Все жили одной семьей
Ни одна из республик бывшего Советского Союза не оставила в Тынде столько названий улиц. Например, на Киевской жили мостостроители, на Украинской — механизаторы, а на Донецкой — первые железнодорожники. Сегодня на этих улицах осталось всего по несколько бараков, но указатели все еще напоминают об областях, приславших на БАМ своих работников.
Михаил Козменчук приехал в поселок Тындинский в 1974 году по комсомольской путевке из Ивано-Франковской области. Сегодня этот западный регион Украины у многих ассоциируется с бандеровцами, но тогда об этом никто даже не думал — у советской молодежи были другие идеалы.
— Все жили одной семьей, ведь люди — грузины, армяне, таджики, казахи, эстонцы, молдаване — приезжали со всех республик СССР, и не было никакого деления на нации, — вспоминает Михаил Козменчук. — У нас ведь тогда какие браки были: грузинка выходила замуж за молдаванина, киргиз женился на белоруске. Вот и танцевали на свадьбах лезгинки, гопаки, польки.
Сам Михаил Николаевич взял в жены комсомолку из Тульской области. Никаких разногласий из серии «Ты — бандеровец, а ты — москаль!» не возникало.
— Каждый год мы выезжали в отпуск, сначала ехали к жене в Тулу, а потом ко мне в Колымыю. Брали тещу, и все вместе отправлялись в Карпаты. Везде устраивали большие праздники, собирались многочисленной родней, — продолжает ветеран БАМа. — А сегодня я даже не уверен, что меня там встретят, как раньше. За 40 лет жизни в Тынде уже и акцент украинский исчез, хотя родной язык еще помню.
В Ивано-Франковской области у Михаила Козменчука остались многочисленные родственники, с ними он поддерживает связь только по телефону. Однако из-за антироссийской пропаганды на западе Украины с каждым разговором между родными братьями и сестрами чувствуется все больше напряжения.
«Стало страшно жить»
Проводник поезда Наталья Хворостина приехала в Тынду вместе с родителями в 1981 году из Одесской области. В начале 90-х годов после окончания строительства БАМа папа вернулся на родину, а сама Наталья осталась в Приамурье. По иронии судьбы сегодня Наталья живет на улице Украинской. С Одессой русская украинка созванивается практически каждый день.
— Когда произошло зверское убийство одесситов в Доме профсоюзов, я плакала несколько часов. Позвонила отцу, он меня пытался успокоить, сказал, что все наши родственники живы. Но там ведь в любую минуту могут убить. Я ночью вскакиваю и бегу к интернету посмотреть, не произошла ли очередная провокация в Одессе, — признается Наталья. — Жителям юго-востока очень тяжело, пенсии маленькие, и те уже начинают задерживать, цены растут каждый день.
Перед сезоном отпусков украинцы, живущие в Тынде, на распутье. С одной стороны, хочется повидать родственников, а с другой — есть опасность попасть в водоворот гражданской войны.
Чтобы поддержать своих родственников в Донецкой области, пенсионерка Ольга Миронова отправляет половину своей пенсии в Краматорск. На Украине у Ольги Николаевны живут сын с семьей, брат и сестра.
— Я уже квартиру выставила на продажу, собиралась переезжать к родным. На БАМе ведь отработала больше 30 лет, устала от холодов. А теперь решила отложить продажу, как бы не пришлось в Тынде покупать жилье для сына, — объясняет пенсионерка Ольга Миронова. — Стало страшно жить, мы никогда не думали, что такое может произойти. Как можно славянам со славянами воевать-то?!
Тында, объединившая в годы строительства Байкало-Амурской магистрали представителей разных наций, по-прежнему живет одной семьей. Несмотря на большое количество представителей республик бывшего СССР, серьезных конфликтов на национальной почве здесь никогда не было. Видимо, свою роль играет бамовская атмосфера, которая продолжает витать на БАМе.
«Черемшина» хранит украинскую культуру и плачет о родине
Десять лет украинскую культуру в Тынде популяризирует народный ансамбль «Черемшина». Артисты коллектива выступают на всех городских праздниках, их концерты всегда проходят при аншлагах, ведь благодаря «Черемшине» многие тындинцы хотя бы на пару часов возвращаются на родину.
— У нас в ансамбле шесть участников, все родом из разных областей Украины. Я, например, приехала по вызову на БАМ из Запорожской области, работала начальником вокзала Юктали, — рассказывает Любовь Овчаренко. — Поем мы на украинском языке, в основном народные песни. Все костюмы делаем сами, а главный атрибут наших концертных костюмов — сорочка-вышиванка.
События на Украине не обошли стороной и «Черемшину». Теперь перед каждой репетицией участницы ансамбля обсуждают последние новости из Незалежной.
— Рыдаем… А что нам еще остается делать?! Я разговариваю со своими родственниками в Запорожье, там осуждают политику новых властей Украины, а вот когда созванивалась с живущим под Киевом братом мужа, то, наоборот, услышала столько возмущений в адрес России. Им ведь не показывают все, что творится в стране, а только говорят каждый день с утра до вечера про российскую агрессию. Пыталась родственника переубедить, но бесполезно, — сожалеет Любовь Савельевна.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии