Значительно приросла в цене и соленая красная рыбка. Насколько оправдан рост цен на лососевую и ее икру — в материале АП.
Виноватое наводнение
— Да мы и сами понимаем, что цены высокие. Ко мне люди подходят, спрашивают, почем икра. Я говорю, что две восемьсот — они просто в шоке, — делится одна из продавцов рыбного отдела в благовещенском ГСТК, попросившая не называть ее имя. — А что делать, если закупочная стоимость поднялась, а мы от нее зависим.
Стоимость икры и красной рыбы начала резво ползти вверх с начала месяца. Первыми подорожали форель и семга, следом за ними подскочили цены и на другие лососевые. А икра нового улова и вовсе оказалась вдвое дороже прошлого года. Продавцы не отрицают, что ценник подрос значительно, и причину называют одну и ту же — рыбы у самих производителей стало меньше. А на вопрос, отчего сократились оптовые поставки, каждый выдвигает свою версию.
— Вы что, телевизор совсем не смотрите? Наводнение такое на всем Дальнем Востоке, думаете, на рыбе это никак не отразится?— восклицает продавец на одном из уличных рынков в центре Благовещенска.
— А я слышала, что рыба у них просто кончается — выловили все что можно, — вздыхает ее соседка. — Так что к зиме еще дороже будет.
Однако не во всех рыбных ларьках к повышению цен относятся с пониманием. В основном повышение цен оправдывают продавцы соленой рыбы — они же активно рассказывают о причинах ее дороговизны. А вот торговцы свежемороженой лососевой к увеличившимся ценникам относятся скептично.
— Смотрите сами: у нас сейчас кета 115 стоит, в прошлом году за 105 продавали. Нормальная наценка, в рамках инфляции, — говорит продавщица из микрорайона Людмила. — Нерка 350 сейчас, но она ведь всегда дороже была, чем камчатская и сахалинская рыба.
Виноватые иностранцы
Так как розничные продавцы расходились во мнениях и ценах, АП обратилась к одному из самых крупных поставщиков красной рыбы в нашем городе — компании «Находка». Там подтвердили: рыбы в этом году действительно меньше. Но основная причина дефицита — иностранцы.
— Закупались в этом году в меньших объемах, о торге даже речь не шла. У рыбколхозов рыбы мало, выставили одну цену, не хотите — не берите, — делятся сотрудники компании. — И потом, поставщики больше в иностранцах заинтересованы. Они ведь платят валютой и готовы предложить больше. Своим достаются остатки.
Кстати, именно валюта, которой расплачиваются иностранцы, стала, по мнению специалистов, причиной увеличения цен на форель и семгу. Дело в том, что эту рыбу привозят не с Сахалина и Камчатки, а из-за границы, в основном из Норвегии. Форель и семгу разводят в искусственных водоемах, поэтому на объемы добычи не влияет плохой улов. Повышение цены на нее связывают прежде всего с падением рубля по отношению к евро — именно поэтому и поднялась цена на эти заграничные деликатесы.
— У нас отпускные цены по сравнению с прошлым годом повысились на 10—15 рублей. Например, кета стоила 85, а стала 100 рублей. Нерку отпускали по 180, теперь — по 195, — комментируют сотрудники «Находки». — Но для розничных покупателей это немаленькая прибавка.
Виноватая путина
Если у местных продавцов, перекупщиков и покупателей целый ворох версий о ценах на лососевые, то сами рыбаки на Камчатке и Сахалине на все вопросы отвечают просто: «Путина плохая».
— Это вы, на берегу, думаете, что красную рыбу так просто, как карася, ловить, — рассказывает АП представитель компании «Морепродукты-Камчатка» из Петропавловска-Камчатского. — Про наводнение — чушь, даже слушать не хочу. Просто снега в этом году много было, вода холодная, вот рыба и не пришла на путину. Плохой год, не рыбный.
Что касается икры, сотрудник камчатской компании признался, что в этом году ее меньше не только из-за малого улова, но и из-за того, что в самой рыбе икры нет. «Одну вскрываешь — вроде хорошая, жирная, а пустая. И таких много в этом году», — вздыхает рыбак-промышленник.
Его слова подтверждают и в другом рыбколхозе.
— Мы в этом году на 70 процентов меньше рыбы наловили, чем в прошлом, — комментирует коммерческий отдел рыбколхоза имени Ленина также из Петропавловска-Камчатского. — Почему-почему… Выловили всю рыбу почти, мало ее осталось.
В общем тот факт, что рыбы в этом году стало меньше, действительно подтвердился. Другое дело — насколько сильно это сказалось на конечных ценах для рядовых потребителей Приамурья. Оптовая цена свежемороженой красной рыбы поднялась в среднем на 10—15% (за исключением форели и семги, которые подорожали на 20—25 процентов), а в отделах с соленой лососевой стоимость товара подпрыгнула чуть ли не на треть.
Еще один показатель того, что подскочивший ценник не слишком объективен, — разброс цен. Разница в стоимости той же икры составляет тысячу рублей — в одном отделе ее можно купить за 2,5 тысячи рублей, в другом — только за три с половиной. Стоимость рыбы в зависимости от отдела может увеличиваться на 30—40 %. Примерно одинаковые цены держат пока только продавцы свежемороженой лососевой. Однако и они, поглядывая на переоценивших себя соседей, начинают с сомнением коситься на собственные ценники.
РЫБНАЯ ЦЕНА — см. инфографику.
70 процентов — на столько по сравнению с прошлым годом упала добыча красной рыбы и икры.
Возрастная категория материалов: 18+
А вот губернатор как-то говорил, что в Амурской области откроются магазины, в которых камчатская рыба будет по низким ценам продаваться. Не мог же он обманывать?!?
— эх! (гость)Спасибо, мы старались)))
— Екатерина ГвоздовскаяХороший материал.
Спасибо!
— Лютцов (гость)