Почему наш бизнес неохотно наводит мосты с партнерами из этой страны, когда на прилавках увидим не только высококачественную японскую бытовую химию и косметику, а также что можем предложить мы Стране восходящего солнца, пыталась узнать «Деловая среда».
— Для работы с японским бизнесом нужно учитывать массу нюансов, для этого предпринимателям специальные лекции читают, — отмечает руководитель амурского отделения общества «Россия — Япония» Марина Синельникова. — К сожалению, потенциал наших отношений со Страной восходящего солнца гораздо выше того, что мы наблюдаем в реальности, но сдвиги есть, хотя они могли бы быть более существенными.
Восточный бизнес идет на запад
В настоящее время японские компании реализуют в России более 30 новых проектов в энергетике, медицине, сельском хозяйстве и пищевой промышленности, а также в развитии инфраструктуры Дальнего Востока. Из этих проектов 12 касаются ДФО. Крупнейшими уже действующими являются Сахалинский завод по производству сжиженного природного газа в рамках проекта «Сахалин-2» компании Mitsui и автомобильный завод Mazda в Приморье.
В Приамурье с Японией работает ЗАО «Аметис», поставляющее в Страну восходящего солнца дигидрокверцетин — природный антиоксидант на основе даурской лиственницы. Протокол намерений был подписан весной 2012 года, а договор о поставках — в декабре 2013-го.
— Минимум полтора года уходит на вывод нового продукта на рынок, — отмечает представитель «Аметиса». — Японский рынок значительно сложнее нашего, там есть некая не то чтобы неповоротливость, просто должно пройти согласование на всех уровнях и на это уходит много времени. Японские партнеры к нам только четыре раза за это время приезжали.
Амурская соя с японским прищуром
На днях губернатор Амурской области Олег Кожемяко провел встречу с представителями японского «Хоккайдо Банка». Главный менеджер по проекту агробизнеса в России Хидэтоси Накадзима и старший менеджер проекта Юити Такэхана обсудили с амурскими властями совместный проект по выращиванию сои и гречихи, который должен полностью заработать в 2015 году и призван вдвое улучшить урожайность культур.
— Во время недавней встречи с президентом банка господином Есихиро Сэкихачи мы обсудили вопросы выращивания культур на площади до полутора тысяч гектаров, — отметил глава региона. — Компания уже зарегистрирована, и нужно определяться в практической плоскости, потому что до посевной осталось мало времени.
12
японских проектов реализуются на территории российского Дальнего Востока
На решение вопросов с завозом японской техники и рабочей силы может уйти длительное время, поэтому Олег Кожемяко предложил японской стороне командировать в Приамурье специалиста и начать работы уже в этом году с привлечением наших рабочих, удобрений и техники. Семенной материал при этом можно использовать японский. Гости попросили власти организовать встречи с крупными амурскими сельхозпроизводителями, подчеркнув, что рассчитывают на экологичность проекта и отказ от использования генетически модифицированных сельхозкультур.
— Результатом внедрения технологий и нашей совместной работы должно стать удвоение урожайности сои и гречихи, — сообщил Хидэтоси Накадзима. — Технология включает в себя севооборот с другими растениями для улучшения почвы, экологическое чистое производство, повышение производительности с помощью технологий и опыта российских и японских аграриев, а также увеличение добавленной стоимости за счет контроля качества и экспорта продукции за рубеж.
Особенности национального дела
Бурное развитие деловых контактов между Японией и Россией привело к созданию уникального органа — Государственно-частного совета по развитию японо-российских отношений. Такого совета у Страны восходящего солнца нет ни с одним другим государством мира.
— До сих пор японские компании инвестировали в Россию самостоятельно, напрямую, но теперь в рамках этого совета появилась возможность свести компании и органы власти, — отметил руководитель совета Масахиро Саканэ в интервью газете «Ведомости». — Если говорить об экономических связях Японии с Западной Европой, то там все основано на взаимодействии частного бизнеса — правительствам нет смысла вмешиваться. Даже в случае с Китаем бизнес настолько активен, что влияние правительств не ощущается. Говоря об отношениях с Россией, нужно географически делить ее на две части. В европейской части правительство организует условия, чтобы туда приходил иностранный бизнес. Но огромная часть России находится в Азии, а там до сих пор было проектное развитие. Необходимо участие, в том числе и правительств, чтобы отойти от этого сугубо проектного развития и развивать разные отрасли, а не только связанные с энергоносителями.
По словам японских бизнесменов, самая большая проблема в России — огромное количество времени и сил, которое тратится на оформление всех необходимых бумаг. Так, при открытии завода по выпуску экскаваторов Komatsu в Ярославле японцы подсчитали высоту стопки документов, поданных в различные российские ведомства, — четыре метра. Существует и обратная сторона медали — наши предприниматели не всегда понимают японских партнеров. Если китайские бизнесмены нередко берутся за дело, как говорится, «с чистого листа» и уже по ходу дела корректируют проект, то японцы обязательно все скрупулезно просчитывают.
— Действительно, много времени уходит на составление бизнес-плана и другую подготовительную работу, — говорит Хидэтоси Накадзима. — Но это нужно для дальнейшего развития взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества.
— Думаю, что многие японские компании хотели бы выйти на российский рынок, но боятся такого рода сложностей, — считает Масахиро Саканэ. — И одной из задач нашего совета как раз является упростить вопросы согласования. Но понятно, что одних наших усилий будет недостаточно — требуется еще и всесторонняя поддержка с российской стороны.
МНЕНИЕ
Вера Щербина, первый зампред правительства Амурской области:
— Не так давно я посетила Японию в составе делегации, и нам показывали работу местных предприятий, в том числе, например, мусороперерабатывающего завода. Сотрудники работали за компьютерами — ни одного с лопатой и в рукавицах не было. Весь производственный процесс закрытый.
При этом в самой Стране восходящего солнца сегодня активно обсуждается вопрос о том, что японцы нуждаются в экологически чистой продукции. А ведь это 126 миллионов человек. Сейчас Япония работает с Канадой, но из‑за удаленности доставлять оттуда свежие продукты проблематично и затратно. Не стоит забывать и о Китае. Да, их объемы урожая выше наших, но экологически чистые продукты для жителей Поднебесной тоже вопрос актуальный, многие готовы их покупать по более высокой цене. Приамурье может занять эту нишу, но для этого хозяйства должны быть конкурентоспособными. Выход здесь только один — укрупнение предприятий. Как показывает и западный опыт, будущее — за большими компаниями, которые за счет оборота смогут модернизировать и оптимизировать производство, внедрять современные технологии в сельском хозяйстве. И Япония может нам в этом помочь.
Дело в том, что сегодня сельское хозяйство Приамурья является, скорее, социальной сферой, ведь эта отрасль дотационная. Мы регулярно вкладываем бюджетные деньги, понимая, что отдачи не получим — в сельском хозяйстве действует льготное налогообложение. Но и не делать этого нельзя, ведь такие дотации гарантируют рабочие места для амурчан, и без господдержки большинство хозяйств просто не выживет.
При этом в большинстве развитых стран, например в США, налоги от сельского хозяйства — в первой тройке для бюджета. Но для того чтобы сделать наши предприятия прибыльными, нужны прорывные технологии. Для Приамурья этот вопрос актуален еще и потому, что экологически чистая продукция — это самое перспективное направление, которое мы можем развивать в регионе.
Внешнеторговый оборот Амурской области (млн долл. США) — см. инфографику.
Структура внешнеторгового оборота Приамурья с Японией (тыс. долл. США) — см. инфографику.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии