Подарки из металла и фарфора с изображением памятников архитектуры, местных святынь и других достопримечательностей родного края производят далеко за пределами амурской земли. Недавно на прилавках крупных торговых центров появилось печенье в упаковках с фотографиями главных символов Благовещенска — Триумфальной арки и памятника Муравьеву-Амурскому. Как оказалось, внутри — продукция от омского производителя, товар расфасовывался здесь местным предпринимателем. Почему товары с амурским колоритом изготавливают за пределами области, что пользуется спросом и кто создает имидж области через символичные подарки, выясняла «Деловая среда».
Сахарное печенье в упаковках с изображением достопримечательностей амурской столицы, которое в марте появилось в продаже, производится в Омске, фасуется в Благовещенске в тару от красноярской компании. По словам индивидуального предпринимателя Татьяны Сидоровой, чей цех занимается фасовкой печенья, идея создания сладкого бренда пришла ей давно.
— В Самаре, Нижнем Новгороде и других городах, где мне удалось побывать, есть своя продукция с лицом города, — рассказывает Татьяна Анатольевна. — У нас я не нашла такого ассортимента товара с видами и достопримечательностями города. Вопрос изучала целый год. Чтобы продукт попал в крупные торговые сети, потребовалось учесть требования к сроку годности — не менее трех месяцев. Местные производители предлагали песочное печенье стандартной формы, которое хранится три месяца. В итоге партнером стало предприятие в Омске. Упаковочный материал был заказан в одной из местных типографий, которая сотрудничает с фирмой из Красноярска.
25
предприятий в областном центре, согласно данным городской бизнес-справки, занимаются в Благовещенске изготовлением сувенирной и полиграфической продукции
На разработку дизайна и заказ упаковки для фирменного печенья тиражом 10 000 экземпляров у предпринимателя ушло более 300 000 рублей. Ко Дню города бизнес-леди планирует предложить жителям и гостям амурской столицы конфеты от московского производителя. На фирменной коробке будут фотографии вечернего Благовещенска, виды города в лучах солнца, наши лотосы и багульник. В планах — выпуск чая в жестяных банках с изображением Триумфальной арки. Сырье для напитка будут поставлять партнеры из Рязани.
В области, действительно, пока нет фабрик и мастерских, готовых помочь местным компаниям расширить ассортимент сувениров.
— Примерно 60 процентов нашей сувенирной продукции заказывается у производителей других российских городов, — рассказывает Елена Старостина, коммерческий директор ООО «Буквица», одного из старейших предприятий в области, занимающихся изготовлением полиграфических изделий и сувенирной продукции.
Магниты и календари на любой вкус и цвет, в том числе и с главными символами амурской столицы, предлагают более двух десятков компаний, занимающихся в Благовещенске изготовлением сувенирной и полиграфической продукции. Стоимость одного экземпляра — 40—80 рублей. Цена тиража рассчитывается индивидуально и зависит от размера, количества и цветов, используемых в макетах, пояснили в одной из производственных компаний города.
Китайские производители тоже не отстают и предлагают амурчанам популярный и недорогой сувенир по ценам, чуть ниже российских компаний. Так, в одном из торговых центров продавцы из Поднебесной продают магниты с нашей символикой по 30 рублей.
Чиновники предпочитают тарелки
Между тем украшение на холодильник со временем переходит в разряд подарка экономкласса, считают производители. С приближением сезона отпусков амурчане, планирующие провести отпуск у друзей и близких в других городах, все чаще покупают красивые фарфоровые тарелки, оригинальные колокольчики с гербом амурской столицы и сувенирные ложки с видами города в красивых футлярах.
— Прежде покупатели магнитики и брелочки приобретали в пределах 50 рублей. В последнее время стали выбирать более дорогие и качественные сувениры. Тарелка за 500 рублей теперь шока не вызывают. Магниты и брелоки чаще покупают для различных промомероприятий и коммерческих акций, — отмечает Елена Старостина.
С приходом тепла популярностью начинают пользоваться футболки с амурской символикой. В канун Дня города предприятия делают заказы на этот товар, чтобы сотрудники фирмы смогли принять участие в традиционном шествии. Календари и ручки компании заказывают тысячными тиражами. Среди клиентов фирмы — государственные учреждения, правительственные структуры области. Представители власти предпочитают фарфоровые тарелки, которые преподносят партнерам во время международных встреч и поездок официальных делегаций. Образовательные учреждения часто заказывают календари с изображением учебного заведения.
Сувенирная продукция не подлежит сертификации, поэтому в условиях конкуренции амурские производители делают ставку на качество. А также разрабатывают специальные предложения для партнеров — небольшие заказы амурские фирмы готовы выполнить в течение двух дней. Работают над упаковкой. Например, если сувениры приходят в простой транспортной таре, специально заказывают упаковочный материал, чтобы товар выглядел более презентабельно. Мощности местных предприятий позволяют изготавливать сувениры из акрила, оргстекла, бумаги и картона. Но главное преимущество местных компаний в том, что они могут работать над небольшими заказами.
— На собственном производстве мы можем изготавливать продукцию небольшими партиями, в зависимости от потребностей покупателей. Если заказ сделан в Москве, Новосибирске, других городах, там берут тираж от 500 штук и более. Окупаться крупная партия может довольно долго. Для изготовления некоторых изделий — ложек, тарелок — нужны специальные формы. Одна такая форма может стоить до 30—40 тысяч рублей. Плюс транспортная составляющая. Изменения курса доллара тоже необходимо учитывать, — продолжает Елена Старостина. — Иногда товару необходимы специальные условия хранения. В прошлом году, когда случилось наводнение, пришлось полностью освободить склад на цокольном этаже здания.
По признанию представителей амурских компаний, именно партнеры из других городов России выпускают для нашего потребителя до 60 процентов самых востребованных сувениров. Покупательский спрос заставляет сувенирный бизнес подстраиваться под реалии рынка.
По словам производителей, много интересных идей приходит от партнеров по бизнесу. По признанию представителей амурских компаний, именно партнеры из других городов России выпускают для нашего потребителя до 60 процентов самых востребованных сувениров. Покупательский спрос заставляет сувенирный бизнес подстраиваться под реалии рынка. Бронзовые колокольчики, цена на которые в Благовещенске достигает 7000 рублей и более, везут из Воронежа. Фарфоровый завод в центре России поставляет на амурскую землю красочные тарелки, ларцы, подсвечники, колокольчики. Сувениры из бересты с амурской символикой везут из Томска и Екатеринбурга. Томск вообще признан сибирской столицей берестяных изделий. Кстати, сувениры из бересты пользуются популярностью у китайских туристов. Гости из соседней страны традиционно покупают сувениры на память о встрече с Россией. Главное требование китайских покупателей, по наблюдениям амурчан, чтобы на сувенире не был изображен Муравьев-Амурский.
К слову, с китайскими предприятиями у амурских сувенирных компаний сотрудничать не получается. Азиатские партнеры, по словам местных предпринимателей, нарушают сроки и условия поставки, предлагают продукцию невысокого качества.
Сувениры из прошлого века
Почтовые карточки, или открытые письма с видами Благовещенска, в прошлом столетии были своеобразными сувенирами с амурской земли, которые гости и жители амурской столицы отправляли друзьям и знакомым. Почтовое сообщение в начале минувшего века в Благовещенске было развито не меньше торговли. Открытые письма печатало издательство «Бутряковъ и Сынъ», «Изданiе «Кунстъ и Альберсъ» и другие компании. Типографский текст дублировался на английском языке. На почтовых карточках, отправленных в Петербург, Москву, Томск, можно встретить фотографии городских торговых рядов, женской и мужской гимназий, главной улицы — Большой (теперь Ленина), видов набережной Амура и других исторических мест города.
Самые популярные амурские сувениры
Тарелки с видами Благовещенска — от 75 до 1 100 рублей
Магниты на холодильник — от 30 рублей
Брелоки с символикой родного края — от 25 рублей
Календари с изображением достопримечательностей Приамурья — от 70 рублей
Ложки с символами города и области — от 160 рублей
Кот с приветом из Хабаровска
Конкуренцию благовещенским фирмам, специализирующимся на изготовлении сувениров, составляют производители аналогичного товара из Хабаровска. Одно из предприятий края предлагает на нашем рынке сувениры с символикой Приамурья по ценам, схожим с предложениями местных компаний. К примеру, магниты продаются по цене 46—90 рублей, 150 стоит брелок в виде ключа от города, ценник на сувенирной ложке — 250 рублей. Альтернативы от других производителей «сувенирки» в торговой сети не представлено. Некоторые компании поставляют похожую продукцию по всему Дальневосточному региону. Например, фарфоровый кот с надписью на белом брюшке «Привет из Благовещенска» вполне может оказаться на полке хабаровского магазина или в торговом центре Комсомольска, просто сменив название города на животике.
МНЕНИЕ
«Подарков с символикой Приамурья не найти»
Ольга Лиштаева, замминистра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области:
— Когда в правительстве области готовят делегации для поездки на международные встречи, постоянно приходится искать сувениры с символикой области. Если с видами Благовещенска еще можно что‑то купить, то Амурская область почти не представлена. Иногда приходится везти изделия российских ремесел и промыслов — палех, хохлому. Сувенирную продукцию с символами области можно презентовать на выставках и ярмарках. Это позволило бы не только представить регион, но и способствовало бы развитию туризма в области. Возможно, фарфоровые изделия изготавливать у нас не получится. Но гончарное производство вполне можно развивать, даже создавать изделия с символами Приамурья из полимерной глины. В 2012—2013 годах правительством оказывалась поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в области ремесел и народных художественных промыслов. Объем помощи составил свыше двух миллионов рублей. Предприниматели, занятые народным промыслом, в основном создают штучный товар — шьют кукол, изготавливают кованые изделия. Возможно, бизнесмены опасаются, что продукция с амурской символикой не будет пользоваться спросом. В конечном итоге производство оригинальных амурских сувениров в области пока развито слабо.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии