КУПЛЕТЫ ПОД МИННОЕ ШУРШАНИЕ
— Владимир, здравствуйте! «Прощай, Афганистан» в восьмидесятые годы прошлого века пела под гитару едва ли не вся страна, а «Солдат удачи» и сегодня исполняют дворовые коллективы. Откуда такая популярность?
— Добрый день! «Прощай, Афганистан» написана на фоне реальных переживаний, которые пришлось испытать во время службы. Этой песне тридцать лет. Мы, новобранцы, видели, как дембеля бегут к вертолету, размахивая зелеными пограничными фуражками и радуясь возвращению домой. Сердце сжималось от тоски и боли за тот день, когда нам выпадет такое же счастье.
Хорошо помню свой первый бой. Это случилось 5 июня 83-го года. Духи с трех сторон вели обстрел нашей точки из минометов. Я впервые услышал характерное жуткое шуршание мины над головой. Они падали буквально в 50 метрах от наших позиций. По приказу комбата мы расположили свои минометы веером и открыли ответный огонь. Наши «деды» стреляли, а мне, как молодому, пришлось таскать ящики с боеприпасами из погребка. Каждый по 45 килограммов, а перед использованием нужно снять с мины предохранительный колпачок. Для этого необходимо просунуть палец в металлическую петлю и дернуть. Руки все в крови, ободраны, но я не замечал боли. Эту атаку мы отбили без потерь, а духи потеряли убитыми 37 человек.
Сейчас много говорят о дедовщине, а я благодарен своим «дедам». Они научили многому и помогли выжить. На этом фоне рождались песни о боевом братстве. Я начал писать их именно там. Была еще такая особенность — приходилось стоять на посту по 5—6 часов, и сочинение песен очень помогало. Можно сказать, что песней я убивал время в Афганистане.
Перед отправкой домой сослуживцы подарили мне новую гитару, на которой афганскими иероглифами было написано «Смерть душманам». Она сейчас на Украине в родительском доме как реликвия.
СМЕРТЬ ДУШМАНАМ
— Получается, чтобы стать автором песен, нужно было попасть в Афганистан. Как произошло первое знакомство с гитарой?
— У меня нет музыкального образования, но есть способности, доставшиеся от отца. Он музыкант, поэтому на слух могу подобрать любую мелодию. Впервые я взял в руки гитару в 7-м классе. Брат показал мне три блатных аккорда, с этого все и началось. Играл в школьном ансамбле, в клубе на танцах. С той гитарой пошел в армию. Она была старенькая, дека постоянно отваливалась, приходилось подбивать ее маленькими гвоздиками. Помню, на призывном пункте начальство рассматривало ее со всех сторон. Думали, что я внутри пытаюсь провезти водку. А я даже на проводинах не пил.
В моем родном селе Михайловка Винницкой области Украины меня всем миром провожали. Накрыли столы на 450 — 500 человек, и каждый мужчина с чаркой подходил и говорил мне напутственные слова. Я же подносил к губам стакан с водой и, слушая этих людей, понимал, насколько важно теперь служить с честью. Утром возложил цветы к памятнику воинам-освободителям и поехал в Киев на призывной пункт. Трогательный момент: мама вспомнила, что сын поехал в армию без ложки, и вместе с отцом поехали меня догонять.
На призывном пункте мама протянула эту ложку через забор, поцеловала мою руку и попросила: «Только вернись живой». Это был 82-й год, про Афганистан говорили еще мало, но люди уже все понимали без слов. Отец поговорил с одним офицером. Тот честно сказал: «Не удивляйтесь, если это будет Афганистан».
Потом была учебка в Таджикистане, а дальше так называемая точка Рустак Московского погранотряда. Я и письма отправлял домой с обратным адресом «Таджикская ССР, РТ (точка Рустак), Московский погранотряд». Родители думали, что служу в Союзе. Та гитара до дембеля не дожила и легла в основание перекрытия одного из блиндажей. Строительных материалов не хватало, использовали любые подручные средства. Уже перед отправкой домой сослуживцы подарили мне новую гитару, на которой афганскими иероглифами было написано «Смерть душманам». Она сейчас на Украине в родительском доме как реликвия.
КОНЦЕРТЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
— Хорошо, война закончилась, но вы продолжаете писать и петь. Как получилось выйти на большую сцену?
— После службы в армии я получил педагогическое образование и во время работы с молодежью понял, что творческая составляющая очень важна. Ребята слушают открыв рот, когда я беру в руки гитару. В итоге после восьми лет работы педагогом я понял, что пора делать выбор. Совмещать стало трудно.
— Владимир, вы выступаете режиссером-постановщиком такого престижного фестиваля, как «Солдаты России», и Московского международного фестиваля афганской песни. Но ведь здесь уже мало музыкального таланта…
— Опыт организаторской деятельности довелось получить во время работы в центре реабилитации инвалидов-афганцев «Русь» в Подмосковье. Скажу честно, проведение досуговых мероприятий сначала готовилось методом тыка. Однако знания накапливались, пошли первые серьезные концерты, фестивали, где нужно было внедрять полученные знания. Как результат, сейчас наши мероприятия проходят на таких престижных площадках, как Государственный концертный зал «Россия», «Крокус Сити Холл», «Лужники»… Пять лет назад в спорткомплексе «Олимпийский» удалось произвести фурор в присутствии 19 тысяч зрителей. Мы применили уникальную вещь, инсценировав вывод советских войск из Афганистана. Четыре БТРа с ребятами на броне проехались вдоль сцены. Женщины, матери выходили навстречу, дарили цветы. Зрители не скрывали слез.
МАРАФОН СТАРТУЕТ В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ
— Первого марта в Благовещенске стартовал второй этап Международного музыкального марафона «Солдаты Отечества». Насколько известно, вы к этому непосредственно приложили руку. Почему именно наш город стал стартовой площадкой?
— Если вспомнить небольшую историю марафона, то презентация первого этапа состоялась осенью 2012 года здесь же. Он был приурочен к началу вывода советских войск из ДРА. Инициатором стала Амурская региональная организация Союза ветеранов Афганистана. Трудно где-либо еще встретить столь ответственных людей. Опять же нельзя не отметить заинтересованность властей региона, в частности губернатора. Мы сами не ожидали, что наше мероприятие получит столь масштабный размах.
Начав в Благовещенске, мы увидели неожиданно мощную поддержку самых разных людей. Помимо крупных городов России, марафон отметился в Эстонии, на Украине, в Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, в республиках Северного Кавказа. Это были не только концерты, а еще и автопробеги, открытия памятников, музеев. Первый этап завершился большим Гала-концертом в концертном зале «Россия» и «Лужниках». Сейчас мы вновь в Благовещенске и рассчитываем получить еще большую поддержку нашего фестиваля. Помимо моих выступлений в вашем городе, зрители получили возможность встретиться с уже полюбившимися авторами-исполнителями Валерием Петряевым, Стасом Юрко, а также познакомиться с творчеством группы «СССР». По мере продвижения фестиваля количество исполнителей будет расти.
НАРОДЫ БРАТСКИЕ
— Не могу обойти стороной тему Украины. Вы родом из Винницкой области, наверняка следите за событиями. Ваше отношение?
— Будучи здесь, очень трудно составить объективную оценку происходящего, но у меня там два брата, с которыми я ежедневно созваниваюсь. Что касается бандеровцев, то мой отец пошел в армию уже после войны. Однажды его вместе с сослуживцами захватили в плен сторонники Степана Бандеры. От гибели отца спасло только вмешательство наших армейских частей. Если бы к утру следующего дня помощь не подоспела, то пленников ждала бы неминуемая смерть. Беда сегодняшней Украины в том, что нет единого лидера, с крепкой политической волей и желанием навести порядок. Тарас Шевченко — тот, на кого нужно равняться. Степан Бандера не может быть примером для подражания.
В то же время у меня настоящее беспокойство по поводу возможной войны с Россией. Наши народы не должны решать разногласия с помощью армии или оружия. Мы уже столько навоевались, что должно быть отвращение от крови и пороха…
Лучшие песни Владимира Мазура
«Прощай, Афганистан»
«Солдаты удачи»
«Афганская статистика»
«Товарищ Брежнев»
«Змея»
«Три друга»
«Виват, Победа»
«Здравствуй, друг!»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии