Стоимость подержанного хаусбота может варьироваться  от 700 тысяч рублей до 17 миллионов.Стоимость подержанного хаусбота может варьироваться от 700 тысяч рублей до 17 миллионов.

С приходом большой воды жилая постройка попросту перейдет в статус дебаркадера. Зато все имущество останется в сохранности. Есть ли будущее у так называемых хаусботов, выяснял корреспондент АП.

От бассейнов к домам

Пока власти решают, как исправить историческую ошибку — расселить села, построенные в поймах амурских рек, — у проектировщиков из Благовещенска возникла идея строить дома на понтонной платформе. Понтон, по их мнению, является идеальным фундаментом в условиях наводнений.

— Грубо говоря, это будет баржа, которая будет нести на себе вес дома. Такие у нас по реке Амур перевозят грузы. Хаусботы можно построить из кирпича или из бруса. Все будет зависеть от того, какой грузоподъемности будет сконструирован понтон, — говорит руководитель студии архитектурно-строительного проектирования Алексей Яковлев. — Такие дома можно ставить на суше или на причалах. Во втором случае дом можно будет использовать как плавсредство.

Проектами подобных плавучих сооружении дизайнерам заниматься не впервой. Собственно, на новую волну для стройиндустрии их натолкнули разработки прошлых лет. Пару лет назад благовещенские архитекторы работали над проектом плавающего аквакомплекса с бассейном и кафетериями, который должен был расположиться на причале у набережной Амура в Благовещенске. Тогда проектировщики исходили из того, что уникальное расположение Благовещенска на слиянии двух рек Амура и Зеи не приносит горожанам большой радости. Воды вокруг много, а поплавать летом негде. Водоемы и пляжи каждый год забраковывает санэпидведомство.

На создание бассейна на воде старшего дизайнера студии Эллину Гупенко вдохновила старушка Европа. Как и у нас, в берлинских реках особо не искупаешься  — грязно, а потому для немцев на одном из водоемов поставили баржу, наполненную чистой водой. Плавсредство стало для них своего рода озером. «Но у меня было немного другое представление, — делится воспоминаниями Эллина Гупенко. — Создать не просто баржу, а развлекательный комплекс с бассейнами кафе, раздевалками, душевыми и туалетом. Были продуманы все коммуникации, а также несущие возможности барж. По проекту они должны были выдержать на себе бассейн, наполненный двумя тоннами воды. Правда, баржи в целях эстетики в проекте заменили на понтоны. Но идея так и осталась на бумаге. И не потому, что не было материалов или проект не был выполним, просто воплотить его было некому».

Кочующий фундамент

В результате плавучий фундамент из одного проекта перекочевал в другой и стал основой, на которую проектировщики «установили» дом. Как говорят в компании, подобная постройка, конечно же, обойдется немногим дороже, зато экономия на обустройстве бетонного фундамента очевидна. Алексей Яковлев подчеркивает, что пока речь идет о малоэтажном индивидуальном строительстве.

— Насколько стоимость дома на баржах будет отличаться от обычного строительства, пока не могу сказать, все необходимо просчитывать,  — продолжает Алексей.  — Если по грубым подсчетам заливка фундамента обходится в пределах 250 тысяч рублей, то изготовление понтонов — сложный технический процесс. Чтобы такого рода дом не уплыл, его предлагается закрепить подвижными вертикальными направляющими, по принципу труба в трубе. С приходом воды дом будет подниматься, но гулять из стороны в сторону не будет.

Также заранее архитекторы предусмотрели вопрос о подключении дома к коммуникациям. Проектировщики говорят, что сегодня существуют всевозможные гибкие соединения, которые в случае прихода большой воды можно оперативно демонтировать.

Свою нынешнюю идею благовещенские дизайнеры не торопятся внедрять в массы. Но если строительные фирмы заинтересуются такими плавучими домами, то в консультации им не откажут. По мнению риелторов, плавучие дома будут интересны некоторым амурчанам, но только в том случае, если они будут строиться на воде, а не прикованы к одному и тому же участку на земле.

— Будет излишним строить плавучие дома на земле, — поделился своим мнением президент Гильдии риелторов Приамурья Виталий Злочевский. — Собственно, зачем строить такой дом — чтобы ждать, когда большая вода опять придет. А если говорить о по-настоящему плавучих домах, то в этом вопросе, скорее всего, найдутся заинтересованные. Подобные хаусботы я видел, и не раз. За границей есть целые улицы подобного рода — это и Бангкок, и Венеция, недавно видел в Канаде. Думаю, стоимость такого объекта будет сопоставима с покупкой частного дома с подведенными коммуникациями и электричеством. Но если дом будет бороздить водяные просторы, то необходим какой-то причал.

Цена плавания

Изготовлением барж мог бы заняться Благовещенский судостроительный завод. Стоит отметить, что судостроители к идее отнеслись с должной серьезностью. По словам инженеров завода, построить они готовы все что угодно, а вот цена уже будет зависеть от желания заказчика. «Для того чтобы понять, сколько это будет стоить, необходимо подготовить проект, ведь баржа и понтон — это не просто железяка, а инженерная конструкция. Либо можно сравнить с готовыми подобными изделиями. Наплавную конструкцию так или иначе нужно будет регистрировать как стоечное судно, если, допустим, она будет находиться на воде, если на земле  — то это уже в компетенции других органов», — отметили на предприятии.

По данным одного из всероссийских сайтов бесплатных объявлений, стоимость готового, но бэушного плавучего дома может варьироваться от 700 тысяч рублей до нескольких десятков миллионов. Те, что подешевле, с виду напоминают домики на садовом участке с минимумом удобств, те, что подороже, — самые настоящие дебаркадеры-гостиницы размером с трехэтажный дом.

Опыт кораблестроения

Некогда аналогичный дебаркадер целый год красовался и на набережной Благовещенска. Его построили в 2007 году, как плавучий пункт пропуска. Он был оснащен всем необходимым — от помещения для пограничного поста до таможенных терминалов. Правда, администрация Шимановского района, которому предназначалось судно, не смогла подвести к нему коммуникации. В итоге дебаркадер вернулся в областной центр. Были даже намерения приспособить его под развлекательный центр на воде. Позже за 2 миллиона рублей его сдали в аренду в Хабаровск. Там благовещенское судно заработало по своему профилю  — как плавучий пункт пропуска.

Попытки внедрить в Амурской области практику хаусботов в частном порядке были и в прошлом году. Благовещенский предприниматель Теймураз Авдоян создал аналог американского «дома на воде». Длина его корабля составляла 26 метров, а весил он почти 30 тонн. Внутри плавучий дом состоял из 12 кают, кухни, прачечной и бани. Предполагался второй этаж. Правда, в основе корабля были не понтоны, а бочки. Чтобы удержать конструкцию на плаву, их потребовалось 157 штук. На строительство бизнесмен потратил около двух миллионов рублей. Планировалось, что хаусбот станет ходить по Амуру и Зее с водными туристическими экскурсиями. Правда, судьба чудо-корабля осталась неизвестной. Связаться с кораблестроителями нам не удалось. Возможно, он так и остался стоять в огороде у предпринимателя.

Справка

Хаусбот (с англ. «дом на воде») — судно, которое спроектировано для использования в качестве жилого дома. Некоторые  хаусботы не имеют мотора, так как обычно пришвартованы к берегу для подключения к электросети и водопроводу.

Возрастная категория материалов: 18+