УРОКИ ЖИЗНИ
— Эдуард Викторович, у вас уникальная, не побоюсь этого слова, единственная в своем роде школа. Ну где же еще во время учебного процесса ученики могут выслеживать зверя, ловить рыбу и ухаживать за школьным оленьим стадом? Кстати, об оленях. Сколько их у вас уже?
— 39 оленей, три лошади, две моторные лодки, два катамарана и прочее туристическое снаряжение, четыре автомашины, снегоход «Тайга-Атака» и другая учебно-хозяйственная техника.
— А еще своя производственная база в 32 километрах от села на берегу Олекмы…
— Да, там построены домики, есть баня. Там мы не только учимся, но и отдыхаем. Летом разбиваем палаточный лагерь. Это наше ноу-хау, авторский проект. В рамках агротехнического профиля там занимаются юноши 10—11-х классов. Проходят уроки охотоведения и оленеводства. Занимаются рыболовством. Во время урока учатся расставлять сети, капканы. А девушки увлечены национальным декоративно-прикладным искусством — шьют унты, национальную одежду, расшивают бисером.
15
МАРТА
Усть-Нюкжинская средняя школа отметит свой 80-летний юбилей
— Сколько у вас обучается детей, сколько учителей?
—У нас обучается 102 ученика, из них 70 — эвенки. Педагогический коллектив — 25 учителей, 22 из них — выпускники этой школы. Вот такие у нас воспитываются патриоты. Сам когда закончил учебу, поехал в Благовещенский физкультурный техникум. Отучился, вернулся, потом поступил в педуниверситет на истфак. И снова в родные пенаты. Других вариантов для себя не рассматривал. У меня отец педагог, брат пошел по нашим стопам и сейчас работает моим заместителем. 80% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию. Трое — победители нацпроекта «Образование», то есть три сто тысячника.
— Существует стереотип, что в сельской школе, в глубинке работают одни женщины, да и то пенсионеры. У вас как?
— У нас семь мужчин. Я считаю, что у нас мужской крепкий, слаженный коллектив.
— 80 лет — солидный возраст. Как за эти годы школа меняла облик?
— Дата образования нашей школы — 1 марта 1934 года. Основали ее в сентябре, но только к марту удалось собрать из стойбищ детей. Первый директор ездил на отдаленные стоянки и убеждал родителей, что советский человек должен быть грамотным. Хотя с этой датой можно и поспорить. Мы сейчас ведем большую поисковую работу. Официальное рождение Усть-Нюкжи — 1924 год, но поселение гораздо старше. Есть могилы с надписями «1905 год» и раньше. Вероятнее всего, здесь была фактория, куда приезжали и торговали пушниной, мясом, приобретали патроны. До меня дошел исторический документ «Собрание артели 1927 года». В нем запротоколировано, что заседание проходило в здании новой школы. А школа берет начало только через семь лет. Возможно, что она старше. Сейчас мы и пытаемся это выяснить. Скорее всего Усть-Нюкжинская школа работает с 1924 года, с момента ликбеза. Возможно, она была кочевой. За 80 лет школа несколько раз меняла облик. В 1968 году было построено другое здание. В 1988 году рядом развернулось строительство современного объекта. До развала СССР завершить не успели. Затем перестройка, разруха, стройку заморозили. В 1999 году из-за замыкания проводки случился пожар, школа сгорела. Пришлось в спешном порядке доводить до ума долгострой. Мы до сих пор все доделываем и переделываем.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ФЕЛИКС
— Новое — это хорошо забытое старое. Прабабушка эвенкийского образования, кочевая школа, у вас возродилась недавно. Для чего она была создана в наш век высоких технологий и как ее удается сохранять?
— Кочевая школа, единственная в Приамурье, создана в 2006 году. Основала ее доктор этнологии и антропологии Парижского университета Александра Лаврилье. Когда она жила здесь и изучала быт, культуру и традиции эвенков, то обратила внимание на то, что дети эвенков, учась в школе, живут в интернате, надолго отрываясь от семьи. Они получают образование, но теряют свои корни, забывают родной язык. Не хотят заниматься традиционным для своего народа ремеслом — охотой и оленеводством. Рвется связь поколений, теряются корни, а самое главное — умирает эвенкийский язык. Он уходит вместе с носителями. Мы проводили анкетирование и выяснили, что некоторые дети стесняются того, что они эвенки. Знают язык, но не хотят на нем говорить. Значит, нужно продлить пребывание детей в семье. Что и было сделано. Сегодня в кочевой школе учится 14 детей с 1-го по 4-й класс. Проживают они в разных стойбищах вместе с родителями. Многие семьи находятся на территории Якутии за Становым хребтом. Самая ближняя точка удалена от Усть-Нюкжи на 200 километров, самая дальняя — на 500. Обучение в кочевой школе разделено на триместры: сентябрь — ноябрь, январь — март, апрель — июнь. Школа снабжена переносной электростанцией, складными ученическими столиками, стандартным набором учебников, имеются четыре портативных компьютера, спутниковый телефон, необходимые предметы быта.
— Как осуществляется учеба в кочевой школе?
— Учитель кочевой школы эвенкийка Светлана Васильева вместе со своим маленьким ребенком выезжает на учебных оленях в стойбище. С собой берет палатку и необходимые вещи. Ей помогает рабочий, который ухаживает за стадом. Третий год подряд к нам приезжает француз Жозеф Феликс. Он волонтер, денег за свою работу не берет, учит наших ребятишек английскому языку. Это очень интересный человек. Когда он в первый раз к нам приезжал, плохо разговаривал по-русски. Сейчас научился. Был одет не по сезону, то есть не по нашим морозам. Куда в тайгу на пятидесятиградусный мороз без тулупа и валенок? Мы его всем коллективом одевали. Рассказывал, что испытывал на себе морозы, в Финляндии бывал. Но разве можно сравнивать наши холода с финскими?! Вот эти люди втроем и ездят по кругу от стойбища к стойбищу. Приехали в одно место, две недели поработали с одним ребенком, потом поехали в другое стадо.
21
МАРТА
в Усть-Нюкже пройдет День оленевода
— Сколько получает кочевой педагог?
— К сожалению, мало. Средняя зарплата наших учителей чуть более 37 тысяч. Полевой педагог столько же и получает. Больше мы ему платить не можем. Возможно, кому-то покажется, что у наших учителей хорошая зарплата, но цены у нас в три раза выше, чем по югу Амурской области. Буханка хлеба стоит 45 рублей.
ДОРОГОЙ ХАБАРОВА
— Сейчас в Приамурье беби-бум, растет число многодетных семей. А как у эвенков с рождаемостью?
— У нас тоже наблюдается бум рождаемости. Последние годы собираем большие первые классы — по 16—20 человек. Для сравнения: два года назад из школы выпустились два мальчика, год назад две девочки, а нынешних выпускников уже пять человек. У самого четверо, чему тут удивляться.
— Вам мало Олекмы, вам Байкал подавай. Ваши воспитанники отчаянные путешественники, тундры уже мало? Где уже побывали и куда поедете в этом году?
— Первый туристический опыт получили три года назад. Сплавлялись по Олекме. Прошли путем Ерофея Хабарова. Сначала на уроках истории читали о его маршруте. Затем решили повторить на практике. Доехали до Могочи, оттуда в поселок Тупик и по речке Тунгир и Олекма мы сплавлялись 600 километров. Дали круг и вернулись к себе. В прошлом году мы пошли по неизвестному маршруту Северного Прибайкалья. Плыли по речке Верхняя Ангара до Байкала. Побывали на термальных источниках Дзелинды. В этом году в планах посетить Южное Прибайкалье, сплавиться по реке Иркут, посмотреть природу Восточных Саян.
— Отличаются ли эвенкийские дети от русских?
— Да такие же. Я вырос среди эвенков и не делю детей на русских и эвенков. И они меня считают за своего. Сам я эвенкийским языком не владею, но понимаю. Эвенки по-другому воспринимают окружающий мир, отлично ориентируются на местности. Хорошо рисуют, у них даже краски другие, более яркие. К сожалению, у нас в школе нет специалиста, чтобы развивать их изобразительные наклонности.
— У нас вечная проблема — дети постоянно болеют. А ваши — крепкие?
— Я приехал в Благовещенск и здесь заболел. У нас воздух сухой и чистый, а здесь все кашляют. Наши дети тоже болеют, но чтобы в школе был объявлен карантин, такого не припомню. В школе лампы обеззараживающие висят, поим детей чаем с травами. Едим шиповник и бруснику.
27
марта
здесь стартует вторая областная спартакиада «Северное многоборье»
— Эдуард Викторович, как к вам относятся дети?
— Как и к любому учителю, иногда и ненавидят. Но когда вырастают, приходят в школу, бегут обниматься, плачут при расставании. Они понимают, что мы стараемся их от всех проблем оградить, создаем тепличные условия.
СМЕХОТЕРАПИЯ
— Один из ваших инновационных проектов — создание школы полного дня. Расскажите о нем подробней.
— Ушел ребенок утром на уроки, пришел домой вечером, лег спать. У нас они и так целый день находятся в школе.Здесь действует много кружков и секций: резьба по дереву, туристический клуб «Пернатые», самбо. Огромное внимание уделяем национальным видам спорта. У нас сильнейшая команда по северному многоборью. Мы не раз становились чемпионами всероссийских соревнований в Красноярске и Хабаровске. Проводим и на нашей базе областные соревнования. Очередная спартакиада пройдет с 26 по 30 марта. Плюс этнографический народный коллектив «Гудяй дуннэ» — обладатель многих премий и наград. В нем занимаются дети от 7 до 18 лет. Ансамблю десять лет. А команде КВН «Мистер-Ха» уже двадцать лет! За свою историю она не один раз становилась победителем и призером игр КВН муниципального, регионального и всероссийского уровня.Таким образом, дети под присмотром, а не болтаются бесцельно по селу или сидят дома за компьютером. Развивается спорт, сохраняются традиции, сохраняется и эвенкийская нация. Сейчас мы как раз и готовим экономическое обоснование. Думаю, нам пойдут навстречу. Школа полного дня — хлопотное и затратное дело. Но уверен — мы осилим. У нас современная оборудованная столовая, сможем кормить детей три раза в день плюс полдник.
— А говорят, что у эвенков отсутствует чувство юмора, они все воспринимают буквально и очень обижаются…
— Ну да, и за ножи хватаются (смеется). Так мы и шутим. Неправда, кто вам такое сказал? Юмор не имеет национальных и религиозных границ. Юмор надо развивать, это такая же мозговая мышца, которую надо тренировать. А шутить над собой — проще всего. Ну это не значит, что у нас нет проблем. Хватает. Самая главная — сохранение этноса. Для детей-эвенков нужен особый стандарт, а не тот, которым мы пользуемся. И для него нужно другое финансирование. Сегодня в начальных и средних классах на родной язык отводится два часа в неделю. В старших — один. Этого ничтожно мало. Чего греха таить, многие эвенки до сих пор не социализированы — пьют, к своим детям относятся плохо, и они по такому же принципу начнут строить свои семьи. Коренное население не стремится в тайгу, потому что она перестает кормить. Оленеводческого совхоза нет, теперь стада держат родовые общины. Им не справиться, так как нужна единая ветеринарная и зоотехническая службы. Нам надо возродить национальную гордость, чтобы дети не стеснялись быть эвенками, чтобы традиции передавались из поколения в поколение. А для этого нужны другие условия и другие требования. А закон об образовании сегодня нас ставит в единые рамки — что благовещенская гимназия, что наша полевая школа. Мы живем по одним законам и одним деньгам. И пока это нерешаемая проблема. Остальные все решаются. Мир не без добрых людей. Нам помогают и нас поддерживают.
Добавить комментарий
Комментарии