В борьбу за награды киноакадемии «Афера» вступает с несколькими картинами, но главным ее конкурентом станет «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе, как наиболее близкий по общему духу фильм. Остальные претенденты — из других эпох и опер. При этом равных фильму Расселла по продуманности механизма сюжет-картинка среди них попросту нет — и это после слов исполнителя главной роли Бейла о том, что уже в процессе съемок сценарий начал видоизменяться, а некоторые роли пришлось дописывать к уже готовой канве.
Отчасти реальная история, изложенная в «Афере», как и положено такой истории, не отличается ни особой оригинальностью, ни полетом фантазии — поклонники практически одноименного сериала «Виртуозы» (в оригинале он называется Hustle, а фильм Расселла — American Hustle) видели куда более невероятные повороты сюжета. Однако в подаче автора потрясающего по своей правдивости «Бойца» приземленная история становится буквальным окном в семидесятые, а тому, кто впервые использует машину времени, очень интересно даже просто смотреть по сторонам.
Федеральное бюро расследований, которое в картине напоминает полицейский участок из французских комедий про жандарма или аналогичный бардак из франшизы «Такси», в лице сильно утомившегося от собственного жалкого существования агента (Бредли Купер) ловит за руку парочку мошенников (Кристиан Бэйл, Эми Адамс) невысокого и потому незаметного до поры до времени пошиба. В обмен на свободу они должны помочь бюро взять с поличным высокопоставленных взяточников — однако обе стороны с самого начала намерены обманывать друг друга, чтобы, как сказано в слогане картины, выжить.
Вопрос выживания, конечно, в фильме поставлен, но в духе классической комедии положений — по ходу развития сюжета герои все глубже увязают в собственной афере и в какой‑то момент в игру включаются далекие от шуток люди, однако зрителю все так же весело. Расселл все основополагающие вопросы подает исключительно под комическим соусом, причем очень хорошего вкуса, а актеры основного состава (даже Дженнифер Лоуренс, от которой трудно было ожидать такой прыти) настроены на то, чтобы ему в этом помочь. Смешного в фильме не меньше, чем в вышеупомянутой картине Скорсезе, однако сравнивать их можно только за вычетом агрессивной пошлости, которой пронизан «Волк с Уолл-стрит». И когда главный герой почесывает в кадре обнаженное внушительное пузо на первом случайном свидании с главной героиней, зритель смеется, но при этом постепенно получает очень четкое представление о тех, кто на экране.
Великолепно прописанные роли, ни разу не провалившийся за 138 минут экранного времени сюжет, а также полный набор приемов, которые и выделяют талантливое кино в общем потоке индустрии. Фильм даже операторской работой подстроен под кино того времени, а костюмно-парикмахерское соответствие режиссер не только умножает на два, но и делает сюжетно важным. И все без исключения мужские образы в картине забыть уже не получится: Бэйл, Купер, Реннер навсегда отпечатываются в сознании такими, какими их сделал Расселл. Женские образы визуально выведены на второй план, невзирая на вырезы платьев Эми Адамс и косметику Дженнифер Лоуренс — хотя догадаться о том, что задача женщин в данном случае сугубо психологическая, сразу не получается.
Парадоксальным образом история о любви и предательстве, искусстве и законе, полицейском и воре в конце концов абсолютно лишена морализаторского тона: Расселлу достаточно показать происходящее, чтобы зритель сам сделал любые доступные ему выводы. В американском обществе, где тема ловли всенародно любимых политиков с помощью провокаций является одной из наиболее болезненных, эти выводы явно приведут к потере «Оскаров» в ряде номинаций, хотя эффект может получиться и обратным, если «Волка» сочтут слишком уж откровенным плевком в лицо элите.
Резюмируя, заметим: режиссер «Аферы» снял кино, которое можно использовать в том числе и как пособие для новых коллег по цеху. Тема мошенничества в частности и обмана в общем здесь представлена по всем критериям высшего пилотажа: так, как она представлена в человеческом обществе вообще. Тем же, кто не склонен к философствованиям в креслах, в которых положено есть попкорн, создатели картины предлагают отлично провести время, не отдавая должное душевным страданиям персонажей и прочим раздражающим факторам.
Дэвид О. Расселл в этой истории — единственный, кто никого не обманул.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии