Ярким доказательством тому стал первый конкурсный спектакль 11-й «Амурской осени» «Воспитание Риты» по пьесе англичанина Уильяма Рассела, поставленный паном Кшиштофом Занусси. Главные роли в интернациональной лирической комедии исполнили звезда «Шести кадров» Ирина Медведева и знаменитый на всю Россию «сват» Федор Добронравов.
Перед амурской публикой они предстали в непривычном амплуа. На протяжении захватывающего трехчасового действа зрители плакали и смеялись, задумывались над прописными истинами и гадали, останутся главные герои вместе или нет. У человека всегда есть выбор, и изменить свой привычный мир никогда не поздно — в этом убедились корреспонденты АП.
26-летняя парикмахерша Рита (Ирина Медведева) — «митрофанушка» в юбке. В школе училась по принципу «сойдет и так». Для нее литература — незнакомый язык, и девушке невдомек, почему грустные произведения Чехова называются комедиями. Да и в театре она никогда не была. Единственный осиленный шедевр — диванно-дорожный роман «Рубиновые джунгли». Вместе с тем молодой женщиной движет желание завести ребенка и дать ему хорошее образование. Она решает поступить в университет и берет уроки у одного из преподавателей.
Профессор Фрэнк (Федор Добронравов) гораздо старше ее. «Вы похожи на престарелого хиппи», — так невежественная ученица характеризует своего наставника. Жена давно бросила филолога, последнее время он живет со своей бывшей студенткой и ищет утешение в тихом пьянстве. Фрэнк не горит желанием тратить свой интеллект на очередную глупышку, однако его поражает детская непосредственность Риты и нелицемерное восприятие окружающего мира. Между учителем и ученицей возникает симпатия, перерастающая в любовь.
Воспитание дается тяжело. «Я какая-то полукровка, не могу общаться с окружающими меня людьми», — сетует Рита. И все же учеба идет на пользу, и вот Рита уже удивляет профессора, наизусть читая раннего Уильяма Блейка, и пишет сочинения не хуже, чем его другие студенты.
В спектакле звучат сюиты Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт». Фразы из этого произведения цитируют и главные герои. О перерождении Риты свидетельствует фигура люмпена, периодически появляющаяся на сцене. Парикмахерша на пути к новым знаниям периодически пробегает мимо бездомного. В начале действия это опустившийся пьяница, ночующий на помойке. Потом он приводит себя в порядок: умывается, расчесывается и в финале читает наизусть отрывки из «Гамлета». Меняется к нему и отношение Риты — от брезгливости и сочувствия до уважения.
Чтобы первый фестивальный спектакль прошел на ура, очень постарались работники Амурской областной филармонии. Реквизит для сценического кабинета профессора пришлось собирать по крупицам. Например, небольшой настольный абажур принесла из дома одна из сотрудниц, книжная стремянка нашлась за кулисами, а шкафчик предоставили коллеги из драмтеатра.
— «Воспитание Риты» — настоящий урок высокого мастерства, — поделилась в антракте с корреспондентом АП одна из зрительниц. — Зачастую антреприза ставится на определенного актера и ее уровень не всегда высокий. Но этот спектакль просто гениален. Он глубоко философский и вместе с тем искрометно-комичный. Великолепная режиссура! Потрясли меня своим талантом и Добронравов с Медведевой. Если честно, такой драматической игры я от героев скетчкома не ожидала.
Два главных и единственных героя пьесы на протяжении нескольких часов не переставали изумлять публику. Финал благодарный амурский зритель смотрел уже стоя и еще долго не отпускал артистов со цены. Останутся ли вместе Фрэнк и Рита? Недосказанность Занусси каждый зритель допишет самостоятельно.
Потерянный в Благовещенске
Кшиштоф Занусси был почетным гостем фестиваля «Амурская осень-2005». Польский сценарист и кинорежиссер провел несколько творческих встреч и даже успел потеряться в Благовещенске. Мастера с мировым именем «забыли» на одной из сценических площадок.
Только благодаря прекрасному знанию русского языка (на великом и могучем пан Кшиштоф разговаривает почти без акцента), пониманию загадочной русской души (славянские корни дают о себе знать), искренности и интеллигентности он смог без опозданий добраться до нужного места. «Ваш край — это край моего представления о мире, — рассказывал журналистам Занусси. — Мало осталось на земле таких мест. А за рекой вообще чужой мир, которого в известном смысле боюсь. Хотя и Китай мне интересен».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии