РАСТЕРЯННОСТЬ НА НОВОМ МЕСТЕ
— Ирина Валерьевна, добрый день! Все сироты хотят в семью, но насколько безоблачен первый день в новом доме в реальности?
— Здравствуйте! Представьте, что вас внезапно переместили в совершенно незнакомое место помимо вашего желания и без предварительной подготовки. Что вы испытаете при этом? Вероятно, ваше состояние будет близко к шоковому, вы растеряетесь. И усыновленный ребенок, и его новые родители будут испытывать похожие чувства. Предстоит процесс привыкания, притирания друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация в новой семье процесс двусторонний. Однако всегда тяжелее тому, кто попал в новые условия.
Адаптация у ребенка зависит от его возраста, черт характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни, после жизни в госучреждении — другие. Отсюда первые реакции и его самочувствие.
— Давайте начнем с начала — чего ждать от знакомства?
— На этой стадии отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Малыш испытывает радость от своего нового положения. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.
70
процентов благовещенских детей, оставшихся без родителей, обретают новую семью
Дети испытывают и радость, и тревогу одновременно. Их состояние можно назвать лихорадочно-возбужденным. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. В их жизни появляется много новых людей, которых они не в состоянии запомнить. Не удивляйтесь, что ребенок может забывать, где папа-мама, путает имена, родственные отношения, часто спрашивает: «Как тебя зовут?», «А что это?».
Его мозг пока не в силах усвоить обрушившуюся массу впечатлений. Кроме того, ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые папа и мама. Довольно часто совершенно неожиданно дети вспоминают биологических родителей, эпизоды из прежней жизни, спонтанно делятся воспоминаниями. Если же специально спрашивать их о прошлом, некоторые ребятишки отвечают неохотно. В каждой новой семье случаются периоды сомнений, тревог и волнений. Приходится менять первоначальные планы и быть в готовности к новым неожиданностям.
ВОЗВРАТ В ПРОШЛОЕ
— Хорошо, эмоции прошли, начались обычные будни. Насколько болезненно могут ломаться стереотипы?
— Вторую стадию знакомства можно определить как «Возврат в прошлое».Эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу. Ребенок понимает, что перед ним другие люди, другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Как только новизна исчезла, малыш пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Здесь и происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.
В эти месяцы часто обнаруживаются несовместимость темпераментов, черт характера, привычек. Иногда ребенок регрессирует в поведении до уровня, не соответствующего возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. Могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат вредных привычек. Очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять его причины, полезно обратиться к специалистам, психологам или таким же усыновителям. Об успешном преодолении трудностей свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: выражение лица становится более осмысленным, чаще появляются улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает».
ПРОДЕРЖАТЬСЯ, ЧТОБЫ ЖИТЬ
— То есть речь уже идет об изменении эмоционального состояния. А поведение может служить сигналом?
— Так называемое привыкание — третья стадия адаптации.Ребенок как-то неожиданно взрослеет. Теперь он оставляет игры с малышами, выбирает компании, близкие по возрасту. Исчезает напряжение, дети обсуждают свои проблемы со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя так же естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье, активно участвует во всех делах. Так же без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. Расторможенные дети делаются более сдержанными, а зажатые — открываются. Так проявляется благодарность к новым родителям.
Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни и не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Сами отмечают происходящие изменения, не без иронии вспоминают свое плохое поведение. Дети и родители живут жизнью обычной семьи, если только родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью. Приемные дети в своем поведении уже не отличаются от семейного ребенка. Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания. Через полтора года можно сказать, что семьи, продержавшиеся столь длительное время, смогут существовать сколь угодно долго.
Добавить комментарий
Комментарии