По прогнозам, здешние залежи твердого топлива поражают воображение — общие запасы Гербикано-Огоджинского угленосного района оцениваются в 14,6 миллиарда тонн угля. Даже при интенсивной добыче хватит на 150 лет. Одна проблема — как вывезти черное золото из горно-таежного района? Только узкий серпантин дороги, проложенной еще в середине ХХ века, связывает угольный отрезок с большой землей. До 1954 года почту сюда привозили на лошадях, а лес вывозили на быках. Сегодня на богатейшем месторождении работает только одно подрядное предприятие — ООО ПО «Росса». В год оно добывает 30 тысяч тонн угля, хотя в советское время при работе огоджинской ЦЭС здесь осваивали 120 тысяч.
— Мы можем увеличить объемы в три раза и обеспечивать углем весь Селемджинский район, — уточняет директор предприятия Вартан Караханян. — В этом году качество добытого угля стало намного выше, к хорошему пласту мы подбирались три года. Однако из-за сложной доставки топливо не пользуется спросом. В поселок Февральск завозят уголь из Нерюнгри, стоимость тонны — около трех тысяч рублей. Мы готовы с доставкой продавать по 2700. Но из-за отсутствия дороги, межсезонной распутицы, которая длится до трех месяцев в году, мы не в состоянии организовать плановые поставки. Сейчас огоджинским углем отапливаются Экимчан, Токур, Златоустовск, Стойба, Коболдо, Ивановское. Чтобы привезти КамАЗ угля в райцентр (83 километра), требуется более трех часов. Другого варианта у нас нет — железнодорожная ветка заканчивается в Февральске.
На этом разрезе уголь добывают летом, а зимой предприятие занимается отгрузкой и поставками твердого топлива. Сегодня в ПО «Росса» работает 27 человек, в основном это местные жители. Средняя зарплата угольщиков 26 тысяч рублей. Не хватает специалистов с горным образованием, водителей.
— Чтобы заманить людей, мы должны им предложить хорошую зарплату, но из-за низких объемов мы не может ее поднять, — замечает Вартан Саркисович. — Также нужны комфортные условия жизни, учреждения соцкультбыта, чтобы дети могли учиться и проводить досуг. Нет объемов — нет и развития. При благоприятных условиях мы бы своими силами установили перерабатывающую горно-обогатительную фабрику. Имея под рукой дешевое топливо, можно было бы рядом с разрезом создать тепличное хозяйство, построить животноводческие комплексы и кормить северян экологически чистой продукцией. Кстати, в советское время в Огодже держали теплицы, выращивали помидоры, огурцы и зелень, снабжали овощами местный детский сад и школу. И наше предприятие для поддержки фермеров отпускало бы уголь по льготной цене.
Чтобы поток черного золота понесся за пределы региона и даже за границу, необходимо проложить в тайге 147 км железнодорожных путей и связать Февральск с Огоджой. Такого проекта нет в «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года», представленнойОАО «РЖД». Остается надеяться только на инвестора.
Качеством и запасами каменного угля давно уже интересуются российские и китайские промышленники. Китай, испытывающий большой дефицит твердого топлива, готов вложить в российские угольные месторождения до шести миллиардов долларов. В планах крупнейшей в мире угольной компании Shenhua Energy черпать из огоджинского месторождения 5 миллионов тонн угля в год и экспортировать в Поднебесную. Как рассказал Вартан Караханян, в 2011 году в поселок Огоджа приземлился вертолет с китайскими специалистами. Они взяли пробы угля и тогда же в неофициальной беседе заявили, что для вывоза топлива они не хотят пользоваться ни перегруженным БАМом, ни Транссибом. Shenhua обещает построить подвесную железнодорожную дорогу Огоджа — Благовещенск с мостами и прочей инфраструктурой. «Мы тогда еще посмеялись над несбыточным проектом, у нас здесь горы, множество рек, — добавляет директор ПО «Росса». — Однако представители компании показали фотографии железной дороги на сваях, которую они проложили до Тибета».
Год назад была создана российско-китайская Огоджинская энергетическая компания (ОЭК) с солидным уставным капиталом, зарегистрированная в Благовещенске. Амурское правительство подписано соответствующее соглашение, регламентирующее сотрудничество с «Российской топливной компанией» и «ОЭК», совместно с которыми и будет осваиваться Гербикано-Огоджинский угольный район. Объем инвестирования проекта — более 4 миллиардов долларов из бюджетов всех уровней. Возможно, в 2014 году будет запущена первая очередь производства с заявленной мощностью 5 миллионов тонн угля в год. К 2019 году планируют увеличить добычу каменного угля до 30 миллионов тонн.
— В июне этого года представители крупной кемеровской компании приезжали на разрез, отгрузили шесть тонн угля на экспертизу, — продолжает Караханян. — Глубокий химический анализ делается в течение трех месяцев в Сибирском НИИ углеобогащения. На основании проб сделают технико-экономическое обоснование проекта. А дальше будет выстроен план развития Огоджинского месторождения.
В планах сибиряков добывать здесь более миллиона тонн угля в год и отправлять его на экспорт в Китай, Японию, Корею — везти кузбасский уголь в страны АТР невыгодно, железнодорожный тариф съест львиную долю стоимости.
Как сообщили корреспонденту АП, в управлении топливно-энергетического комплекса министерства экономического развития Амурской области, Огоджинское месторождение перспективное и его разработка — вопрос времени. В ближайшие месяцы будет объявлен конкурс, и, после того как определится главный инвестор, начнется комплексное освоение. По предварительным подсчетам, этот проект обеспечит создание от 7 до 10 тысяч рабочих мест, ежегодно в бюджет Приамурья будет поступать порядка полутора миллиардов рублей налогов.
Возрастная категория материалов: 18+
Лет 8-10 назад китайцы из Шэньхуа приезжали с тем же самым предложением. И ещё столько же приезжать будут. Пока не надоест, угу.
— ПK (гость)