• Человек, сумевший заглянуть в глаза лошади, остается с ней навсегда.
  • Титулованный спортсмен Самербрум весельчак и не прочь подурачиться.
  • Тяжеловозы морозов не боятся и живут на подножном корме.
  • Виктор Тарасов: «Пикан спас лошадей от издевательств, а людей — от собственной жестокости».
  • Каждый жеребенок имеет собственный паспорт и индивидуальный чип в шее.

Язык под хорошее настроение

За свою спортивную карьеру угольно-черный Самербрум успел испортить настроение многим. Его имя с придыханием произносится в забайкальских степях и на ипподромах Приморья.

— Буряты не скрывали разочарования, когда мы выступали в Агинском автономном округе, — рассказывает руководитель «Пикана» Виктор Тарасов. — На его счету десятки медалей и даже призовой автомобиль. Наших лошадей по именам знают на многих ипподромах от Байкала до Владивостока.

Самербрум титулованный спортсмен породы английская верховая. Норов соответствует статусу рекордсмена. Вне дистанции степенный, вальяжный, с горделивой осанкой и уверенной поступью. Он не любит телячьи нежности и особенно когда его гладят, но обожает белый шоколад. К себе подпускает не каждого. Особое расположение к жокею Константину Беломестнову. Этот серьезный молодой человек жизнь посвятил своим любимцам. Окружающие говорят, что у него мягкие руки и есть «чувство лошади». Это дар, которого удостаиваются единицы. Лошади отвечают своими победами.

— Я его выведу, но ненадолго. Ветер на улице сильный, — неохотно идет на уступки журналисту Константин.

— Сейчас тебя сфотографируют и домой вернемся, — гладит жокей любимого жеребца. Небольшой круг возле конюшни, фотография на память. Самербрум под хорошее настроение показывает язык — дразнится. Значит, все нормально. Совладать с таким характером под силу не каждому.

Жизнь Самербрума — это скорость, но когда‑то все заканчивается, и наступающий год Лошади для этого брюнета станет переломным. Спортивная карьера позади, впереди жизнь в почете и работа над новым поколением рекордсменов. Самербруму предстоит улучшать буденновскую породу основных обитателей спортивной конюшни. Впрочем, успешной биографией и внушительными наградными листами здесь могут похвастаться очень многие.

Рядом бьет копытом Назар — не менее знаменитый рыжий буденновец с красной лентой вокруг шеи. Интересуюсь назначением этого яркого аксессуара.

— Это оберег от сглаза. Бывает, еще в косичку ленты вплетают, есть и другие методы защиты, — наперебой рассказывают работники конюшни.

На взгляд постороннего человека — полнейшее суеверие, но коневоды этого и не отрицают. Есть определенный круг традиций и ритуалов, без которых победа, как верится, недостижима. Коня беречь нужно, в том числе от злого слова, взгляда, зависти. Чего-чего, а подобных «пожеланий» в адрес воспитанников «Пикана» хватает на каждом чемпионате. Все знают, что эти лошади приезжают только за призами. Кони очень чувствительны к невидимым материям.

— Алкоголь для работников под запретом, — категорично заявляет Виктор Тарасов. — Малейший запах учует на расстоянии. Злиться начинает, может копытом ударить или убежать. Работать лошадь с таким человеком не будет. И результаты своего забега каждый жеребец очень хорошо чувствует. Они не скрывают свои радости от выигрыша, как и обиды и разочарования от поражения. Глаза гореть начинают, тут же открытое возмущение. Приходится успокаивать, настраивать на деловой лад, готовить к следующим состязаниям. У нас даже моральная подготовка спортсменов имеет значение. Бывает, жеребенка купишь — и по его поведению видно, как с ним обращались прежние хозяева. Лошади полтора года, совсем взрослая, но она продолжает помнить все детские обиды.

Спасение от собственной жестокости

История «Пикана» — это судьбы лошадей и людей. Первых удалось спасти от издевательств, вторых от собственной жестокости.

— Еще одиннадцать лет назад я работал председателем артели золотопромышленников, но к лошадям всю жизнь тянулся, с самого детства. Родился в Забайкалье, а там с рождения прививается трепетное отношение к этим животным, — вспоминает Виктор Иванович. — У меня даже на территории артели всегда жили 2—3 лошади. В Зее тогда для них период был непростой. Отношение людей оставляло желать лучшего. Молодежь, подростки увлекались тем, что устраивали дикие скачки, лошадей буквально загоняли. Мне глава района предложил организовать конноспортивный клуб. Я всех этих мальчишек взял под свое крыло, появились первые победы сначала на местном уровне, потом за пределы региона начали выезжать. Эти дети давно взрослые, но сейчас они уже совсем другие люди, с иным отношением к жизни и окружающим. Они выросли, а наш «Пикан» остался.

Со временем предприятие получило статус племенного хозяйства. Сегодня под крышей конноспортивного клуба живут и тренируются 70 породистых лошадей. Самербрум — 71‑й. Правда, существовать год от года становится все труднее. В Амурской области падает интерес к спортивному коневодству. Серьезные клубы закрываются, праздники проводятся все реже. В идеале эта отрасль позволяет лошади прокормить саму себя.

Три года назад Самербрум обошелся «Пикану» в 1,3 миллиона рублей. Как говорят его наставники, благодаря победам этот конь давно «отбил» все понесенные затраты. На престижных соревнованиях призовой фонд первого места порой достигает миллиона рублей. Правда, участие в соревнованиях также требует серьезных вложений, особенно если борьба разворачивается вдали от родного дома. Само содержание конюшни, тем более в северных широтах, обходится в копеечку. Оплата труда специалистов, энерготарифы, горючее для заготовки кормов — все кусается. На базе клуба ежегодно проводятся профильные смены для школьников, кони участвуют в общественных мероприятиях и праздниках. Предприятие с серьезным победным потенциалом нуждается в поддержке.

В тяжелой весовой категории

Кормильцами «пиканских» спортсменов стали их собратья из более тяжелой весовой категории. Несколько лет назад руководство клуба приняло решение взять курс на сельское хозяйство. Сегодня основа животноводческого направления — 90 русских и владимирских тяжеловозов. Разводить лошадей на мясо заставила сама жизнь. Впрочем, спрос на подобную продукцию набирает популярность.

За два-три года вес тяжеловоза может превысить полтора центнера. Любители знают, что конина маложирна и отличается особым вкусом — это настоящий диетический продукт. Мало кто представляет, что эти упитанные, плюшевые и местами брутальные красавцы в отличие от спортивных лошадей есть-пить не просят. Копытят сухую траву, скрытую под снегом.

— Очень неприхотливые, на подножном корме в любое время года, — рассказывает зоотехник Лариса Громыко. — Холода им тоже не страшны — живут в открытом поле.

Все текущие затраты на разведение тяжеловозов — это два человека охраны, живущие в вагончике на краю поля. Им даже близко не нужно к лошадям подходить — тяжеловозы хорошо организованы, в табуне четкая иерархия и собственная служба безопасности. Жеребцы следят за каждой лошадью, не дают никому отстать, а в случае необходимости встают грудью на защиту кобыл и жеребят. Противостоять такой ударной мощи — верх безумия. Сторожевые собаки на их фоне выглядят бесплатным приложением.

— Была тут у нас неприятность — пьяная молодежь на природе отдыхала и решили покататься. Бежали от коней так быстро, что речку перемахнули и даже ноги не замочили. По воздуху! — делится руководитель хозяйства.

По словам Виктора Ивановича, табунное коневодство — очень выгодный вид сельского хозяйства. Не нужно строить помещения, пахать, сеять и заготавливать корма. Вложения необходимы на начальном этапе: стоят лошади не дешево, а растить каждую надо года три.

— Здесь, конечно, нужна господдержка, но пока очень трудно процесс идет, — делится Тарасов. — При оптимальном субсидировании затрат амурские животноводы могли бы в считаные годы развить эту отрасль. Мы в самом начале пути и пока заметной отдачи не почувствовали. Люди берут лошадей на мясо, но поставить дело на поток мешает отсутствие в области современных перерабатывающих предприятий. Однако мы все же надеемся, что все получится. Вы знаете, что для содержания одной матки буденновской породы требуется 4—5 тяжеловозов?

В нынешнем году материальная помощь «Пикану» от бюджетов всех уровней достигла 800 тысяч рублей. В основном финансирование коснулось животноводческого направления в коневодстве.

На вопрос, принесет ли удачу наступающий год Лошади, Виктор Иванович отвечает уверенным кивком головы: «Конечно! Сейчас подготовимся, съездим на соревнования и очередной кубок привезем. Зачем мне это нужно? Я умею заглянуть в глаза лошади. Этого бывает достаточно, чтобы остаться с нею на всю жизнь. Говорят, при общении с лошадьми улучшается самочувствие — чистая правда. Я когда в «Пикан» приезжаю, дышать легче становится и голова перестает болеть».

Спортивный режим

Жизнь спортивной лошади мало чем отличается от жизни спортсмена. Тренировки дважды в день, график прогулок и питания. В период подготовки к соревнованиям спортивным лошадям не дают свежую зеленую траву, так как от нее может случиться расстройство желудка, — только сухой корм. В качестве основного питания — овес, специальные лошадиные мюсли, витаминные добавки, а еще сливочное масло и сахар. В период спаривания жеребцов подкармливают куриными яйцами.

Идентификация лошади

Современная лошадь — это уже не просто животное, на котором можно зарабатывать или побеждать. Это личность со всеми соответствующими атрибутами. Каждая лошадь в конноспортивном клубе «Пикан» имеет собственный паспорт. Без фотографии, но со схематичным подробным описанием всех особых примет и особенностей. Документ выдается еще во младенчестве, то есть маленьким жеребятам. Параллельно проводится чипирование. Под кожу в шее вживляется индивидуальный чип, который распознается специальным сканером. Украсть такую лошадь уже невозможно.

Кони опасны для соевых полей

— Коневодство как животноводческая отрасль у нас субсидируется с 2010 года, — рассказал начальник управления по животноводству и племенной работе министерства сельского хозяйства Амурской области Николай Лисиченко. — На одну конематку сельхозтоваропроизводители получали по три тысячи рублей ежегодно в качестве частичной компенсации на заготовку кормов. В связи с дефицитом средств в прошлом году такая поддержка была прервана, но в нынешнем вновь возобновилась. Благодаря таким мерам удалось увеличить общее поголовье лошадей в хозяйствах разных форм собственности с 7 000 до 10 000 особей.

Пока нельзя сказать, что табунное коневодство в Приамурье сильно развито. Теоретически такие хозяйства могут участвовать в конкурсах на получение грантов из областного бюджета. Суммы там серьезные, но мы очень осторожно относимся к подобным бизнес-проектам. Дело в том, что лошади могут нести угрозу растениеводческим хозяйствам. Табун лошадей в 100—150 голов может полностью потравить обширные посевы сои. Поэтому в первую очередь в качестве грантополучателей рассматриваются производители, имеющие собственные площади для выпаса.

Кроме племрепродуктора «Пикан», у нас есть племрепродуктор по разведению элитных лошадей породы русский тяжеловоз в Бурейском районе. Сегодня такие организации переживают нелегкие времена. Есть проблемы с проведением соревнований. К сожалению, федеральная конюшня закрылась, на ее месте расположился филиал Московского ипподрома. Однако есть надежда на возрождение традиций благодаря созданию областной федерации конного спорта. Вместе с ними будем поддерживать организацию состязаний. В частности, планируем ежемесячное проведение гладких скачек и конкура.

МНЕНИЕ

Андрей Сухомесов, глава Зейского района: 

— В районном бюджете предусмотрены средства на поддержание табунного и элитного коневодства. Но не всегда просто убедить депутатов райсовета в необходимости таких мер, но мы стараемся найти необходимые аргументы. Без этого нельзя, ведь клуб «Пикан» — это изюминка нашего района. У клуба есть планы по разведению коней на мясо. К сожалению, лишь бюджетных средств района недостаточно. В общей сложности мы готовы выделить порядка 400 тысяч рублей. Помогаем чем можем, в том числе в ходе подготовки к соревнованиям. В целом могу отметить, что есть понимание со стороны областного минсельхоза, поэтому не теряем надежды на помощь клубу из областных источников.

ЦИФРЫ

14 тысяч рублей — ежемесячное содержание спортивной лошади.

10 тысяч лошадей составляет общее поголовье в Амурской области.

Коневодство Приамурья — это:

3 000 голов — в крестьянско-фермерских хозяйствах

5 500 голов — в личных подсобных хозяйствах

1 500 голов — в сельхозпредприятиях

См. фоторепортаж Андрея Анохина