Экспозиции станут зрелищными
— Елена Ивановна, музей сегодня меняется, это назревшая необходимость?
— К сожалению, настало время музею измениться. К сожалению — потому что нынешняя экспозиция высококлассная, и мне тяжело с ней прощаться. Она была построена в 1986 году московскими художниками и ценна тем, что архитектура старинного здания и решение экспозиции гармонируют друг с другом. Прекрасно смотрится галерея, которая замыкается Албазинским острогом. Она уникальна, нигде подобного я не встречала. Эта арочная анфилада — как связь времен, она втягивает в себя, помогает совершить погружение в историю. Но я понимаю, что экспозиция физически устарела, что время требует иных решений.
— Что именно поменяется в экспозиции?
— Мы меняем все принципиально, открываем новую страницу в жизни музея. От коллекционно-тематического принципа построения экспозиций переходим к сюжетно-образному. Это будет наиболее очевидно в Албазинском зале. Экспозиции будут зрелищными, с мультимедийными эффектами. Это важно, у нас плохо с фантазией стало, мы хотим, чтобы нам все показали, рассказали и озвучили. Должно ощущение возникать, что ты попал внутрь исторического события.
— Проект реконструкции 15 залов музея делают москвичи, как вы на них вышли и как происходит эта работа?
— Мы написали заявку в ФЦП «Культура России» на создание архитектурно-художественного проекта 15 залов музея и стали думать, с кем нам сотрудничать дальше. К сожалению, в Благовещенске нет дизайнеров, знающих нашу специфику. Кроме того, нам хотелось чего-то нового, чтобы художники посмотрели иначе на то, что нам привычно. Коллеги из столичного Государственного исторического музея, к которым я обратилась, сказали, что сотрудничают с группой «Бюро Арт Проект», и довольно успешно. В самой Москве таких бюро — считанные единицы. Мы вышли на эту команду и попросили представить нам эскизы, объяснили, что и как мы хотим. Весь проект мы должны получить к середине декабря — по всем залам. Нельзя делать один зал в одном стиле, другой в другом.
— Когда будет реализован этот проект?
— Сложно ответить. Цена вопроса одного Албазинского зала, включая все технологии, — больше 10 миллионов рублей. Думаю, каждый зал из остальных 14 потянет на сумму от трех до пяти миллионов. Залы природы дорогие — чучело крупного животного стоит 150—200 тысяч рублей. Мы рассчитываем, что федеральный бюджет выделит на эти работы 7 миллионов рублей, надеемся и на спонсорские средства. Если все сложится, в конце 2014-го — начале 2015 года Албазинский зал у нас появится. На мой взгляд, это реально. Если найдутся средства, остальное не проблема.
За Албазино приходится бороться
— Албазинский зал будет самым масштабным. Почему такое внимание именно Албазину?
— Это исторически памятное место. Но если раньше у нас в музее было ограничено количество подлинных музейных предметов, связанных с Албазином, то сейчас они есть. Декорации — это зрелищно и важно, но главное — показать подлинные предметы, археологические находки, которых у нас более четырех тысяч единиц хранения. Да еще порядка тысячи хранится в музее в Албазине. Это уникальные предметы, которых больше нигде нет, единственные в своем роде.
Было время, когда мы стали редко вспоминать об Албазине, потому что прекратились археологические раскопки, Албазинский музей стал сельским. Средства не вкладывались, проблемы росли. В каком виде мы принимали в 2009 году Албазинский музей в областное подчинение — это был тихий ужас. Он же был удивительный в своем роде, когда строился. А то, что я увидела в 2009 году, меня повергло в шок. Отопления не было, экспонаты свалены в кучу, любая учетная документация отсутствовала. Это было жалкое зрелище. Мы приняли все это в областной бюджет, и началась ежедневная работа по капитальному ремонту, созданию новой экспозиции. Не все шло гладко. Ремонт начала делать фирма, которая посчитала почему-то, что это халтура, строители делали все плохо и не вовремя. Я разорвала с ними контракт, мы долго судились, и отсудили все. Буквально на днях мне принесли уведомление, что начали поступать от них выплаты — где-то около двух миллионов рублей.
— То есть как 360 лет назад шли сражения за Албазино, так и сейчас за него приходится бороться?
— Мы боролись, потому что нельзя так к Албазину относиться. Но самое ужасное, что за тот год, который мы в этой борьбе потеряли, нам жители Албазина перестали верить. Мы разрушили старый музей, а новый не создали. И нам пришлось доказывать, что у нас глобальные цели. Когда наконец-то мы открыли музей в декабре 2011 года, это был как полет в космос.
Родоведы реконструируют жизнь предков
— В 2014 году будет отмечаться 100-летие с начала Первой мировой войны. В России нет ни одного памятника героям этой войны, погибшим на фронтах. В музее как-то будет отражена эта дата?
— К сожалению, по этой теме у нас материалов вообще никаких нет. Известно, что в Первой мировой участвовал казачий корпус. Как жил Благовещенск в эти годы, какое было патриотическое движение в тылу — мы не знаем, нет документов. Мы направили заявки в поисках документов и фотографий, свидетельствующих об участии амурчан в Первой мировой войне, в разные архивы, но что мы получим, я не знаю. Мы можем запланировать такую экспозицию. Но наша коллекция очень небольшая.
— И это понятно — после революции люди избавлялись от таких документов, потому что в лучшем случае за них можно было попасть в тюрьму, в худшем — расстаться с жизнью...
— Да, действительно так. Думаю, что празднование столетия даты подтолкнет архивы к открытию таких документов и нам будет проще найти то, что интересно амурчанам. Хотя я знаю, что это кропотливая, многолетняя и ничего не обещающая работа. Я с большим уважением отношусь к людям, которые занимаются поиском своих корней. Они пишут, ждут, снова пишут. Я восхищаюсь их работой.
— В Благовещенске много таких людей, ищущих свои корни, краеведов и родоведов?
— Их несколько десятков человек, они к нам постоянно обращаются. Поиск корней — это работа не одного поколения, кто-то начинает и передает своим детям, они продолжают поиски, выстраивают генеалогическое древо. Родоведы удивляют не просто сведениями, кто в семье кому кем приходится, но знанием — где жили их предки и как, чем занимались, чем увлекались. Они не просто восстанавливают родственные связи, они реконструируют жизнь предков. А это и есть цель краеведения. Есть такой философ Николай Федоров, его идея патрификации (воскрешения предков) — это как раз миссия краеведческих музеев, особенно муниципальных и сельских. Они решают главную задачу соединения поколений.
Даже в нашем музее редко кто, рассматривая фото, скажет: это мой дед. В основном для большинства это незнакомые лица. А в селах все друг друга знают. Если дед был Героем Соцтруда и портрет его висит в музее, гордость за него передается из поколения в поколение. Такие музеи несут сакральную миссию, и никакое другое учреждение ее на себя не возьмет.
«В моей семье говорить о прошлом запрещалось»
— А лично вы занимаетесь родоведением, ищете свои корни?
— Лично я? Нет, не занимаюсь.
— Почему? Вы и так все знаете?
— Если честно, ничего не знаю. Мои родители приехали на Дальний Восток с запада. Отец был сначала военным, затем работал в энергетике, занимал руководящую должность. Родились мы с братом в Райчихинске, потом жили во Владивостоке, Хабаровске, затем вернулись в Благовещенск. Летом нас отвозили на запад. Считалось, что наша родина там, а здесь мы просто работаем. И потом, не было принято в нашем поколении рассказывать о корнях. Если мы что-то начинали спрашивать, нам строго говорили: нет, не надо. Только потом я выяснила, что мой прадед со стороны отца был священником. Но это знание в семье всегда было под жутким запретом. Если иногда в разговоре что-то проскальзывало, то все сразу замолкали. У матери схожая история — она росла в семье, которую признали кулацкой, мамины родители в годы войны погибли, и моя мама прошла через Сибирь и детские дома, потом жила у родственников, и все рассказы о маминых родителях тоже были под строжайшим запретом. То есть у меня никогда не было ни бабушек, ни дедушек. А ведь на самом деле не родители, а именно бабушки и дедушки рассказывают своим внукам о взаимосвязи поколений. У нас же говорить о прошлом запрещалось вообще. Родители все унесли с собой.
«До сих пор отмечаю День взятия Бастилии»
— Директор музея – для вас это должность, призвание, наказание или состояние души?
— Во-первых, это случайность. Это не было осознанным выбором. Мой осознанный выбор — это история. Для меня история — не даты и не факты, это взаимосвязи. Я никогда ничего не зубрила, но всегда представляла. Я до сих пор отмечаю 14 июля — День взятия Бастилии, я настолько прониклась той эпохой, что представляла себе, как это происходило, в деталях и подробностях. Самые скучные сюжеты из истории я оживляла в воображении. Мне очень нравится советская история, при всей своей коммунистической идеологии, со съездами партии. Я находила такой подстрочник, что все это начинало во мне жить отдельной от учебника жизнью.
— О музейной работе не мечтали?
— Нет, не мечтала. Я защищала диссертацию и собиралась продолжить работу в высшей школе. Но нужно было подождать некоторое время, чтобы там появилось место. И так я попала в музей. Можно сказать, случайно.
Работала в музее, что-то вокруг менялось, и мне предложили эту должность. И тут началась ломка. Многому пришлось учиться. Самое важное все же — не ставить на первое место административно-хозяйственную работу. Это только кажется, что она у директора должна быть на первом месте. Ничего подобного, это второстепенно. Первостепенна реализация творческих возможностей своих и коллектива и той миссии, которая заложена в музее. Для чего я работаю и кому это нужно — вот вопрос, который стоит на первом месте. Интересна тебе работа, знаешь ты, как ее сделать и какой результат получить, — вот это главное.
Взгляд на историю сквозь деньги
— Вы защитили кандидатскую диссертацию, темой которой стали, как ни странно, деньги. Это больше к экономике относится, чем к истории?
— Моя тема была посвящена финансово-денежной деятельности политических режимов. Мне показалось, что это оригинальный взгляд на историю гражданской войны. Деньги — очень утилитарный предмет. Кроме того, это уникальный исторический источник и документ. Оказалось, что можно найти знаменатель, объединяющий так называемых красных и белых. Если оставить в стороне политические методы, то их экономические методы — одни и те же. В реализации экономической политики и «красные», и «белые» реализовывали одни и те же формы управления экономикой — рыночную, рыночную с участием государства и государственную модель. Колчак сначала объявляет рыночную свободу, но эта идея не укладывалась в реальность гражданской войны. И Колчак ввел методы государственного регулирования — контроля, реквизиции, объявил монополию на те или иные виды товаров. И в конечном итоге он пришел к полному государственному управлению, то есть к ручному управлению экономикой. И то же самое делали большевики, хоть и немного в другой последовательности. Ничего красного и белого, одни и те же этапы.
— А сейчас вы продолжаете наукой заниматься? Докторскую диссертацию готовите?
— Для этого мне надо было уйти в высшую школу и заниматься наукой. Все-таки в музее сейчас превалируют зрелищность и культурно-развлекательные формы. Академическая наука в музее, как таковая, сегодня не востребована, она ушла в высшую школу. Наука для меня не самоцель. Нельзя утверждать, что ученой степенью определяется уровень интеллектуальных достижений. А совместить работу директора музея и докторскую диссертацию — невозможно. Для докторской диссертации надо найти новые источники, в том числе иностранные, проехать по архивам, надо уйти в докторантуру, выйти с научной гипотезой. Это отдельная колоссальная работа.
15 музейных залов ожидает реконструкция
Амурский областной краеведческий музей ждет серьезное преображение — сейчас московская фирма «Бюро Арт Проект» создает архитектурно-художественный проект реконструкции 15 залов музея. Проект будет готов к середине декабря. Каким станет главный музей области, рассказала его директор Елена Пастухова. Предлагаем читателям АП заглянуть в музейное будущее.
Метеорит и мультимедиа
После реконструкции последовательность экспозиционных залов сохранится. Первый зал будет вводным. Посетителей встретит мультимедийная конструкция — экран во всю стену, который будет управляться за счет соединенного с ним сенсорного экрана. На большой экран можно вывести любую информацию об Амурской области — о городах и районах, об ее экономическом потенциале, населении, природных богатствах и климатических условиях.
В центре зала на вращающейся платформе с подсветкой установят уникальный предмет — Усть-Нюкжинский метеорит.
На противоположной стене тоже появится мультимедийный экран, где будут демонстрироваться отдельные сюжеты, связанные между собой, по экономике области, рассказывающие о гидроэнергетике, космодроме, сельском хозяйстве. Здесь же разместится коллекция минералов.
От динозавра к водопаду
Ожидается, что следующий зал вызовет неизменный восторг у маленьких посетителей музея — ведь там их встретит макет динозавра в натуральную величину. Без палеонтологической коллекции уникальность Амурской области была бы представлена неполно.
Следующие два зала посвящены природе Приамурья. Здесь будут максимально использованы мультимедийные технологии, в том числе купольный звук, имитирующий голоса птиц, лесные шорохи и журчание воды, а также интерактивный пол. Проектом предусмотрен и натуральный водопад, который будет плавно перетекать в интерактивную реку под ногами посетителей.
— Оригинальность в том, что в проецируемой на пол реке будут плавать рыбы, которые водятся в Амуре, в натуральную величину, их можно рассмотреть во всех подробностях, — рассказывает Елена Пастухова. – Будет также интерактивная стена, на которой можно полюбоваться взлетающими журавлями и понаблюдать за другими представителями амурской фауны. Сохранятся и чучела животных, к имеющимся добавятся новые.
Албазинский зал пригласит в острог
Главным итогом реконструкции станет появление Албазинского зала. Экспозиция будет представлять собой сюжет из истории острога.
Острог будет смоделирован за счет построения башен, крепостной галереи, стен. Все будет зашито в дерево, в бревна, которые будут создавать иллюзию крепости изнутри. Вдоль стен появятся фрагменты смотровой и угловой башен.
Посетители смогут подняться по крепостной галерее, как в натуральных острогах, и посмотреть в окна-бойницы. Зрелище обещают незабываемое. Например, в одном окне можно будет увидеть характерную излучину Амура, албазинцев, которые строят жилье, пасут скот. В другой бойнице видно, как приближается маньчжурская конница. В третьей — плывущие по Амуру джонки и маньчжурский лагерь на противоположном берегу. Такое перемещение во времени и пространстве обеспечат мультимедийные технологии.
Ощущение погруженности в историю дополнят восковые фигуры албазинцев, чьи лица будут персонально восстановлены по черепам, найденным при раскопках в Албазине.
Подлинности происходящим событиям добавит купольный звук, который будет воссоздавать шум реки, удары весел о воду, стук топора, мычание коров, детские голоса. «Ведь в Албазине не просто гарнизон стоял, там были семьи, дети рождались. Не случайно был один детский череп найден среди останков», — поясняет Елена Пастухова.
Дети смогут примерить на себя шлем, взять в руки пищаль и копье. Но главная ценность албазинского зала, по словам директора музея — подлинная коллекция артефактов, насчитывающая более пяти тысяч единиц.
Из Албазина в современность
Побывав в Албазине 17-го века, посетители сразу переместятся в век 19-й, который для амурчан важен в первую очередь основанием Благовещенска. Этому событию будет посвящена отдельная экспозиция. Конец 19-го века — золотое время для Благовещенска, который был центром купеческой, торговой, культурной и духовной жизни. Его население в два-два с половиной раза превышало население Хабаровска и Владивостока.
Экспозиции первого этажа заканчиваются 19-м веком, история 20-го века начнется на втором этаже музея. Там впервые появится экспозиция, посвященная событиям русско-китайской войны 1900 года и обороне Благовещенска от нападения ихэтуаней.
Будут отражены и русско-японская война 1904—1905 годов, а также участие амурчан в Первой мировой войне.
Зал Гражданской войны меняться не будет, его уже обновили, а вот следующие залы тоже будут построены заново. Появятся новые экспозиции, рассказывающие о 20—30-х годах прошлого века, индустриализации и коллективизации, будет отражен период политических репрессий, отдельный зал посвятят участию амурчан в Великой Отечественной войне 1941—45 годов и войне с милитаристской Японией.
Послевоенный период, строительство БАМа и Зейской ГЭС также найдут отражение в музейных залах. Завершит экспозицию зал, посвященный современной истории Амурской области начиная с 1991 года.
ЦИФРЫ
150 тысяч предметов по природе, истории и культуре Приамурья хранится в фондах музея.
40 выставок, освещающих прошлое и настоящее области, проходит в музее ежегодно.
130 тысяч человек за год посещают музей.
Необыкновенно красивая фотография. Интересная статья.
— Саша 21 (гость)