• Фото: ngs24.ru
  • Андрей Митрофанов

Некоторая ирония заключается уже в самом совмещении главного актера и названия и тематики фильма. Когда-то Бен Аффлек был режиссером картины Gone Baby Cone («Прощай, детка, прощай»), в котором гениально сыграл его младший брат Кейси. Теперь система сдвинулась вверх, и уже старшему брату предстояло сыграть в картине Gone Girl под руководством куда более именитого коллеги. Не то чтобы Финчер уже официально присоединился к небольшому отряду всяких там Скорсезе и фон Триеров, ради работы с которыми каждый уважающий себя голливудский актер легко расстается с другими проектами, гонорарами, славой и порой здравым смыслом. Просто так повелось, что съемки у Финчера остаются в карьере любого работавшего с ним исполнителя особым случаем, о котором с одинаковым восторгом вспоминают и сами актеры, и зрители.

Как нигде вы не видели такого Питта, как в «Семи» или «Бойцовском клубе», и такой Джоди Фостер, как в «Комнате страха», так же вы нигде не увидите такого Бена Аффлека. Будем честны: Аффлек, хоть и считался когда-то голливудским вундеркиндом и проявлял себя самым неожиданным образом, все равно создал себе довольно стойкое амплуа, в которое легко укладываются Сорвиголова и Бэтмен, работа с Кевином Смитом и даже стремление связываться с женщинами по имени Дженнифер, но далеко не сразу умещается по-настоящему, без реверансов и уступок серьезное кино. «Исчезнувшая» никоим образом не сломает стереотипов, но уж точно серьезно им повредит — вместе с этим не подлежащим раскрытию сюжетом растет и развивается и сам актер, и хотя местами зрителю и будет смешно, но в целом от Аффлека после этого фильма остается отнюдь не забавное представление.

Моды на социальные детективы с примесью психологического триллера не существует, это явление в Голливуде давнее и только и делает, что приспосабливается под современные реалии. Только за последние годы вышел целый ряд фильмов, так или иначе посвященных поискам самих загадочно пропавших или виновников их печальной участи, среди которых особняком стоят жуткие «Пленницы» и ситком, который трудно назвать ситкомом — «Настоящий детектив». Впрочем, это поле слишком широко для профессионала уровня Финчера, и он предпочитает занять исключительно загадками, а все остальное добавлять в готовящийся бульон по чайной ложке. То, что получается в итоге, хочется верить, имеет неожиданный вкус даже для самого режиссера.

Зритель ходит за режиссером, не замечая ничего, что происходит вокруг. До этого Финчер говорил нам, что это нормально и что есть вещи, ради которых от окружающего мира можно отвлечься на полтора-два часа. На этот раз главный мотив коренным образом меняется: все, что остается за кадром, слишком важно, чтобы оставаться без должного внимания, и даже может повлиять на все происходящее в целом.

«Исчезнувшая», как один из самых ожидаемых фильмов года, наверняка окажется в оскаровской гонке и на этот раз имеет, пожалуй, самые отчетливые шансы принести режиссеру статуэтку. В этом киносезоне все достаточно удачно для американца складывается и с точки зрения конкуренции, и с точки зрения тематики: до этого возможность стать лучшим режиссером Финчеру давали «Загадочная история Бенджамина Баттона» и «Социальная сеть» — то есть картины, по которым решительно невозможно судить о нем, как о лучшем.

Что такое энкаунтер ценой в человеческую жизнь, режиссер уже рассказывал в картинах «Семь» и «Зодиак». Первая навсегда останется в истории кинематографа, вторая — весьма вряд ли. На этот раз этот самый энкаунтер практически перестает быть метафорой: пропавшую женщину приходится разыскивать по оставленным ею подсказкам, и чем дальше, тем понятнее становится, что подсказки эти несут куда более весомый, чем поначалу, смысл. И хотя картина снята по довольно известной в США книге Гиллиан Флинн (которой пришлось написать несколько вариантов сценария, чтобы даже знакомые с романом зрители не были уверены в том, что знают все), очень трудно избавиться от ощущения скрытой автобиографичности в выборе сюжета. Дэвид Финчер более двух десятков лет оставляет нам точно такие же подсказки о себе.

И как камера за героями «Исчезнувшей», зритель ходит за режиссером, не замечая ничего, что происходит вокруг. До этого Финчер говорил нам, что это нормально и что есть вещи, ради которых от окружающего мира можно отвлечься на полтора-два часа. На этот раз главный мотив коренным образом меняется: все, что остается за кадром, слишком важно, чтобы оставаться без должного внимания, и даже может повлиять на все происходящее в целом.

Можно было бы много приятных слов наговорить в адрес других участников проекта: и Розамунд Пайк, и Нил Патрик Харрис, и другие здесь, как положено, выглядят и ведут себя по-особенному. Но Дэвид Финчер, несмотря на обманчиво дружелюбную внешность, редко оставляет возможность честно анализировать еще чью-то работу. Так было даже с «Бойцовским клубом», где, казалось бы, ничего главнее двух главных актеров и быть не может. Так будет, видимо, и впоследствии — великий мастер метафор, к примеру, планирует в будущем снять в одной картине Мэтта Деймона и Кейси Аффлека. Это настолько хороший юмор, что ему не принято подхихикивать — ему аплодируют.

Возрастная категория материалов: 18+