Что надо знать об этом и других раковых заболеваниях, чтобы не пропустить первые симптомы и своевременно забить тревогу. Об этом мы расспросили главного онколога Приамурья, профессора Виктора Гордиенко.
— Виктор Петрович, в практике как часто амурские онкологи выявляют глиобластому?
— Этот вид рака встречается у нас не часто. Но дело в том, что за последние семь-восемь лет глиобластома (она относится к опухолям центральной нервной системы) на нашей территории вышла на первое место по темпам прироста. То есть темпы возникновения раковых опухолей мозга значительно выше, чем у других локализаций рака. И нередко их выявляют у пациентов уже на поздних стадиях.
— Неужели опухоль мозга может вырасти до значительных размеров незаметно для человека?
— Такое бывает. Все зависит от того, какие зоны мозга поражены. Если опухоль возникла в глубинных структурах мозга, она может вырасти до сравнительно больших размеров почти бессимптомно. А если образование возникло ближе к коре головного мозга и затрагивает жизненно важные центры, в частности отвечающие за речь или движение, то симптомы проявляются практически сразу. Появляется слабость, чувство тошноты по утрам, рвота, головные боли.
Все это должно насторожить человека. Если случались обмороки, внезапные нарушения речи или координации движений, головная боль продолжается в течение нескольких дней — не нужно лечиться обычными противоболевыми препаратами типа цитрамона, как любят делать у нас. Сразу идите к врачу и обследуйтесь. Опухоль еще на ранней стадии можно выявить на МРТ. Первичная глиобластома практически не дает метастазов и поддается хирургическому и лучевому лечению.
— Как в области вообще обстоят дела с онкостатистикой?
— За 2013 год пока еще нет статистических результатов, а в 2012-м заболеваемость раком у нас составляла 346,3 случая на 100 тысяч населения, смертность соответственно — 180,3. Что печально — из года в год эти цифры увеличиваются. Число людей со злокачественными патологиями постоянно растет не только у нас, но и в других регионах России и во многих странах мира.
— Какие виды рака лидируют в нашей области?
— На первом месте рак легкого, на втором — кожи, на третьем — молочной железы. Причем рак молочной железы встречается не только у женщин, но и у мужчин. На четвертом месте у нас рак желудка, пятое в последние 10—15 лет держит рак ободочной кишки. А предыдущие годы первое место среди онкологических патологий занимал рак кожи.
— В чем, на ваш взгляд, причина того, что число больных раком растет?
— Научно доказано, что 90—95 процентов злокачественных новообразований появляется вследствие воздействия внешних факторов. Сказываются высокая солнечная инсоляция, загрязненность воздуха, нарушение состояния земной атмосферы в результате пагубного воздействия промышленного производства и различных техногенных катастроф. К примеру, произошла авария на атомной электростанции в Японии. Если кто‑то живет в Москве и полагает, что Фукусима очень далеко и его это не коснется, то очень ошибается.
На самом деле далекого на нашей Земле ничего нет. Все вредные выбросы распространяются в атмосфере уже в течение первых двух недель. Конечно, поступающая в воздух радиоактивность в каком‑то локальном месте оказывает большее влияние на тех, кто живет рядом. Но со временем она равномерно распределяется по всей атмосфере земного шара, и последствия сказываются на здоровье всех людей, в какой части планеты они бы ни жили.
— Вы сказали, что у нас рак легкого на первом месте. Почему опухоли нередко выявляют на поздних стадиях?
— Во-первых, рак легкого очень часто ассоциируется с острыми респираторными заболеваниями, иногда с пневмониями, неправильно диагностированными. И появление первых симптомов (таких, как сухой кашель или, наоборот, покашливание с мокротой, которая может быть с прожилками крови) многие принимают за простуду. Если больному в поликлинике ставят диагноз «ОРЗ», он лечится длительное время, а кашель все не проходит, значит, надо провести специальные методы исследования, которые дадут возможность зафиксировать наличие или отсутствие злокачественного новообразования.
— Флюорография, которую рекомендуется всем проходить раз в год, кроме туберкулеза, может выявить рак?
— Конечно. Но дело в том, что рак легкого бывает центральный, когда опухоль растет в корне органа дыхания, и периферический. Флюорографическое обследование, как правило, выявляет периферические раки, которые очень хорошо видны на фоне воздушной ткани легкого. Этот профилактический метод, может быть, не столь эффективен, как хотелось бы. Но другого метода профилактического выявления рака у большого количества населения в настоящее время нет. Он пока остается единственным. К слову, статистически доказано, что практически каждый пятый больной туберкулезом имеет параллельно еще и рак легкого.
— Какие дополнительные обследования можно пройти тем, кто в группе риска, чтобы исключить рак легких?
— Более тонкий метод — это компьютерная томография. Также можно сдать на анализ мокроту. Потому что при исследовании в мокроте встречаются клетки раковые. Если человек курит много лет и у него появились изменения в легких — даже незлокачественного характера, надо срочно бросать пагубную привычку. Эта фоновая патология в дальнейшем может вырасти в злокачественную опухоль.
Есть предраковые состояния, которые делятся на две группы. Одни (их называют факультативными) могут и не привести к раку. А есть так называемые облигатные формы предраковых состояний, которые неминуемо в дальнейшем дают развитие онкологической патологии. Хочу обратить внимание курильщиков на то, что вместе с дымом они вдыхают около 100 различных элементов таблицы Менделеева. Кроме канцерогенных веществ, в состав сигаретного дыма входит еще и радиоактивный элемент полоний. Химические соединения, вдыхаемые во время курения, вызывают как раз облигатные формы предрака.
— В Приморье был случай: одна из больных женщин там самостоятельно вырезала себе опухоль, не дождавшись очереди на операцию. Сколько онкологических пациентов ждут очереди на лечение в нашем регионе?
— У нас была небольшая очередь при лечении больных на специальных аппаратах для облучения. Задержка была в связи с ремонтом в отделении радиологии, а затем вводом в строй нового оборудования. Но когда мы делали ремонт, то своих гинекологических больных, например, посылали на лечение в Хабаровский онкоцентр. Сейчас проблема снята: новое оборудование запущено, к концу января у нас заработает линейный ускоритель. Очередей на операции у нас нет никаких. По медицинским стандартам после установления диагноза желательно начать лечение в течение 10 дней — это оптимальный вариант. Мы стараемся его выдерживать.
Какие внешние факторы повышают вероятность возникновения раковых опухолей?
Стрессовые состояния. Американские ученые в настоящий момент стрессовые состояния ставят на первое место среди возможностей возникновения злокачественных опухолей.
Нерациональное питание. Избыток жира, в первую очередь перегретого, жареного. Неумеренное потребление сладкого, что повышают риск развития диабета. А сахарный диабет для организма — тот же стресс. Поэтому и говорят: диабет и рак ходят рядом. В ведущих странах Европы, где стали обращать пристальное внимание и регулировать рацион питания своего населения, снизили число раковых заболеваний на 10—15 процентов.
Если мы говорим о таком грозном заболевании, как меланома — рак кожи, то надо помнить: родинки на лице и теле нельзя травмировать, нельзя облучать солнечным светом, то есть загорать. А у нас стало популярным в тропиках отдыхать, особенно зимой. Человек вроде чувствует себя хорошо: он радуется, купается, загорает, а для тканей нашего организма, которые неприспособлены к сильной солнечной радиации, это большой стресс.
Вопрос от читателей АП
— Можно ли по общему анализу крови обнаружить рак?
— Обнаружить — нет, а заподозрить иногда можно, в зависимости от локализации и стадии развития опухоли, если в этот процесс вовлекаются другие органы и ткани при сопутствующей патологии. Например, при раке легкого очень часто вокруг самой опухоли возникает воспалительный процесс, а это дает изменения в клиническом анализе крови. Опытный врач обратит внимание на то, что повышено общее число лейкоцитов, особенно за счет их молодых форм. А при лейкозах — злокачественных заболеваниях крови — лейкоцитоз может просто «зашкаливать».
Сегодня в распоряжении медицины существуют специальные онкомаркеры, благодаря которым можно выявить рак по анализу крови еще до его клинического проявления. Они бывают разные, например есть маркер на рак легкого или на рак желудка, предстательной железы и так далее. Направление на исследование маркерами может дать только подготовленный врач-онколог. Такие исследования проводятся и у нас в онкодиспансере.
Добавить комментарий
Комментарии