Особенные дети
На детской площадке колокольчиком звучит веселый смех. Ребятишки, радуясь последним теплым лучам осеннего солнышка, возятся в песочнице, качаются на качелях. И никого не смущает, что рядом с ними, наперегонки с быстроногими мальчишками, гоняет на своей инвалидной коляске малыш с ДЦП. «Он такой же, как мы, — говорят дети, — просто не может ходить. Но это только пока».
Детский церебральный паралич не приговор и не повод прятаться за стенкой от общества, уверены педагоги дошкольного учреждения «Амурчонок». Три года назад здесь открылась единственная в Приамурье группа комбинированного образования. Наряду со здоровыми малышами ее посещают и дети с ограниченными возможностями. Она открылась в 2010 году по инициативе родителей.
— К нам обратилась мама, воспитывающая ребенка с ДЦП, — вспоминает и. о. заведующей детским садом № 2 «Амурчонок» Елена Демченко. — Она хотела, чтобы ее сын рос обычной жизнью, воспитывался вместе с обычными детьми, а не прятался от любопытных глаз за печкой. Нас поддержали в администрации Михайловского района. Было решено открыть на базе «Амурчонка» группу комбинированного образования. После чего к нам пришли трое детей с ограниченными возможностями в возрасте 4—5 лет — Витя, Тарас и Полина. Изначально было запланировано, что особенные ребятишки не будут содержаться в отдельных группах, они будут воспитываться вместе со всеми.
Мы такие, как все
Поначалу, конечно, были сложности, ведь перестраиваться на новый лад пришлось всему коллективу «Амурчонка». Ведь раньше педагогам не приходилось заниматься с детьми с диагнозом ДЦП.
— Были у нас и слезы жалости, и опасения, справимся ли мы с наложенными на нас обязанностями, выдержим ли? — продолжает Елена Демченко. — Я была воспитателем в этой группе. Но процесс сразу пошел, наши особенные воспитанники начали активно участвовать в детских утренниках, потом мы стали их выдвигать на районный конкурс чтецов. Витя, Тарас и Полина — талантливые ребятишки, у них раскрылось столько потенциальных возможностей! Ни один праздник без них не обходился. Все были солистами, героями дня. А сколько в их глазах светилось счастья!
По словам воспитателей, здоровые детки приняли новичков с радостью. Они и стали для них первыми друзьями и помощниками. Подставляли стульчики, помогали одеваться, возили коляски на прогулках. Поддерживали. Никогда обидных слов не говорили. Если вдруг дети из остальных групп начинали показывать пальцами или дразнить, сразу пресекали все разговоры. Объясняя, что так делать нельзя.
Витя, Тарас и Полина стали сразу тянуться за остальными: сами ели, одевались. Периодически приходилось делать им массаж спинки, ручек и ножек специальными мячиками. На учебных занятиях к каждому — индивидуальный подход. Не понял на уроке — воспитатель закрепляет материал в игровой форме. С детьми ежедневно занимался логопед, они постоянно развивали мелкую моторику пальчиков, лепили, рисовали, собирали мозаику и даже нанизывали мелкие бусинки на ниточку. Вместе со всеми ходили на экскурсии, ездили в театр.
За три года обучения в «Амурчонке» каждый из троих детей с ограниченными возможностями совершил свой маленький подвиг. Когда старший мальчик Витя без костылей и ходунков сделал три первых самостоятельных шага, ликовала вся группа. Сейчас Витя успешно окончил первый класс. Первоклассник Тарас не отстает от обычного общеобразовательного процесса, постигает азбуку и арифметику, а Полина, похоже — будущий художник и скульптор.
— Как она лепит! Воспроизводит все в точности до мелочей, — замечают педагоги. — Судя по ее рисункам, у нее особенное видение мира.
На выпускном балу плакали все. В детсаду прощаться жалко с каждым ребенком, а с этими — особенно. Витя танцевал с воспитателями вальс, старался присесть на колено. Тарас кружился на коляске, а у Полины первый бал еще впереди. К этому событию маленькая принцесса тщательно готовится.
Благодаря созданию группы комбинированного воспитания «Амурчонок» получил специальное оборудование: уникальный дидактический материал, игры, предметы для театрализованной деятельности, спортивные тренажеры. Особая гордость — сухой бассейн и вертикализатор — прибор для детей с церебральным параличом. «Когда все это богатство разгружали, педагоги радовались как дети, — добавляет Елена Демченко. — Такой инвентарь мы бы никогда не смогли себе позволить».
Этот детский сад постоянно делится опытом на общеобразовательных семинарах. В «Амурчонке» надеются, что подобные учреждения появятся и в других районах. Это востребованное и нужное дело, и маленьких особенных человечков здесь немало. На следующий год в поярковский сад придут еще несколько детей-инвалидов. Как только им исполнится четыре года, они станут полноправными людьми здорового общества.
Воспитанники детских домов пошли в обычные школы
— Мы стремимся построить демократическое общество, в котором есть место всем. Поселок Поярково — хороший пример. В этом году воспитанники местного детского дома начали посещать две общеобразовательные школы. «Сколько вначале было недовольства среди наших граждан, — говорит начальник районного отдела образования Оксана Шатохина. — Когда мы стали распределять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по школам, жители поселка возмущались, устраивали митинги и протесты. Высказывали: раз школу-интернат закрыли, возите подранков куда хотите, неблагополучным не место среди нормального общества. Да, действительно, это подранки. У многих — сломанная судьба, израненные души. Некоторые из них жертвы или свидетели преступлений. Так что ж теперь, держать их в полной изоляции?! Дом малютки, интернат, ПТУ, тюрьма. Много неприятных слов было произнесено в наш адрес. Но тем не менее дети-сироты, а их 155 человек, стали учиться не в закрытых, а в поселковых школах. Ходить к одноклассникам в гости, общаться друг с другом. Да и учителя их хвалят: детки умные, чистенькие, ухоженные. В результате уже пятеро детдомовцев усыновлены».
117 детей посещает дошкольное образовательное учреждение «Амурчонок» поселка Поярково. Из них трое — инвалиды.
Добавить комментарий
Комментарии