• Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев
  • Фото: Андрей Оглезнев

Блины в городском парке 

Первая остановка из детства — городской парк. Сюда ватага пацанов из Астрахановки ехала через весь город на автобусе, чтобы прокатиться на карусели и наесться блинов.

— Вот на этом пятачке была блинная, — Александр Колядин стоит на центральном входе в горпарк и показывает на сквер. — Блины пекли без сковородки — прямо на плите. Такое объедение! Как сейчас помню, что блины с какао стоили 15 копеек! Дальше, где скамейки, стояла цепная карусель, на нее всегда очередь была. Вот там — качели, комната смеха, планетарий, библиотека, там мужики читали и в шахматы играли.

Шли годы, а парк так и оставался самым любимым местом в городе.

— Моя дочь здесь тоже выросла, — признается Александр Михайлович. — Мы жили на Кузнечной. Каждый вечер, когда я приходил с работы, сажал ее на коляску и вез по набережной до парка. Мы здесь гуляли, играли, потом шли обратно. А жена в это время дома ужин готовила. Когда дочка выросла, сама любила сюда ездить с подружками.

Александр Михайлович признается — сейчас в парке бывает редко, больше любит выезжать на природу.

Место должностного преступления 

— Железнодорожный мост на Чайковского знаешь? Давай туда! — командует экс-мэр водителю, а по пути в пункт назначения объясняет свой выбор. — В 1989 году я пришел на должность начальника водоканала. Ситуация с водоснабжением тогда была сложная: Благовещенск разросся, водозабор в Верхнеблаговещенском работал на пределе. Когда ввели в строй микрорайон, в городе стало не хватать воды. Жители микрорайона ловили воду по ночам, а под новый год она там доходила только до второго этажа. Поэтому было просто необходимо достроить Северный водозабор — он тогда был готов на 30—40 процентов. Но как раз пришла перестройка, и начались проблемы с централизованным финансированием. Чтобы достроить водозабор, я пошел на должностное преступление. Водоканал тогда неплохо зарабатывал, но все деньги мы должны были отдавать в централизованный бюджет. А мы направили их на строительство водозабора. И в 1991 году достроили.

2

часа

— столько потребовалось Александру Колядину, чтобы проехать по знаковым местам Благовещенска вместе с журналистами АП

Подъезжаем к железнодорожному мосту, идем к обочине дороги. Александр Михайлович наклоняется под насыпь и показывает:

— Видите, вот труба! Ближе к нам черная, а дальше — кусок красноватый. Она шла от водозабора и вот здесь заканчивалась. Помню день, когда запустили предприятие: мы сели на водозаборе на машину и примчались сюда быстрее воды. Стоим у этой трубы, ждем — вдруг ничего не получится?! И тут раздается грохот — вода хлынула огромным напором вместе с камнями. Выдохнули: ну все, водозабор живой!

Благодаря должностному преступлению город получил жизненно необходимый объект, а Колядин — штраф в 900 рублей. «Конечно, выплатил! — с улыбкой вспоминает Александр Михайлович. — Но о содеянном все равно не жалею».

«Мерзавчики» на школьный выпускной

Скажем честно — изначально школа №  27 в маршруте бывшего градоначальника не стояла. Но, проезжая мимо, он не смог не остановиться. В этой школе в 1966 году будущий глава города получил аттестат зрелости.

— Вон самые крайние окна — наши, — показывает Александр Михайлович. — Когда ее построили, мы были в девятом классе. Помню, по вечерам перед переездом мы ходили сюда мыть кабинеты.

По признанию известного выпускника, проблем с учебой у него не было. Даже несмотря на один принцип.

— Я никогда не делал уроки, — признается Александр Колядин. — Мне хватало знаний, которые учителя давали на уроках! Раньше такие преподаватели были, что рассказали — и ты все усвоил. У меня в десятом классе была одна тетрадь на все предметы — заткнул за пояс, и вперед.

Заходить в родную школу экс-мэр не стал: «Наших учителей там уже нет, да и зачем мешать — уроки идут». Направляясь к машине, Александр Михайлович вдруг остановился и весело махнул на соседнюю пятиэтажку:

— А вот здесь магазин был, там «мерзавчики» продавали! Это такие маленькие пузырьки водки по 125 граммов, мы с пацанами набрали их на выпускной и спрятали в классе. В столовой были накрыты столы с чаем и тортами, а мы бегали в кабинет и пили потихоньку. Конечно, нас потом родители и учителя вычислили.

Площадь Ленина, отремонтированная Колядиным

Вопреки ожиданиям, мэрия Благовещенска, которой руководил восемь лет, и Триумфальная арка, которую восстановили при непосредственном участии Колядина, в маршрут не вошли. Зато он привез нас на базу ОПС, на которой после школы разнорабочим заливал бетон и строил навесы. «Хорошая бригада у нас была», — констатировал строитель базы.

Последний пункт поездки — площадь Ленина.

— Яркое воспоминание из детства: вот здесь, — бывший мэр показывает на центр площади, — стоял лесозавод. А на месте гостиницы «Юбилейная» был учколлектор, где учителям выдавали учебные материалы. Мой дядька был завучем школы, преподавал физику и математику. И мы с ним из Астрахановки на лошади ездили сюда получать приборы, химреактивы, литературу. Для меня эти поездки были счастьем! Лошадь была при школе: я научился ездить верхом, водил ее поить, купать.

Площадь имени Ленина с фонтаном построили в конце 70‑х годов, тогда Колядин только демобилизовался из рядов Советской армии. Спустя почти 30 лет, когда город готовился праздновать свой 140‑й день рождения, мэр Колядин принял решение реконструировать площадь. На тот момент она находилась в ужасном состоянии: старый проваливающийся асфальт, ржавый фонтан.

— Мы уложили новую плитку, правда сделать все к юбилею не успели, да и денег не хватило — она стала поменьше метров на 15, — объясняет Александр Михайлович. — Старая площадь заканчивалась прямо у гостиницы «Юбилейная», а сейчас, вот видите, там газон. Параллельно объявили конкурс на реконструкцию фонтана. Я требовал, чтобы обязательно был гидрорисунок — так и сделали. Летом здесь хорошо, народу много. Мне нравится прийти, сесть на лавочку и смотреть, как дети плюхаются.

По словам Александра Колядина, который прожил в Благовещенске практически всю жизнь, выбрать пятерку любимых мест для него просто невозможно.

— В любую точку города приедешь — везде есть свои ассоциации, — признается Александр Михайлович. — Те места, где мы сегодня с вами побывали, — для меня самые знаковые.

Возрастная категория материалов: 18+