Я хотел бы написать тебе песню
— Александр Яковлевич, здравствуйте, спасибо за искренность. Я не первый раз на вашем концерте…
— И, надеюсь, что не последний (cмеется). Хотя Благовещенск в этом гастрольном туре крайний город. Дальше на восток мы не поедем. В следующий раз, когда посетим Хабаровск, Владивосток, Сахалин, снова заглянем и в Благовещенск.
— Этот концерт показался мне каким-то особенным. Он больше похож на творческий вечер, исповедь. И если бы не новые произведения, среди которых баллады, рок, блюз, можно подумать, что вы подводите итог…
— Новое — это хорошо забытое старое. Я пришел на сцену с песней не с поляны костровой. Я не из бардов. Я пришел из классической музыкальной школы, из «Битлз», из рок-музыки. Но тогда низкопробные ВИА типа «Красные снегири» душили сцену. Со всем своим юношеским негативизмом я не стал петь в массе, да и исполнять такое было грустно. Я ушел в «глухари», начал писать «Гоп-стоп», казачью лирику, все что угодно. Сегодня уже заедает попса и дешевая блатота, которую хотят выдать за блатную песню. Ни ума, ни сердца. А что такое блатная песня? Это крик души, выраженный определенным контингентом, который, кстати, тоже люди. Поэтому я автоматически ушел в ту музыку, с которой начинал. И это не эксперименты, а серьезные произведения с серьезными аранжировками. Именно этим я хочу сегодня заниматься. Возможно, завтра я напишу что-нибудь другое.
— Сколько времени ушло на создание новых песен?
— Год, полтора. Сейчас на концертах я читаю свои стихи. Возможно, в будущем появятся мои поэтические вечера. Люди потянулись к чистой поэзии, к душе, чего давно уже не было.
— Более тридцати лет на сцене, а аудитория разная. Много молодежи. Чем их привлекает Розенбаум? На какого зрителя рассчитываете?
— Я пишу для себя — так, как я дышу, как чувствую. Я никогда не пишу: сегодня — для студентов, завтра — для военных, послезавтра — для воров. Если люди разного возраста и разного статуса разделяют мои мысли, это не значит, что я под каждого подстраиваюсь. Я просто доктор, я знаю, о чем люди думают, что их волнует.
— Знание души и физиологии человека — дьявольская смесь…
— Это не дьявольская смесь. Неплохо журналистам и музыкантам поучиться для начала заглядывать в человеческую душу, а потом уже уметь правильно расставлять запятые или выбирать верные ноты. Ты должен сначала понять, о чем ты поешь и о чем ты пишешь в своей газете. Конечно, спасибо и медицине, она мне многое дала для сцены, для творчества, многому научила.
— Песни суровые, мужские, а цветы дарят в основном женщины. Некоторые за концерт по нескольку раз с букетами выходили на сцену. Приятно?
— Конечно, приятно, и не важно, кто дарит — женщины или мужчины. Плюньте в лицо тому артисту, который говорит, что ему безразлично внимание публики. Когда народ перестанет меня воспринимать, я тут же уйду на заслуженный отдых.
Москаль, жид или Розенбаум?
— В сибирский гастрольный тур вы отправились в начале марта. За это время страна изменилась, приросла новыми территориями. Артист, он вне политики, но все же как вы относитесь к событиям на Украине?
— Артист не в политике, он в народе. Я советский человек, гео-этнографический. Люди на Украине и в Белоруссии — жители одной страны, СССР, которая меня родила, вырастила и воспитала. Естественно, мне не безразлично, что там происходит. Все каникулы в детстве я проводил у родственников в Винницкой области. Мову разумею. Меня беспокоит, что будет дальше?
— И как вас там принимают, как москаля или как Розенбаума?
— Какой же я москаль (смеется). Никогда на Украине я не чувствовал себя москалем. Все три дня траура по погибшим на майдане я был там, я пел там. У меня были концерты в Киеве, Харькове и Полтаве. И везде аншлаги. Со сцены я говорил зрителям душевные слова, поддерживал их. Я и сейчас почти каждый день разговариваю со своими украинскими друзьями, так что в курсе всех событий. Народ и власть делящие — это две разные вещи. У соседей сейчас, действительно, тяжелая атмосфера.
— А Западная Украина вас с такой же любовью принимает?
— Я всегда без проблем выступал во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе. Везде меня принимали тепло, хотя для них я раздражитель в двух флаконах одновременно. Я москаль и жид. В эти тяжелые дни я отменил концерт во Львове. Нет, не испугался, ни в коем случае! На войнах много раз был. Просто не хотел давать повода для провокаций, хотел обезопасить людей. И без того сложное время. Идиотов с плакатами везде хватает. Кровопролития, может бы, и не было, но без мордобоя не обошлось бы. Как только на Украине устаканится — обязательно поеду. У меня для встречи с западным зрителем нет никаких противопоказаний, и у них, похоже, тоже.
— Старый новый Крым сейчас снова наш, вас это радует?
— По все видимости, народ Крыма проголосовал достаточно единодушно, судя по международным наблюдателям. Не все еще куплено. А если народ Крыма проголосовал за Россию, то я за это. Если б он единодушно проголосовал за Мозамбик, был бы не против. Я за волеизъявление крымчан. Хотя для меня однозначно Севастополь — город русской флотской славы. Другого разговора даже быть не может. Хрущев левой пяткой его оттолкнул, Ельцин в Беловежской пуще его кинул. Я флотский человек и не важно, какой флот — Северный, Балтийский, Черноморский или Тихоокеанский. Для меня они равнозначны.
Город Лены
— Про свой родной город вы говорите по старинке «Ленинград». «Петербург» организм не принимает?
— Для меня он Ленинград и вовсе не потому, что он город Ленина. Мою жену зовут Лена, и это ее город. Поэтому я так и называю «Ленин град». Я родился в Ленинграде. Санкт-Петербург — это город моей бабушки и моих внуков. Моя дочь, которой 37 лет, тоже считает себя ленинградкой.
— Многие питерские артисты считают, что Питер перестал их кормить. Вся творческая жизнь крутится в Москве. Она поилица и кормилица. У вас какие отношения с Первопрестольной?
— Для меня важнее приехать на гастроли в Благовещенск. Москва — столица моей родины, и я к ней очень хорошо отношусь. Но туда могу переехать только по приговору народного суда. Причем тут же подам на кассацию. Света Крючкова, Миша Боярский, Боря Гребенщиков, Юра Шевчук как сидели в Ленинграде, так и сидят, менять прописку не собираются.
— Останетесь со своими парадными, поребриками и булками…
— Я свой город никогда не брошу и если умру, то только в Ленинграде или на гастролях. И это не патриотизм. У меня город замечательный, мне там хорошо, зачем себя этого лишать? Более того, пока вы гость, вы везде желанны. Как только вы становитесь 385-м в очереди, отношение тут же меняется. Это я вам, как еврей, говорю. Вспомните фразу: «Понаехали тут».
— Александр Яковлевич, со сцены вы сказали, что все должно вернуться, кроме наводнения. Вас тронула наша трагедия?
— Вы — мои сограждане, вы живете со мной в одной стране. Я переживал вместе со всем народом. Только ненормальный человек может проявлять равнодушие к такой беде. А если в Ленинграде потоп, Нева разольется или финский залив выйдет через дамбу, вы же тоже будете сопереживать нам? Мне, кстати, передавали, что, возможно, зал в Благовещенске будет неполный, людям не до того. Но, как видите, на концерте аншлаг.
— Поделитесь планами на будущее?
— После Благовещенска летим домой. Там у моих музыкантов четыре дня передышки, а для меня — работа. Впереди шансон-фестиваль, отчетно-годовой концерт, съемки, выступление на Дне геолога и так далее. В общем, творческая рутина. 6 апреля начнутся новые гастроли, поедем на Волгу. Много планов, буду потихонечку претворять их в жизнь.
Отдельно о зависти
— Зависть — самое жуткое чувство человека. Все остальное — дурное от него и произрастает. Зависть не бывает белой. Самый светлый ее оттенок — грязно-серый. Я счастлив, что этого чувства начисто лишен. У меня даже нет времени завидовать. По-черному завидую только одному человеку. Себе. Завидую тому, что благодаря профессии мне удалось узнать великих и замечательных людей. Иных уж нет, а те далече.
Фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой» плюнули в душу
— Я не кинокритик, не истина в последней инстанции. Я обычный человек из мяса и костей, обычный зритель. Но я — лицо заинтересованное. Я единица того поколения, на мировоззрение которого повлиял Высоцкий. Он и сегодня не менее актуален, чем 40 лет назад. Высоцкий столько сделал для нас для всех, для души нашей человеческой, для страны! Неужели другой темы не нашлось? Больше не о чем говорить? Но самое страшное не то, что это нам показали. Я песни его знаю, я жизнь его знаю. В одно ухо влетело, в другое вылетело. А молодежь?! Когда вышел из кинотеатра, было стыдно. В память о Владимире Высоцком сочинил эти строки:
...Божественный огонь его искусства
Чудесным был на всем своем пути...
Там, где всю жизнь властвовала Пустошь,
Вдруг начинали яблони цвести...
У слабых духом расправлялись плечи,
Слепые начинали видеть Свет!
Он не был Богом... Он был им отмечен.
В своем великом звании – Поэт.
Возрастная категория материалов: 18+
Были на концерте. Розенбаум — очень талантливый и искренний артист. Чувствовалось его уважение к зрителю. Очень удивило, что в зале было очень много молодежи. А концовка, когда огромный зал пел песни вместе с артистом стоя, потрясла. Отличный концерт!
— Тимур