Я долго молчала…
Да, я долго молчала, но вынуждена признаться — я не люблю соцсети. Они отнимают у меня друзей, возводят нарциссизм и тщеславие в абсолют, у тех, кто немногого добился в жизни. Сводят на нет стремление достичь чего-то реального, используют нас в то время, как мы думаем, что используем их… И, в конце концов, являются не совокупностью индивидуумов, а всего лишь толпой, которая, как известно, глупее, чем каждый отдельный ее представитель. Но все это не отменяет того, за что их стоит любить.
100
тысяч амурчан ежедневно заходят в соцсеть «Одноклассники»
Несколько лет назад, когда главным средством веб-коммуникации еще была «аська», а «Вконтакте» только-только набирал обороты, мне случилось жить в Екатеринбурге. И каждые выходные я могла наблюдать, как мои благовещенские друзья зависают в сети, вместо того, чтобы отправиться куда-нибудь повеселиться. Объяснялось это отчасти тем, что с развлечениями и местами культурного отдыха в Благовещенске тогда (да и сейчас) была напряженка, и тем, что интернет для амурчан был еще в новинку — юн, свеж и не изучен.
60
процентов из них женщины, 40 процентов — мужчины, 25 процентов суточной аудитории входят в ОК с мобильных устройств
На смену «аське» пришли социальные сети, и по астрономическим темпам роста аудитории стало понятно, что их скромному обаянию поддаются все от мала до велика — вне зависимости от места жительства, достатка и уровня IQ. «Вконтакте», на «Фейсбуке» и в «Твиттере» одинаково самозабвенно сидят пользователи на Урале и Камчатке, в Приамурье и Санкт-Петербурге. Разница разве что в покрытиитерритории регионов связью, в скорости интернета и его стоимости.
Сладкий плен
Чем соцсети пленили российскую аудиторию? Ответ очевиден — они и вправду дают колоссальные возможности. Но используют их на полную катушку единицы — чаще это творческие люди — музыканты, дизайнеры, поэты, режиссеры, стартаперы или те, кто по каким-то причинам не может социализироваться в обычной жизни.
Да, мы получили безграничные возможности для общения, но продолжаем вариться в собственном соку, даже в соцсетях зачастую окружая себя друзьями, живущими за пару кварталов. Многие ли из нас нашли себе собеседников на другом конце России, а то и планеты, как это сделала пенсионерка из Зеи Антонина Буценко?
Продвинутым пользователем интернета и соцсетей ей пришлось стать поневоле, когда ее единственный сын Антон, экс-начальник отдела новостей АП, уехал из родной Зеи на учебу в Благовещенск, а оттуда — на ПМЖ в Питер. Сначала Антонина Алексеевна освоила электронную почту, потом добралась до «Одноклассников» и «Вконтакте», «Фейсбука», «Твиттера», «Инстаграмма» и «Скайпа». Признается, что в свое время была зависима от интернета. «Этим я переболела года три назад. Проверяла странички каждую свободную минуту — сейчас бы сказала тебе: все, заканчиваем интервью, мне нужно проверить почту», — смеется она.
С сыном ей лучше всего удается общаться в «Твиттере» — эту соцсеть она ценит больше всех остальных и недоумевает, почему ее друзья в Одноклассниках не желают там регистрироваться. По «Скайпу» Антонина Алексеевна беседует с родными из Германии, а на «Одноклассниках» шесть лет назад познакомилась с россиянкой, живущей в Бруклине, — с тех пор они дружат и регулярно переписываются.
Информация ни о чем
Еще одно преимущество, подаренное интернетом и социальными медиа, — возможность сидя на диване получить любую информацию. Но много ли посетителей пользуются соцсетями в образовательных целях? К тому же, для того чтобы найти что-то по-настоящему интересное, приходится перелопатить кучи информационного компоста. Так стоит ли игра свеч? Большинство решает, что нет, и продолжает поглощать мегабайты, не имеющей никакой ценности, кроме развлекательной, информации, выдаваемой на-гора всевозможными сообществами и группами.
Они всякий раз с трепетом ждали лайков от друзей в ответ на свои посты. Для них аккаунты стали местом для прокачки собственного эгоцентризма и тщеславия.
И чтобы не забыть, где я и кто я в этом потоке, хорошо бы иметь светлую голову на плечах, как благовещенка Диана Репина. В свои 14 лет она создала и развивает сообщество «Вконтакте», посвященное ее любимому сериалу «Сверхъестественное». У него уже больше четырех тысяч подписчиков со всей страны, и аудитория продолжает расти благодаря усилиям девушки. «Это занимает много времени — думаю, в целом больше двух часов в день. Я по несколько раз захожу каждый час. Стараюсь чаще обновлять информацию, выкладывать новые материалы — приятно, когда людям нравится то, что ты делаешь. Но в последнее время мама стала меня ограничивать — начало падать зрение», — рассказывает Диана. Кроме виртуальной жизни, у нее еще и насыщенная реальная — она дополнительно занимается английским, учится рисовать. Заниматься рисованием ей помогают те же соцсети. «Там много сообществ, посвященных этому, много хороших роликов с мастер-классами», — говорит девушка. Она признается, что гулять с друзьями любит больше, чем висеть «Вконтакте», но среди ее сверстников много таких, кто бы с ней не согласился.
Суперзвезда микроблога
С помощью соцсетей их пользователи получили возможность высказаться, самореализоваться и даже стать знаменитыми, пусть и для узкой аудитории своих френдов. Но возможность высказаться многие чаще всего используют, чтобы поговорить о себе. А чтобы стать суперзвездой микроблога, не нужно прилагать много усилий и усердно трудиться. Достаточно подпитывать аудиторию сверстников забавной информацией и фотографиями, а то и просто быть красивой девушкой и почаще демонстрировать свою красоту.
О том, какой океан возможностей открывают перед людьми соцсети, я узнала, когда в один прекрасный день поняла, что сидящий напротив близкий друг не слышит, что я ему говорю, уткнувшись в экранчик своего телефона, он уплывал от меня в этот самый океан — ни ответа, ни привета. Другой мой друг — ранимая филологическая душа, зарегистрировавшись в «Твиттере», на сочинение поста длиной в 140 символов мог потратить целый день. Еще один близкий человек ни с того ни с сего стал одержим размещением фотографий собственной персоны, как будто в жизни не существует ничего другого. Уверена, оба этих молодых человека всякий раз с трепетом ждали лайков от друзей в ответ на свои посты. Для обоих их аккаунты стали местом для прокачки собственного эгоцентризма и тщеславия.
А что еще остается, если ты не знаменитость, каждый день демонстрирующая в «Инстаграмме» выразительные селфи на фоне вопиющего материального благополучия, или не известный журналист, аналитик, ученый, политолог — да кто угодно. Неуверенному в себе человеку в таком контексте каждый будет казаться красивее и умнее его. Ничего удивительного, что около года назад социологи назвали «Инстаграмм» соцсетью, вгоняющей в депрессию. Потому что созерцание публикуемых там сотен фотографий блюд и красивых заграничных видов угнетающе влияет на тех, кто не может себе всего этого позволить.
В соцсетях событием личной жизни становятся добавление подписчиков или френдов, публикация нового поста. И эта имитация действия замещает реальные поступки: написал твит, запостил фотографию — значит уже сделал сегодня что-то стоящее, больше можно не напрягаться. Увязнув там, рискуешь надолго обосноваться в мире, соотносящемся с реальным так же, как кукольный домик с настоящим.
Миллениалы атакуют
Несколько месяцев назад на популярном российском ресурсе adme.ru появилась статья — перевод опубликованного в американском журнале Time текста, описывающего новое поколение — миллениалов, или поколение ЯЯЯ. У автора получился этакий портрет неувядающего Дориана Грея — картина, подкрепленная статистикой и данными американских исследователей. Миллениалы — это те, кто родился в промежуткемежду 1980 и 2000 годами. Поколение из соцсетей, которое, по мнению социологов, бесконечно самоуверенно, но при этом нуждается в постоянном одобрении, зациклено на себе, но вместе с тем готово принять и понять тех, кто радикально от него отличается.
— Миллениалы взаимодействуют с миром круглые сутки, но в основном через экран. Встречаясь друг с другом, они продолжают писать сообщения в телефоне. 70 процентов из них проверяют свой телефон каждый час, многие испытывают синдром фантомной вибрации в кармане, — пишет автор Джоэл Штейн. — Постоянный поиск дозы дофамина («Кто-то полайкал мой пост на Facebook!») снижает креативность, уровень которой, согласно статистическим данным, резко обвалился в 1998 году. Начиная с 2000 года падение показателей наблюдается относительно эмпатии, которая необходима, чтобы интересоваться другими людьми и точками зрения. Это, вероятно, связано с ростом нарциссизма и нехваткой коммуникаций «лицом к лицу».
Никого не напоминает?
СОЦСЕТЬ — ТЕАТР, И ЛЮДИ В НЕЙ — АКТЕРЫ
Александр Чупров, доктор философских наук, завкафедрой истории, философии и культурологии БГПУ:
— Соцсети — это одно из проявлений анонимности. Этим они привлекательны для человека. Там он может сыграть хоть Гамлета, хоть Калигулу, изобразить себя как Софи Лорен или Бред Питт. Человеку эта игра свойственна, потому что он существо многоролевое. Ему всегда не хватает только своей персоны, своей судьбы. Поэтому с древнейших времен существует театр и поэтому у нас такое огромное число желающих играть. Ведь куда самый большой конкурс — не в инженеры, ни в военные, а в актеры. Это не просто тщеславие и желание известности, славы. Это желание прожить несколько жизней, и сети отчасти эту суррогатную возможность дают.
Часто в соцсетях пишут люди, которые не имеют возможности публичных выступлений, и через общение на форумах и т. д. они эту возможность реализуют. Также интернет дает суррогатное ощущение свободы и главное — безнаказанности. Помните, как у Распутиной: «Отпустите меня в Гималаи, там раздеться смогу догола я, а не то я завою, залаю…» Поэтому очень часто в интернете люди грызутся, ругаются, указывают на ошибки, оскорбляют. Здесь контроля нет, и человеку хочется раздеться. Это есть в каждом человеке, все зависит от степени воспитания, самоконтроля, темперамента, социальной среды. Но потенциально — в каждом.
Социальные сети. Полезная, но часто это маска сказать, что вы не знаете, как сказать лицом к лицу.
Подлинный товар.
— Paolo