12 июля — День святой Вероники, покровительницы фотографии. Согласно легенде, девушка дала свой платок изможденному Иисусу, а потом обнаружила на нем святой лик Спасителя. Этот плат стали называть Нерукотворным образом, а по‑современному — фотографией.
— Сергей Васильевич, вы около 40 лет занимаетесь фотографией, наверняка сменили много камер. А помните свою первую?
— В моей юности — а это 70-е годы — была хорошая традиция: молодым людям дарить технические подарки. И таким подарком для меня стал фотоаппарат «Смена-8М». Еще ранее мне в наследство достались такие раритеты как, Зоркий, ФЭД, но «Смена» стала моим первым новым и личным фотоаппаратом. Примитивная, простая, как «Пионерская правда», но любимая. Оттого и такая памятная.
— Кто или что было на первых кадрах?
— Фотографии в то время появлялись не благодаря камере, а вопреки. Потому что это был довольно сложный процесс. А снимал я жизнеописания школы — одноклассников, мероприятия. Потом я надолго оставил свое увлечение — поступал в вуз, появились другие приоритеты. А на последних курсах я стал счастливым владельцем зеркальной пленочной камеры «Зенит-Е», с ней мы и вступили во взрослую жизнь. Также снимал друзей, сокурсников, потом коллег. Семья, ребенок также являются хорошими объектами для тренировок. С этого все начиналось, а потом пришла цифра, и жизнь упростилась.
Фотоаппарат — это средство постижения, познания, отражения свой философии, взгляда на этот мир. Мы субъективны, и мы каждый с помощью доступных технических средств раскрываем этот мир для себя и делимся своим представлением с ближайшим окружением.
— Когда это случилось? В лихие 90-е?
— Конец 90-х — тогда появились первые цифровые мыльницы, доступные по цене. Поэтому у меня сначала тоже была мыльница, а уж потом появилась зеркальная цифровая камера «Canon 300», затем ей на смену пришла более совершенная матричная пятерка. Постепенно пришло осознание, понимание, что такое линзы, что залог хорошего качества фотографии — это наличие не только хорошей камеры, но и хороших светосильных объективов.
— А сейчас у вас что?
— «Canon 3D», она относится к полупрофессиональным, но камера хорошая во всех отношениях.
— Между никоновцами и кэноновцами всегда идут споры — что лучше. Вы, я смотрю, встали на сторону Canon.
— Этот спор бесконечен, так же как и что лучше — Toyota или Nissan? Но я предпочитаю Canon. Возможно, мне в нем светопередача нравится больше, а возможно, потому что я с него начинал... Но в конечном счете не техника обуславливает качество снимка.
— А что?
— Главное — видение. Фотоаппарат — это средство постижения, познания, отражения свой философии, взгляда на этот мир. Мы субъективны, и мы каждый с помощью доступных технических средств раскрываем этот мир для себя и делимся своим представлением с ближайшим окружением.
— Чтобы писать стихи, нужен талант. А фотографировать… Вроде нажал кнопку — да и все.
— Фотоаппарат — это окошко. Талант фотографа заключается в том, чтобы увидеть и передать тот интереснейший момент, то мгновение, которое для него важно.
— Может, это не талант, а умение увидеть кадр, схватить момент?
— Или предвосхитить с учетом опыта.
— Все-таки опыта. Но опыт опыту рознь. У нас, например, давно работает Андрей Оглезнев. Много лет работали и другие, достаточно опытные фотокорреспонденты. Но один принесет с мероприятия 200 кадров, из которых дежурный редактор не может выбрать ни одного. А Оглезнев скинет одно фото — и его сразу на первую полосу берут.
— Андрей относится к числу редких фотографов, которые мастерски владеют репортажной съемкой. Репортаж — это отдельный жанр, очень важный и очень сложный. Фотография — это застывшее мгновение, а нужно передать дух, суть, причем очень точно. Ваша задача — описать событие словом, но у вас есть время подумать, отшлифовать мысль, зачеркнуть, подобрать более удачное словосочетание. А репортажник лишен этого. У него считаные секунды на то, чтобы выхватить главное и сделать кадр, который был бы интересен. И у Андрея это здорово получается.
Сейчас многие интернет-ресурсы злоупотребляют обилием фотоиллюстраций — неоправданно дублируют друг друга, изобилуют скучными ракурсами. Андрей — пленочник. Он понимал, что, когда ресурсы крайне ограниченны, нужно передавать редактору, а потом и читателю то, что наиболее важно. Он прошел эту школу. А современная техника с гигабайтами памяти упрощает работу и развращает фотографа, вводит в искушение снять как можно больше и поделиться всей этой радостью происходящего. А делиться-то нужно двумя, тремя фотографиями.
— По себе знаю: покупаешь фотоаппарат, щелкают до бесконечности, компьютер завален папками с тоннами фото: 2009-й год разделен по месяцам, 2010-й по кварталам, 2012—2013-й уже объединены в одну папку. Постепенно интерес теряется. А вы не растеряли юношеский фотозадор?
— Вы сейчас нарисовали эволюцию фотографа — от шока, который человек испытал, впервые нажав на кнопку и запечатлев увиденное, до вполне холодного равнодушия опытного фотографа. Я в определенной степени все эти фазы тоже прошел. Нужно понимать одно: то, что ты снял, оно шедеврально только для тебя. Ведь ты зафиксировал этот момент или событие не только органом зрения. Ты присутствовал там, у тебя остались ощущения от звуков, от запахов, от того, что ты пережил в момент съемки. Поэтому нужно всегда ориентироваться на зрителя, который был лишен этого, и суметь правильно выбранным ракурсом передать ему тот настрой, который царил на том событии. И нужно уметь критично, безжалостно отправлять недостойные фотографии в корзину.
— Вы мне прямо Америку открыли! А я все думаю: почему мне мои фотографии всегда так сильно нравятся!
— Нравятся — ради бога, есть у вас ресурс на винчестере — оставляйте всю папочку для себя. Наслаждайтесь, купайтесь в этих воспоминаниях. Но если вы хотите, чтобы ваши подруги и тем более потенциальные читатели или зрители заинтересовались вами, будьте требовательны и беспристрастны. Оставьте из 100 фотографий пять штук. Пять самых ценных на ваш взгляд — ими и поделитесь.
— Вот смотрите, раньше фотограф устраивал выставку, чтобы поделиться своими новыми работами. Сейчас в соцсетях можно альбомы пачками публиковать. Вы пользуетесь интернетом для размещения фотоснимков?
— Конечно, мы же в ХХI веке живем. Сейчас интернет плотно вошел в каждый дом. И будем честны — он облегчает нам жизнь и дает новые возможности. Снятое вами моментально распространяется со скоростью интернет-провайдера по всему миру, и это нормальное явление. Интернет подарил нам очень много программ для того, чтобы редактировать, передавать, делиться изображением. Например, Инстаграм. Но тот щенячий восторг от осознания того, что твое фото, сделанное в Юго-Восточной Азии, можно тут же показать друзьям в северо-западном регионе России, — он пройдет. И эти сервисы займут то место, которое и должны занимать. Вывешивания своих фото в сети — это щекотание эго, желание в какой-то мере прославиться. Художественной ценности такие снимки не несут. Это в основном селфи, меняются только бэграунды: вот я, вот красота, вот мой ужин... Ну, сфотографирую я, как ем экзотическое блюдо, — это заинтересует максимум пару-тройку моих друзей. Делать это масштабно я для себя считаю неприемлемым. Хотя тот же премьер Дмитрий Медведев разместил селфи в «Инстаграме». Но, может, это некий намек на демократичность, что ему не чужды интересы простых людей.
То, что ты снял, шедеврально только для тебя. Ведь ты зафиксировал этот момент или событие не только органом зрения. У тебя остались ощущения от звуков, от запахов, от того, что ты пережил в момент съемки. Поэтому нужно уметь безжалостно отправлять недостойные фотографии в корзину.
— У вас есть Инстаграм?
— Есть, но селфи, как вы понимаете, я не снимаю, я очень скромно там представлен.
Однако в интернете присутствую. У меня есть облачное хранилище на google.ru, есть страница на photodom.com. Я не злоупотребляю.
— Что вам больше всего интересно фотографировать?
— Людей. Человек интересен не только с точки зрения его физических данных — возможности его организма уникальны, это я уже как доктор говорю. Но и с точки зрения его духовного развития. Его красота заключается в эмоциональной окраске, и чем человек эмоциональнее — тем его интереснее снимать. Снимаю пейзажи — несколько выставок у меня было посвящено природе Сахалина и севера Приамурья, где я провел пару отпусков. Была выставка по Китаю и творческая реализация моего участия в кинофестивале «Амурская осень».
— Вы не снимаете в студии?
— В студии — нет, я не отношу себя к профессионалам. И вообще, снимаю крайне редко. Я просто любитель, который нашел отдушину, которому в кайф снимать, делиться с теми, кто разделяет твои сопереживания. Я делаю это в свободное время, на выходных или в поездках, или когда знаю, что в определенном месте будет фактура.
— А на работе?
— Очень редко. Мне интересны живые эмоции, не постановочные сцены. А присутствие руководителя людей немного сковывает, они не могут расслабиться. Я понимаю, что мое присутствие с камерой немного фальшивит, хотя в больнице объектов и фактуры — выше крыши.
— Ваша профессия откладывает какой-то отпечаток на творчество? Или любовь к портретам — это и есть отпечаток?
— Наверное... С другой стороны, профессия «вынудила» меня найти увлечение. Я три десятка лет занимался практической хирургией. А это понуждает иметь какую-то отдушину, хобби. Например, в Америке одно из требований Ассоциации торакальных хирургов является наличие хобби. И не важно — вяжешь ты крючком, коллекционируешь значки или огородом занимаешься. Врач работает с человеческими трагедиями, болями, драмами, стрессами, и очень высока вероятность эмоционального выгорания. И хобби является защитной реакцией.
— Вы, как начальник, не хотите внедрить эту практику?
— Я могу хоть завтра написать 10 приказов — занимайтесь вышивкой, организовывайте драмкружок. Но у меня хватает разума не делать это. Насильно плетью человека не заставишь заниматься тем, что ему не интересно. Это должно идти от сердца.
АП предлагает вам еще 3 интервью с амурскими фотографами:
1. Андрей Оглезнев: «Кто не умеет печь блины, тот не умеет в жизни ничего»
2. Андрей Ильинский: «Не копируйте чей-то стиль, а создавайте свой»
3. Светлана Левина: «Фотосессия — это как шопинг. Снимает стресс»
Добавить комментарий
Комментарии