Спектакль поставлен по одноименной пьесе Степана Лобозерова, и это продолжение истории под названием «Семейный портрет с посторонним». Наверняка она знакома большинству зрителей и по театральным подмосткам (шел такой спектакль и на амурской сцене лет 15 назад), и по фильму «Именины». Герои «Семейного портрета» — обычные деревенские чудики, своеобразные, но симпатичные. Хитроватая и мудрая бабка, ее непутевый сын-выпивоха Тимофей, его жена Катерина, на которой дом держится, дочка Таня и ее жених Мишка. Такая «семейка Адамс» по‑русски — все на всех орут, но ради близких отдадут последнее.
И вот на эту семейку, чей бюджет трещит по швам, поскольку он состоит из одной лишь бабкиной пенсии, нежданно-негаданно сваливается полтора миллиона рублей — благодарность от племянника-сироты, которого эта семья по безудержной доброте своей приняла и вывела в люди. Сначала все идет по законам семейного портрета: безумная семейка, вместо того чтобы сесть и хладнокровно составить бизнес-план, в первую очередь распускает о себе самые невероятные слухи, чтобы опровергнуть уже разнесшуюся по селу весть о тележке золота и печатном станке в подполье. Все это оборачивается каскадом комических ситуаций, и мы уже предвкушаем, как весело эти чудаки будут из них выпутываться. Ведь по природе своей эти люди добры и простодушны настолько, что даже от нежеланных котят на чердаке избавиться не могут.
Тимофей (артист Юрий Егоров) — ушибленный вечным безденежьем деревенский мужик, который, в отличие от более хваткого свата (заслуженный артист РФ Юрий Роголев), неспособен извлекать прибыль из того, что валяется под ногами. И он, и его волевая жена Катерина (Ольга Васенина) — бескорыстные труженики-бессребреники, все, что имеют, отдают детям и внукам. Бабка (народная артистка РФ Анна Лаптева) остра на язык и не прочь лишний раз поругаться с невесткой, но она же, с ее народной мудростью, в нужный момент обнимет Катерину и скажет необходимые утешающие слова. И она же свои накопленные на похороны деньги отдаст внучатому зятьку, вечному прожектеру Мишке (артист Олег Бойко) на стартовый капитал, который, в его случае, почему‑то никогда не дает прибыли.
В общем, здесь каждый персонаж со своей чудинкой. Но, как поет Мишка в песне про русские дороги, «когда мы отступаем, то мы идем вперед». То есть у России свой путь, и Емеля, даже лежа на печи, умудрился совершить свои подвиги. В общем, как‑то изначально режиссер успел убаюкать нас пасторалью о загадочной русской душе и уверить в том, что эти свалившиеся с неба шальные деньги семья либо вернет племяннику, либо раздаст нуждающейся деревне, либо распорядится ими как‑то иначе, но непременно в ущерб себе — по логике бесшабашной русской души.
Но сила шальных денег оказывается настолько велика, что сумка с дензнаками очень быстро заставляет все семейство заплясать под свою дудку. Актеры замечательно передают эти перемены — только что сват важно поучал непутевого Тимофея, но, увидев в его руках пачки купюр, превращается в мальчика на побегушках.
Самоуверенный Мишка, забыв о жене и дочке, объясняется в любви к купюрам настолько вожделенно, что это вызывает у зрителей физиологическое отвращение. Сам Тимофей меняется внешне — из забитого жизненными неурядицами неудачника он становится хозяином жизни, расправляет плечи и обретает командирский голос.
И где же те светлые, бескорыстные, смешные, почти шукшинские чудики, которым мы только что сопереживали? Вместо них — карикатурные персонажи, вызывающие ужас и отвращение. Чем больше денег появляется на сцене, тем более непредсказуемо ведут себя герои. Они впадают в беснование, ничего не видят и не слышат, они ловят разлетающиеся купюры и готовы ради них на все. И только народная мудрость устами бабки пытается донести до них, до нас или до Бога мысль-молитву: «Господи, прости их, ибо не ведают, что творят».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии