Первые палатки, грибы и рыба

Единственной, дошедшей до нас информацией по истории села стала историко-географическая справка в местном сельсовете. В ней говорилось о том, что заселение села Борисоглебка началось в 1887 году. Переселенцы-крестьяне из различных волостей и губерний добирались до Амура долго: ехали на пароходах, лодках, по железной дороге и на подводах. Выбрали место на берегу реки Дим, богатое рыбой, и приступили к обустройству территории. Валили лес, обрабатывали земли, строили временные жилища-палатки.

— Когда я работала учителем в школе, то мы с учениками ходили по домам и собирали историю села по крупицам,— делится с АП местная жительница Мария Зимарина.— Разговаривали с родственниками первых переселенцев, записывали их истории. К сожалению, набранный материал исчез, но кое-что я все же помню. Кстати, родители моего мужа были одной из первых семей, которые обосновались здесь: они держали большое хозяйство и работали на полях, сеяли пшеницу, косили сено вручную.

Постепенно обживая территорию, крестьяне начали строить дома и церкви. Старожилы вспоминали, что на территории зернового двора очень долго стояла православная церковь, в которой проходили богослужения. В первые годы основания села население составляло более 800 человек, и с каждым годом оно увеличивалось — ежегодно в Борисоглебку приезжали переселенцы со всей России. Последняя волна приезжих пришлась на 2000-й год, когда для гостей построили отдельную улицу — Новую. Сегодня эта улица зафиксирована только на карте населенного пункта, по факту же на ней стоит всего один дом.

1887

год — начало заселения Борисоглебки

К началу двадцатого века в селе было уже почти 1000 жителей с большим количеством домов и хозяйством, а еще через десять лет население превысило 1500 человек. В Борисоглебке построили начальную и церковно-приходскую школу. В последней занятия начинались 14 октября, после окончания полевых работ, и заканчивались перед работами 7 апреля. Несмотря на наличие двух учебных заведений, грамотных людей в селе было всего человек десять, да и то это были люди из богатых семей. Многие крестьяне жили за чертой бедности, поэтому им и приходилось наниматься на работу к более зажиточным односельчанам. Один из старейших жителей села вспоминал: «На кулаков я работал с 7 лет. Сначала погонщиком, потом выполнял любую порученную работу. Хозяйства у родителей не было, мы-то огород не каждый год садили. Как я ни старался, все равно оставался в долгу у хозяина».

В 1922 году школа получила официальное название Борисоглебской начальной школы. Зимой ее отапливали соломой, в заготовке которой участвовали все родители. Школьники на занятиях писали на газетах из-за отсутствия бумаги. После сильного пожара в середине двадцатых годов прошлого века, когда сгорела половина деревни, люди стали уезжать из села. Однако были те, кто наоборот перебирался сюда на постоянное место жительства. Например, потомки главы сельсовета Ирины Романовой.  

— Мои бабушка и дедушка приехали сюда по переселению в 20-х годах,— вспоминает глава Борисоглебского сельсовета Ирина Романова. — Я не застала их уже в живых, но знаю, что дед был председателем колхоза. Мне рассказывали, что моя мама родилась в дороге на подводах. Ее обмыли той водой, что нашли рядом с дорогой. Это было то ли болото, то ли большая лужа. У родителей было большое хозяйство: утки, гуси, коровы. Мама работала трактористкой, а отец комбайнером, его даже наградили орденом Трудового Красного Знамени.

До 50-х годов в селе был кирпичный завод, на котором работали китайцы, была участковая больница, три животноводческие фермы, два клуба, магазины, почта, ветеринарный пункт и колхоз с названием «Коминтерн».

Жизнь на кочерге

Мария Павловна Зимарина приехала сюда по распределению в 1953 году из Арзамаса молодой выпускницей педагогического института. Через несколько лет вышла замуж да так и осталась на 60 лет. 47 лет женщина проработала преподавателем физики и математики.

— Когда я приехала в село, здесь была машинно-тракторная станция (МТС), которая обслуживала несколько населенных близлежащих пунктов: Борисоглебку, Николоалександровку, Покровку и Максимовку, — рассказывает Мария Павловна.— Зимой на станции ремонтировали трактора и плуги, которые весной возвращались в строй на пашни. В те годы село было большое, в школе училось 130 детей. Помню, однажды заболела учительница начальных классов и меня попросили ее заменить. Захожу в класс, а там 42 ученика! Раньше было как: объединяли второй и четвертый, первый и третий классы. Они занимались в одном кабинете. Сначала ты одним объясняешь правила и даешь самостоятельные задания, потом другим. Сегодня в нашей школе за партами сидят около 30 детей.

Братья Борис и Глеб — русские князья, первые святые Русской православной церкви (1071). Убиты в 1015 году по приказу старшего брата Святополка Окаянного. В честь братьев в России было построено множество храмов и монастырей. В честь Бориса и Глеба был назван ряд населенных пунктов: поселки Борисоглебский есть в Мурманской и Ярославской областях, есть город Борисоглебск в Воронежской области.

Женщина до сих пор помнит сгоревший магазин на углу улицы, телефонный узел с телефонисткой, два клуба на окраинах села, больницу, детский сад, почту и здания всех трех школ, которые больше чем за пятьдесят лет не раз меняли свой облик и местоположение. «Посмотрите, напротив моего дома стоит пустырь с бурьяном, там еще березки стоят. Видите? На этом месте была школа, а эти деревца мы сажали с учениками».

Одну из улиц села — Димскую, получившую имя из-за соседства с рекой Дим, сегодня называют «кочергой»: с одной стороны перекрестка всего семь домов, с другой — бурьян и лесополоса.

 — Несколько лет назад дома на этой улице стали вывозить в другие села, село опустело,— рассказывает Мария Зимарина. —  Раньше утром было шумно на улицах села, а сегодня тихо, спокойно. Даже обидно за село….

Почтальон приходит трижды в неделю

Сегодня в Борисоглебке всего четыре улицы: Партизанская, Центральная, Димская, Новая и Молодежный переулок. Почты в поселении нет, три раза в неделю почтальон доставляет жителям письма и газеты. Нет больницы, остался только фельдшерский пункт, но зато есть клуб и школа, в одном из помещений которой находится детский сад.

Магазины в селе только частные, продажа из дома. Колхоз давно развалился, но на его месте один из амурских предпринимателей развил крестьянско-фермерское хозяйство. А для своих рабочих глава КФХ на территории села уже почти построил два новых дома. Хозяйство теперь держат не все жители. Как отмечает глава сельсовета Ирина Романова, которая выросла в этом селе, сегодня идет спад поголовья на дворах из-за дорогих кормов, болезней и необходимости четыре раза в год вакцинировать скот.

Возрастная категория материалов: 18+