• Даже несмотря на оборонные заказы, завод загружен лишь на 50 процентов.
  • 24‑летний фрезеровщик Михаил Дмитриев — корабел  в четвертом поколении.

Чем притягивает Благовещенск судостроителей из Китая, Украины, Приморья и Хабаровского края, каким для предприятия был прошлый год и что ждут от нового, узнавали корреспонденты АП для «Деловой среды».

У судостроительного завода огромная территория общей площадью 38 гектаров прямо на берегу Зеи. Это особый мир, откуда корабли выпускают к морю, как птенцов в первый полет. В шести цехах производят детали механизмов, систем и корпусов кораблей, собирают их воедино, насыщают готовые суда оборудованием, испытывают на реке и отправляют заказчику. В 2010—2012 годы главными заказчиками для завода выступали рыболовные компании Камчатки, Сахалина и Приморья, для которых предприятие произвело в общей сложности 15 сейнеров. С 2012 года судостроители почти полностью перешли на оборонные заказы. Благодаря этому, по словам гендиректора Вячеслава Попова, в прошлом году завод получил первую за последние три года прибыль, которую направил на модернизацию цехов. На покупку нового оборудования ушло 50 миллионов рублей.

— На производстве сейнеров мы сработали себе в убыток. Оборудование для кораблей покупаем за рубежом, и когда заключили контракты с заказчиками, речь шла об одной цене, а на практике вышла совсем другая стоимость — оборудование подорожало, — объясняет Вячеслав Степанович. — И даже субсидии, которые нам перечислило правительство области, не перекрыли этих убытков. В прошлом году мы впервые вышли в плюс.

В 2013 году из Благовещенска на базу Тихоокеанского флота на острове Русский отправились один гидрографический и два водолазных катера и четыре судна-мишени. За счет полученной прибыли завод в прошлом году на 20 процентов повысил зарплату рабочим, чего не мог себе позволить последние несколько лет. В этом году предприятие выпустит для ВМФ шесть судов-мишеней и еще один гидрограф.

С чего начинается сейнер

Чтобы увидеть, как и чем живет предприятие, мы отправляемся на экскурсию. Цех № 1, в котором начинается жизнь судна, — корпусозаготовительный. Это два огромных помещения, соединенные между собой. Здесь изготавливают и обрабатывают детали будущих корпусов кораблей. «В этом цеху мы в свое время по 20 сейнеров в год делали — для больших кораблей он маловат, потолки всего около 10 метров высотой, а для малых рыболовецких сейнеров в самый раз», — объясняет сопровождающий нас замдиректора по производственной части Владимир Побызаков.

Сейчас заказов на сейнеры нет, и в цеху изготавливают составляющие к гидрографам и кораблям-мишеням. За последние несколько лет цех модернизировали — на покупку нового оборудования потратили около 15 миллионов рублей.

Бригада, которая трудится сейчас в корпусозаготовительном цехе, приехала в Благовещенск из Приморья.

— У нас много рабочих из Приморья, Комсомольска-на-Амуре и даже из Украины и Китая. Это не чернорабочие, у многих квалификация повыше нашей — все они с опытом работы на крупных судостроительных предприятиях. И на многих из этих заводов ситуация хуже, чем у нас. Мы начали их привлекать с 2012 года. Наши собственные кадры уже в возрасте, а молодежь неохотно приходит на эти специальности, — объясняет Владимир Михайлович. — Вы, если придете к нам учиться на сварщика, на второй день сможете заварить леерное ограждение. Приходит ученик, учится до этого уровня и уходит на стройку или в ЖКХ. Здесь, например, надо залезть в отсек судна шириной 80 сантиметров и все внутри заварить, а потом зачистить и покрасить. А средняя зарплата у основных рабочих — 30 тысяч рублей. Это сварщики, сборщики корпусов, маляры, токари, слесари. Но если захотеть, можно и 40, и 50 тысяч заработать, на сверхурочных.

Приморцы работают вахтами, и каждые три месяца они ездят домой в короткий отпуск. Бригадир приморских рабочих Николай Зубин родом из‑под Находки и уже много лет мотается по разным судостроительным заводам по всей стране. «Был в Астрахани, Калининграде, Северодвинске, строил и большие корабли, и подводные лодки, — говорит бригадир. — Здесь я уже с 2012 года, меня все устраивает. Жилье нам предоставляют. Работаем шесть дней в неделю с 8 до 19.00».

По соседству с корпусозаготовительным цехом расположен трубомедницкий — здесь производят трубопроводы для всех систем корабля. Чуть больше недели назад сюда привезли новый трубогибочный станок стоимостью около пяти миллионов рублей, который по производительности легко обгонит все три старых.

Не женская работа

Механический цех утопает в зелени: в помещении стоят новые ярко-зеленые фрезерные станки и выцветшая зеленоватая старая техника, на которой обосновались пышные заросли горшочных цветов. Руководит этими кущами, а главное — 40 трудящимися здесь рабочими единственная на весь завод женщина — начальник цеха Надежда Ляпунова. Она на предприятии уже почти 30 лет и последние четыре года — в должности руководителя. «Я знаю, что это не женское дело, — смеется она. — Меня даже в документах прописывают с мужской фамилией — Ляпунов». В механическом цехе подобралась теплая женская компания: кроме Надежды Владимировны, здесь еще четыре дамы, одна из которых управляет краном грузоподъемностью пять тонн.

Возраст большей части цехового оборудования — под 50 лет. Но уже в этом году здесь установили несколько новых станков. На «пожилом» оборудовании и работают в основном опытные мастера. Молодежи здесь мало, а если она и приходит, то за редким исключением не задерживается. Такое исключение — один из самых молодых сотрудников, 24‑летний фрезеровщик Михаил Дмитриев, судостроитель в четвертом поколении. Здесь работали его прадед и прабабушка и до сих пор трудятся бабушка и отец.

— Я на заводе уже четвертый год, если не считать шести месяцев, когда увольнялся. Пробовал найти другую работу, но потом вернулся, — вспоминает Михаил. — Пришел сюда сразу после школы, здесь же отучился на токаря четыре месяца. Тут много специальностей можно освоить: сварщика, токаря, слесаря. Сейчас работаю расточником.

Почти все токари — в черных военно-морских беретах, правда не из любви к морю, а ради техники безопасности — чтобы шевелюра не зацепилась за крутящиеся элементы станка. Получают цеховые от 25 тысяч рублей и выше, и четвертая часть рабочих здесь — приезжие с Украины.

Судно под расстрел

Корпусосборочный цех, где корабли собирают и откуда их спускают на воду, состоит из четырех эллингов — огромных помещений высотой 20 метров. В одном из них заканчивают строительство двух больших кораблей-мишеней — повсюду бенгальскими огнями искрит сварка. Мишени — металлические катамараны длиной 68 метров и шириной девять метров, предназначенные для стрельб ВМФ. В июне они отправятся на остров Русский.

— Сколько стоит мишень? Да здесь одного железа 150 тонн. Стоимость только материалов — около 10 миллионов рублей, — уклончиво отвечает Владимир Побызаков. — Стрелять будут не по катамарану, а по натянутым между палубами сетям. Саму мишень потопить очень сложно — корпус состоит из множества не сообщающихся между собой отсеков.

Еще один крупный заказ — два гидрографических катера, задача которых составлять карту морского дна, — достраивают в другом эллинге. Один из них сдадут уже в этом году — сейчас он готов почти на 60 процентов.

— Этот катер был бы готов уже на 75 процентов, но поставщики задерживают оборудование. Мы закупаем его в Европе: Норвегии, Словении, Финляндии. Теперь ждем поставку в конце февраля. Отсюда корабль уходит укомплектованный вплоть до гитары в кубрике, — говорит замначальника производственного отдела Геннадий Тараканов, и по всему видно, что он не шутит.

Внутри судна идут электромонтажные работы — современный оборонный корабль будет насыщен оборудованием, поэтому бригада украинских электромонтажников не сидит без дела. В рубке, где в скором времени установят пульт управления катером, чувствуешь себя как на космическом корабле — стены затянуты серебристым изолятором, похожим на фольгу, с потолка свисают лианы проводов. С бригадиром судовых электромонтажников с Украины Владимиром Бубликом мы разговариваем в сауне корабля — правда, будущей. Пока это ничем не примечательный судовой закуток.

— Наша бригада здесь с прошлого года — все 10 человек с одного предприятия. Когда‑то это был известный на весь мир судостроительный завод — мы строили авианосцы, траулеры. Сейчас судостроение заглохло, остался судоремонт, — рассказывает Владимир Владимирович. — Мы в январе только из дома приехали, а там начались все эти события. Конечно, очень переживаю за то, что там происходит. Постоянно звоню домой по скайпу и телефону. Но у нас в Николаеве все спокойно, не то что в Киеве.

С собой на Дальний Восток Владимир Бублик привез жену — развеяться. «Меня тут все каторжанином называют, а она — декабристка», — смеется бригадир.

Долгострой спустят на воду

Заказ №  508 — так между собой амурские корабелы называют траулер, вот уже больше 15 лет стоящий на стапелях в одном из эллингов завода. Это рыболовное судно, длиной 45 метров и шириной 9, завод построил для Госкомрыболовства. Однако оплаты заказа корабелы так и не дождались. Объект готов на 70 процентов — всю начинку за сроком давности теперь придется менять. Его стоимость сейчас около 600 миллионов рублей. «Оно нам мешает — занимает много места, — признается замдиректора по производству Владимир Побызаков. — Если бы не траулер, мы могли бы здесь развернуть другие работы. Нам приходится выводить те же мишени на улицу и там докрашивать».

По словам директора предприятия Вячеслава Попова, есть надежда, что завод все‑таки получит заказ на достройку судна. «Мы сейчас вместе с администрацией области выходим на Минсельхоз РФ, так как в его структуру входит Росрыболовство. Мы надеемся, что будем его достраивать, но уже как научно-исследовательское судно. Оно уже есть в проекте на будущий год», — комментирует Вячеслав Степанович.

МНЕНИЕ

Вячеслав Попов, гендиректор ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции»:

— Сейчас на гражданское судостроение надежды мало — сейнер стоит около 45 миллионов рублей, а это большинству рыболовных компаний не по карману. У предприятия есть в проработке пока только один предварительный заказ на производство сейнеров. Хотя мы бы с удовольствием возобновили его. Сейчас мы живем на заказы от Минобороны и надеемся, что их будет больше. Работу себе ищем сами — я и главные специалисты каждый квартал выезжаем в командировки. С осени побывали в Хабаровске, Санкт-Петербурге, Владивостоке — узнаем потребности, оставляем информацию о себе. В прошлом году завод вложил в модернизацию 50 миллионов рублей, а для полного перевооружения требуется 500 миллионов. Новая техника необходима для того, чтобы выполнять новые, более сложные заказы. Например, заправочный танкер для ВМФ водоизмещением 2 500 тонн. Для нас это крупное судно — мы производили суда водоизмещением максимум 1 100 тонн. Планируем начать строительство уже в этом году, но пока специалисты изучают, справимся ли мы с постройкой такого корабля.

ЦИФРЫ

30 тысяч рублей — средняя зарплата у основных рабочих завода.

580 человек работает на заводе сейчас.

15 % рабочих на заводе — приезжие.