Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Удивлению подлежит

Ни одно крупное городское мероприятие этим летом не обошлось без маленькой зеленой жужжащей машинки. А в будние дни забавный автобус встречался благовещенцам и гостям города то на набережной у ротонды, то около площади Ленина. Рядом с ним всегда пыхтит электрогенератор, создавая впечатление, будто машина сама усердно трудится и старается изо всех сил. По картинкам на кузове видно, что здесь можно купить еды и перекусить. Трапезничать бутербродами из автобуса готов не каждый прохожий, а вот останавливаются рядом с чудо-техникой почти все.   

— Поначалу реакция у горожан была очень бурная: люди буквально тыкали пальцем в автобус, бесцеремонно заглядывали внутрь, спрашивали, откуда мы и как здесь помещаемся, — вспоминает управляющая автокафе Stop&Go Карина Киселева.

По словам предпринимателей, непривычный для Приамурья бизнес они начинали с  киоска на пересечении улиц Ленина и Артиллерийской. Первое время горожане принимали его за кассы расположенного рядом стадиона «Амур». Фастфуд здесь покупали в основном автомобилисты. За два с половиной года торговая точка собрала круг постоянных клиентов, но особого успеха не добилась.

— Мало кто понимает, что есть такие места, куда можно подъехать, взять чашку кофе, пончики, встать и пообщаться. У нас едут просто покушать. А смысл в общении, в тусовке, — сокрушается владелец кафе Василий. — По всему миру тусовщики собираются именно вокруг таких питстопов.

Сложнее всего обстоят дела с набором персонала. Ведь продавец автобуса — он же бариста, он же водитель. На такую работу предприниматели берут только девушек с водительскими правами.

Реклама на колесах

Тогда бизнесмены решили расширять дело и ярче рекламировать себя, чтобы влиться в общественную жизнь города. Находкой в этом отношении стали торговые павильоны на колесах. Расписанные в едином корпоративном стиле, они являются живой рекламой автокафе. По наблюдениям коммерсантов, сейчас в городе много так называемых питстопов — тусовочных мест. С помощью автобусов точкам общепита стало легче самим добраться до покупателей, чем ждать их визита. Традиционно любимым местом общительных автомобилистов остается парковка у площади Ленина. Со временем к ней добавились пересечения улицы Краснофлотской с Мухина, Калинина, Шевченко. Эти места и значатся в будничном маршрутном листе Stop&Go-баса.

125

рублей стоит тирамису,

50-65

— пончики,

99

-100

— сэндвичи

Особую программу автобусы выполняют на выходных, стараясь не пропустить ни одного крупного городского мероприятия. По словам предпринимателей, полезная идея взяла начало как раз от спортивных соревнований. На них съезжается много спортсменов, тренеров и болельщиков. Зрелища хватает всем, а вот с хлебом обычно напряженка. Коммерсанты стали отслеживать такие состязания и разворачивать там свою торговлю. Первое время поддерживали только технические виды спорта, близкие идеям питстопа, — дрифт, картинг, автошоу, выставки машин. Позже стали обслуживать и полюбившиеся молодежи опен-эйры.

Труднодоступные кадры

Владелец бизнеса, который попросил не называть его фамилию, признался, что идею мобильного кафе привез с собой из Владивостока. Там это направление весьма успешно развивают около пяти лет. В амурской столице ничего похожего нет. И чтобы ввести на рынок такую идею, пришлось немало потрудиться. Коммерсанты взялись за дело серьезно: оборудовали кухонное помещение, разработали меню и рецептуру блюд.

Все, чем может подкупить клиентов автокафе — это вкусная еда и безупречный сервис, уверены бизнесмены. Со съедобным ассортиментом сложностей почти не возникло. Сегодня Stop&Go-бас может накормить горожан несколькими видами супов, салатов, блинчиков, сэндвичей, роллов и десертов. В качестве напитка покупателям предложены чай, соки, молочные коктейли и кофе.

120

-140

рублей стоят роллы,

80-125

рублей  — кофе

— Мы варим только настоящий зерновой кофе, никаких растворимых смесей из пакетика, — заверила управляющая автокафе Stop&Go Карина Киселева. — А еще клиенты говорят, что у нас самый вкусный тирамису. Потому что мы делаем его из настоящего сыра маскарпоне.

Как оказалось, сложнее всего обстоят дела с набором персонала. Продавец автобуса — он же бариста, он же водитель. По признанию предпринимателей, на такую работу они берут только симпатичных вежливых девушек с водительскими правами. А найти такие кадры в Благовещенске оказалось непросто.

Доход в перспективе

Пока мобильная торговля не приносит ожидаемого дохода и полной окупаемости. Предприниматели признаются:  им греет душу то, что они занимаются модным и перспективным делом. Сегодня бизнес-план предприятия разработан на ближайшие два года. Вскоре в автокафе запустят новую линию обедов. В меню появится полноценное второе блюдо. «Конечно, это будет не толченка с котлетой, а что-то поинтересней», — загадочно пояснил Василий.

Также в ближайшее время кафе расширит сладкое меню, кулинары начнут печь разнообразные булочки и пирожные. Но самые смелые задумки бизнесменов намечены уже на следующий летний сезон. Они хотят удивить благовещенцев еще одной диковинкой — кальянными вечеринками. Развивать свой бизнес в области  предприниматели пока не планируют. Говорят, нужно наладить работу мобильных торговых точек в областном центре.  Амурчане еще не привыкли ни к хорошему сервису, ни к полной самоотдаче в работе, констатировали бизнесмены.

29 июня — День молодежи — стало самым прибыльным днем работы Stop&Go-баса, выручка была в 3 раза больше, чем обычно.

МНЕНИЕ

Наталья Черных, начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области:

— Общепит сейчас ориентируется на быстрое питание и молодежь. Мобильное кафе — форма не прогрессивная относительно Благовещенска, хотя может летом обслуживать спортивные мероприятия на стадионах и массовые праздничные гулянья на открытых площадках. Впрочем, несмотря на новые формы торговли, на улицах по-прежнему стоят продавцы хот-догов и пирожков. Это классика жанра, и она себя зарекомендовала. А вот относительно отдаленных сельских территорий, где нет магазинов, мобильное кафе вполне может быть востребованным и привозить не только булочки, но и продукты первой необходимости. Но здесь нужно смотреть рациональное зерно с точки зрения затрат на бензин и спроса на услугу, чтобы говорить о рентабельности. Я думаю, не нужно делать упор на конкретный товар или услугу. Например, может быть мобильный пункт проката велосипедов летом, а зимой коньков или иного спортинвентаря, и работать как на городских площадках, так и на турбазах.

Кликнуть шопинг

Продажа товаров через интернет — новая форма торговли в Благовещенске. Многие фирмы обзаводятся собственными сайтами, которые используют для продажи своих товаров и услуг. Сейчас это направление только набирает обороты. Однако взгляды на его успешность неоднозначные. По мнению специалистов в сфере торговли, несмотря на удобство работы с интернетом, далеко не каждый человек готов купить товар, не примерив его и не оценив качество тактильно. Всемирная паутина не позволяет покупателю убедиться в том, что ему нужен именно этот товар.

 

Возрастная категория материалов: 18+