— Марина Григорьевна, в чем специфика предстоящего учебного года? Появится что-то новое по сравнению с предыдущими годами?
— У нас нет такого года, чтобы в системе образования не внедрялось что-то новое. С 1 января 2015 года является обязательным стандарт дошкольного образования на территории Амурской области. С 1 января также будет внедрен профессиональный стандарт педагога, это тоже для всей России и для нас новшество. Если говорить о физическом воспитании, то в обязательном порядке школы будут сдавать нормы ГТО с 1 сентября.
По новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) у нас сегодня занимается начальная школа. Основная школа последний год будет работать по ФГОС в режиме федерального эксперимента, с 2015—2016 учебного года все пятиклассники уже в обязательном порядке перейдут на новый образовательный стандарт. Сейчас мы готовим этот переход. Это огромный пласт работы, потому что меняется и подход к образованию, и внеурочная деятельность.
У нас много спортивно одаренных детей. Это тоже надо понимать — у ребенка сумасшедшие физические нагрузки, он знает, чего хочет добиться в жизни, он приносит славу вашей школе. И не надо препятствовать.
— Сегодня дети учатся по разным программам. Если мы говорим о стандарте, будет одна программа и общий для всех учебник?
— Нет, тоже будет несколько направлений. Но их будет меньше. Образовательные программы могут быть разными, но их итог должен быть одинаковым. В стандарте подробно прописано то, что должен знать и уметь ребенок по окончании каждого класса.
— Какие перемены ждут выпускников?
— С этого года обязательным станет выпускное сочинение, одиннадцатиклассники напишут его в декабре. Оно будет оцениваться в формате зачет-незачет, и это станет пропуском к сдаче ЕГЭ. Единый госэкзамен будет проходить по двум направления: базовый уровень и универсальный, или дифференцированный, или инновационный — название ему еще не дали. Но сегодня об этом уже говорят. Базовый уровень — это когда выпускник нацелен сдать математику и русский язык на минимальный балл, чтобы получить аттестат. Универсальный уровень — для тех, кто намерен поступать в престижные вузы. Считаю это правильным.
— Сегодня родители говорят о том, что в школу надо возвращать трудовое воспитание. Будут какие-то шаги в этом направлении?
— В этом году мы планируем пересмотреть в Амурской области систему трудового воспитания. Когда были внесены изменения в Закон об образовании, диктующие, что ребенка нельзя привлекать к трудовой деятельности, мы это звено упустили. Но сегодня мы понимаем, что нам обязательно нужно через договоры с родителями трудовое воспитание возвращать. В каждой сельской школе должен быть пришкольный участок, каждая школа должна иметь красивый цветник. По трудовому обучению неплохо у нас работают ученические производственные бригады, в этом году у нас школьник из Тамбовки занял первое место на российском конкурсе юных пахарей. Считаю, что свою картошку и овощи сельские школы могут выращивать сами. И уборку кабинетов силами школьников надо вернуть — думаю, ни один родитель не будет возражать, чтобы его ребенок раз в четверть подежурил по классу.
В профессиональном образовании мы начали вводить трудовое воспитание с аграрного кластера, В Волкове Благовещенского района за лето мы организовали учхоз Амурского аграрного колледжа, отреставрировали общежитие. Учащиеся там проходят практику, работают и будут получать зарплату. Мы хотим, чтобы наши учащиеся проходили практику у себя. Хозяйства их на практику берут неохотно и платят им зарплату, которая ниже МРОТ, а к чему это может мотивировать студентов? Поэтому учреждения профессионального образования будут создавать учхозы.
129
молодых учителей — выпускников БГПУ придут в амурские школы
— Что нового ждет учителей, приходят ли в школу молодые кадры?
— Последние три года, когда мы начали работать по новой системе оплаты труда, у нас нет такого вопиющего количества вакансий, как случалось раньше. Например, в Архаринском районе: если в Кундуре нет учителя английского языка, то он ездит из райцентра. У нас другая беда. Если бы у нас везде был скоростной интернет, мы бы с дистанционным обучением не знали проблем. В этом году в школы придут 129 выпускников БГПУ, мы их, конечно, ждем. По средней зарплате мы опережаем российские показатели, поэтому не стало разговоров о том, что не хватает педагогов.
— Вы сказали о профессиональном стандарте учителя, можно об этом поподробнее?
— Основная задача сейчас — повышение квалификации кадров. В рамках модернизации мы получили много нового оборудования. Даже в сельской малокомплектной школе есть автоматизированное место учителя. Сегодня для профессиональной работы педагога созданы самые современные условия. И к учителю теперь предъявляются другие требования. Педагог должен уметь работать с любой категорией детей. Он должен научиться сотрудничать с родителями и общественными организациями, уметь со всеми находить контакт. Никакой травмирующей для ребенка ситуации в школе не должно быть. Одна задача у педагога — помочь развить ребенку то, что в нем генетически заложено, развить его в том направлении, где он более одарен. Время идет, все меняется быстро, дети другие, родители другие стали. Всем педагогам надо меняться, иначе ничего не получится.
— Если раньше педагог был авторитетом, то сейчас отношение изменилось, родители считают, что школа им все должна. Вы согласны, что родители не всегда в одной команде с учителем?
— У меня есть прием по личным вопросам, и ко мне обращаются с самыми разными проблемами. Вы знаете, я согласна с тем, что все зависит от личной культуры человека. И родитель, и педагог в любом случае должны уметь договариваться. От их амбиций и уровня притязаний зависит комфортное проживание ребенка в классе. Если они не находят общего языка, страдает прежде всего ребенок. Иногда я согласна с родителями, что есть примеры равнодушия среди педагогов. Педагоги тоже все разные, как и родители. Но главное — надо сделать так, чтобы ребенку было комфортно, ведь он в школе каждый день, там проходит его жизнь. Надо всегда уметь договариваться.
«Лично я до безумия люблю первое сентября. Светлее праздника не бывает — фары горят, все в бантах, все в цветах. Жить хочется!»
— Будут ли у нас электронные учебники?
— Вот честно — для Амурской области это сегодня вообще неактуально. Какие электронные учебники, если нет хорошего интернет-трафика в большинстве сельских школ? А у нас каждая третья школа сельская. Пока нам не проложат нормальное оптоволокно, у нас не будет электронных учебников. Хотя отставать от планеты всей нам бы не хотелось.
— У нас в области развивается такая форма, как обучение на дому?
— Очень редко. И в основном примеры касаются детей с ограниченными возможностями. Хотя по закону это возможно.
— Например, если ребенок усиленно занимаемся музыкой, уже определился с выбором будущего, а школа мешает — не хватает времени. В этом случае можно?
— Я думаю, что это неправильно, ведь базовые знания и навыки ребенок получает в школе. Нельзя быть талантливым в музыке и при этом оставаться невеждой. Может быть, не надо родителям заставлять такого ребенка иметь пятерки по физике и химии. Здесь очень тонко должны работать педагоги. Не надо загружать ребенка углубленной физикой, дайте ему базовые вещи. Думаю, он не хочет учиться, потому что в школе не поддерживают то, что он умеет лучше других. У нас много спортивно одаренных детей. Это тоже надо понимать — у ребенка сумасшедшие физические нагрузки, он знает, чего хочет добиться в жизни, он приносит славу вашей школе. И не надо препятствовать, составьте для него индивидуальную образовательную траекторию, и пусть он занимается любимым делом. Всегда можно договориться — и с ребенком, и с родителями. И всем будет хорошо. Учитель должен знать не только свой предмет, он должен знать основы детской психологии, уметь работать с родителями, с коллегами. Это и есть профессиональный стандарт.
— У нас в редакции возник спор — нужно ли дарить учителям цветы на 1 сентября. Поводом послужило предложение московской блогерши отказаться от букетов в пользу благотворительности. А вы как считаете?
— Это решают только родители. Лично я до безумия люблю первое сентября. Светлее праздника не бывает — фары горят, все в бантах, все в цветах. Жить хочется! В школу идет не только ребенок — идет вся семья. Это единственный день в году, когда все прониклись праздником. И я тоже в этот день дарю цветы — у меня есть много коллег, которые уже не работают в школе. Мне кажется, в жизни надо все делать искренне. Есть душевный порыв подарить цветы учителю — дарите, нет — никто же не заставляет, правда?
— Ситуацию в школе вы знаете изнутри и снаружи, и лучше вас ее не знает никто. Какой предмет вы бы ввели в школьную программу, какого урока сегодня школе не хватает?
— Школе нужны уроки нравственности и человечности. И этот урок я дала бы преподавать не нашим учителям, а людям извне, духовным, душевным, очень авторитетным и гуманным. Этот человек должен рассказывать о тех истинах и мелочах, которых мы не замечаем. Дети на этих уроках нравственности могли бы высказать всю свою боль, сомнения, раскрыться. Причем такие уроки должны проходить отдельно для девочек и отдельно для мальчиков. Мы в постоянной своей спешке так много теряем. Бывает, что и с родителями у детей не очень доверительные отношения, а с учителями тем более. Поэтому нужен такой наставник, которому бы дети доверяли. И тогда бы мы точно научились больше уважать друг друга.
— Где вы проведете 1 сентября?
— Хочу и в сельскую школу успеть съездить, и в городскую, и побывать в Амурском университете. У меня очень много планов, хочется посетить как можно больше коллективов.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии