• Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский

Стол для истории

Нынешней осенью в вводном зале Амурского областного краеведческого музея появится 55-дюймовый интерактивный сенсорный стол. Любой посетитель, коснувшись его экрана, сможет самостоятельно посмотреть заинтересовавший его документ или раздел, рассмотреть экспонат и прослушать аудио или посмотреть видео, хранящие странички амурской истории. Как говорят в музее, мультимедийный центр нового поколения дает возможность посетителям взаимодействовать с любым контентом: игровыми, тематическими и обучающими программами, презентационными материалами, географическими картами.

Сейчас музейщики думают над начинкой дорогостоящей новинки. Пока родилась идея включить в «умный экспонат» интерактивные карты региона — от административно-территориального деления и промышленности области, до природных зон с характеристикой флоры и фауны. В зависимости от пожеланий посетителей содержание гаджета будет пополняться.

— Идею интерактивного стола мы подсмотрели в московском Дарвиновском музее, — рассказала АП директор Амурского областного краеведческого музея им. Г. С. Новикова-Даурского Елена Пастухова. — Там такой стол рассказывает о животном мире. Нажатием пальца на экран можно выбрать одно из животных, и стол выдаст краткую информацию о звере. Мы планируем разместить стол в вводном зале. Серия карт позволит получить общую информацию о регионе. Плюс здесь же будут исторические достопримечательности, такие как, например, Албазино и казачья станица, промышленные центры, как космодром Восточный и многое другое. Это позволит дать как можно более широкий диапазон информации перед экскурсией.

Любые технологические изменения в музее привлекают в первую очередь молодое поколение. Компьютеры и гаджеты — это их повседневная жизнь. Но в музее их использование превращается из игры в познавательный процесс, который позволяет молодежи  узнать что-то новое из истории  Амурской области.

То ли еще будет

Это не первая и не последняя hi-tech новинка, говорят в музее. В дальнейшем учреждение приобретет четыре интерактивных места — компьютеры, на которых посетитель либо перед экскурсией, либо после сможет ответить на вопросы викторины, связанные с историей области. Стоит отметить, Амурский областной краеведческий музей первым на Дальнем Востоке начал внедрять современные технологии в музейное дело.

Сегодня в изучении родного края посетителям уже помогают сенсорные киоски, трехмерная витрина, «живые» видеоэтикетки, виртуальная примерочная и интерактивная стена. В некоторых залах экспонаты оживляют с помощью аудиосопровождения. Так, например, в зале Великой Отечественной войны трещит пулемет, раздается шум бомбежек и играет патефон с фронтовыми песнями, а на экспозиции «Рожденные в СССР» атмосферу того времени поддерживают клятва пионера, выступления Брежнева на пленумах и комсомольские напевы, доносящиеся из хриплого динамика старого радио.

Истинные ценности

380

тысяч рублей — в такую сумму Амурскому областному краеведческому музею обошелся интерактивный сенсорный стол

Сотрудники хранилищ истории придерживаются принципа — техника, внедряемая в пространство музея, не должна отодвигать на второй план истинные ценности музея. Гаджеты должны помогать сконцентрировать внимание на подлинных предметах, экспонатах, ведь каждый из них связан с конкретными людьми, конкретными историческими событиями. Мимо них нельзя проходить. Именно они создают традиционное и душевное, присущее любому музею.

— Безусловно, любые технологические изменения в музее привлекают в первую очередь молодое поколение, которых, к слову, сейчас мало чем удивишь, — продолжает рассказ о hi-tech новинках Елена Пастухова. — Компьютеры и гаджеты — это их повседневная жизнь. Но в музее их использование превращается из игры в познавательный процесс, который позволяет молодежи найти, узнать что-то новое из истории, природы и жизни Амурской области. Конечно, в первую очередь все зависит от интереса, и если его нет, то тут уже никаким гаджетом не привлечешь. Мы зависим напрямую от общей культуры населения: чем чаще люди будут проявлять интерес, задавать нам вопросы, тем чаще мы будем подстраиваться под них.

 От сенсорного информбюро

Сенсорные киоски предоставили возможность как увидеть экспонаты, по различным причинам не выставленные на основной экспозиции, так и узнать более подробно о выставленных в зале. Информация, заложенная в киоск, организована в виде мультимедиапрезентаций и сопровождается голосовыми пояснениями. Информационные автоматы пользуются популярностью не только у молодежи, но и у людей старшего возраста, имеющих навыки в общении с компьютером.  

Техника не должна отодвигать на второй план истинные ценности музея. Гаджеты должны помогать сконцентрировать внимание на экспонатах, ведь каждый из них связан с конкретными людьми и историческими событиями.      

Природа оживает 

Видеоэтикетки помогают посетителям амурского областного музея наблюдать за животными — абсолютно новый в музейной практике Дальнего Востока проект.  Традиционные таблички к экспонатам заменяют на «живые» видеоэтикетки. Короткие видеофрагменты на маленьких экранах сопровождают экспонаты зала, знакомящего с природой Амурской области, и помогают не только увидеть животное в его естественной среде, но и понаблюдать за его поведением. На «живой» этикетке показ видеофрагментов чередуется с яркими, красочными фотографиями, сделанными в природе, а также небольшими пояснительными текстами. Пока видеокомментариями обзавелись амурский тигр и лось.

Говорит и показывает

В апреле 2012 года в музее появилась интерактивная витрина, способная создавать голографическую картинку и демонстрировать трехмерное изображение музейных редкостей. Ее установили в албазинском зале музея. Первый 3-минутный ролик витрины повествовал о копейке, которой без малого 400 лет. Сейчас в витрине заключены уже три экспоната. Помимо этого, голографический мини-фильм рассказывает о защитниках Албазина. Кстати, подобная техника в Благовещенске — единственная на всем Дальнем Востоке и даже Сибири. Стоит порядка 300 тысяч рублей и приобретена на средства, выделенные министерством культуры области в честь 120-летия амурского краеведческого музея.

Виртуальный костюм

В экспозиции музея «Искусство стран Востока» открылась виртуальная примерочная. Достаточно поднять руки вверх перед интерактивным экраном — и вы уже в экзотическом наряде. Примерить на себя можно японские кимоно разных расцветок, боевой наряд самурая или платье корейской женщины. Бесконтактным курсором можно «подогнать» размер, а в перспективе, поясняют в музее, можно будет распечатать фото понравившегося образа на принтере. 

Показать то, чего нет 

В экспозиции музея «Искусство стран Востока» рядом с виртуальной примерочной — интерактивная стена, состоящая из двух независимых экранов.  С помощью бесконтактного управления изображением можно познакомиться с культурой стран Востока. «Искусство стран Востока  — понятие широкое, это и архитектура, и достопримечательности, и религия, — говорит Елена Пастухова. — То, что не можем показать в музее, мы показываем с помощью интерактивной стены. Другими словами, это виртуальное путешествие по странам Востока». 

Реальность с дополнением

В областном краеведческом музее реализовали проект «Дополненная реальность». В его рамках наиболее интересные экспонаты были оснащены QR-кодами, которые считываются смартфоном. Считывая такой код при помощи мобильного устройства, посетителям музея становится доступна полная информация о тех или иных выставленных предметах — в печатном, видео- и аудиоформатах. Первые коды размещены в этнографической экспозиции «Албазинского острога» об освоении Приамурья русскими в 17‑м веке. Количество музейных залов, оснащенных специальными кодами, постепенно будет пополняться. Информация при этом будет размещаться на нескольких языках. 

Возрастная категория материалов: 18+