеты министерства обороны опоздали с вылетом из Хабаровска на десять часов. Причиной послужил отказ Южно-Сахалинска бесплатно принимать военные борты. Есть и другие поводы для критики. Однако их наличие не пугает людей, знающих армию не понаслышке. И та внезапность, с которой начались учения, ветеранов радует. Даже во время семейного отдыха на пляже офицер должен быть готовым ко всему.
— Я уверен, что недостатков будет масса, — высказался руководитель амурского отделения ветеранов «Боевое братство» и Союза ветеранов Афганистана Валерий Вощевоз. — Много лет армия сидела в казармах, отсутствовала полноценная система подготовки вооруженных сил. Хорошему солдату больше половины времени нужно проводить в полях. На этом фоне внезапная проверка войск очень полезна. Иначе мы просто не будем знать ни своих возможностей, ни своих слабых мест. Они должны выявляться и исправляться на подобных учениях. Я сейчас в роли стороннего наблюдателя, но уверен, что командиры и бойцы должны знать вероятного противника, его вооружение, дальность стрельбы орудий, радиус поражения, типы бронетехники. Учеба должна быть привязана к чему-то конкретному. Но это, видимо, еще предстоит нарабатывать в будущем. Когда мы имеем дело с очень условным противником и мифическими террористами, то ничего хорошего ждать не приходится.
— Конечно, слежу за развитием событий, и меня радует, когда идет движение армейских колонн, вижу просветленные лица офицеров, когда на паромах и эшелонами перебрасываются целые соединения, работает авиация, это уже похоже на вооруженные силы, — отметил председатель регионального отделения ДОСААФ России в Амурской области полковник Александр Боржко. — На мой взгляд, все, что мы сегодня видим, стало возможным только благодаря смене руководства министерства обороны. На учениях будет очень много сложностей, потому что многолетний застой нужно преодолевать. Может, мое сравнение кому-то покажется не совсем корректным, но я считаю, что охотничья собака в домашних условиях обречена на потерю всех навыков. У нее все отмирает.
Масштаб учений ВВО
160 000 военнослужащих
1 000 танков, БМП и БТРов
130 самолетов и вертолетов
70 кораблей и судов Военно-морского флота
562 вагона, или 16 эшелонов задействованы в переброске войск
25 самолетных рейсов выполнено военно-транспортной авиацией, перевезено более 1000 военно-служащих, 11 единиц техники и 30 тонн материальных средств.
Возрастная категория материалов: 18+
до чего же старая и морально устаревшая техника используется, на такой технике разве что противника смешить.
— alex123 (гость)ага, китайцы шапками закидают за это время )))
— гость_гость (гость)«В результате грузовые самолеты министерства обороны опоздали с вылетом из Хабаровска на десять часов» — Да это время войну проиграть можно.
— гость- (гость)