Благодаря централизации в Амурской области ежегодно увеличивается число электронных аукционов. По словам специалистов, среди заказчиков появилась новая тенденция: на торги стараются выставлять и те контракты, которые по закону можно заключать напрямую, так как аукцион позволяет сохранить бюджетные деньги. За девять месяцев этого года удалось сэкономить 358,8 миллиона рублей из общей суммы в 3,7 миллиарда рублей. Кроме того, это упрощает жизнь самим заказчикам — легче работать через областное управление госзаказа, специалисты которого обладают необходимыми знаниями и опытом.
— По сути, экономическая эффективность по сравнению с прошлым годом возросла за счет того, что заказчики в большей степени ориентированы на аукционы. Если бы они эти закупки осуществили без проведения торгов, заключили бы договоры напрямую с поставщиками, то такой экономии, конечно, не достигли бы, — объяснила начальник управления государственного заказа Наталья Абрамова. — На аукционы выходит два-три-четыре, иногда до 20 участников, и за счет конкурентной борьбы мы получаем такой эффект.
Кстати, как отметила Наталья Алексеевна, с этого года в Приамурье введено еще одно новшество — сэкономленные на торгах бюджетные средства теперь расходуются по согласованию с минфином. Чтобы потратить эти деньги, заказчикам нужно доказать необходимость их использования, иначе они будут распределены на другие нужды. «Это направлено на стимулирование эффективной работы, — объяснила начальник управления госзаказа. — Чтобы деньги не тратились просто ради того, чтобы потратить, а была полновесная отдача каждого бюджетного рубля».
Благодаря электронным торгам Приамурье уже сэкономило более 350 миллионов бюджетных рублей.
От конфеты до ракеты
Для повышения эффективности закупочной системы в Приамурье применяются и различные принципы централизации закупок.
— У нас достаточно широкий спектр заказчиков и очень широкая номенклатура продукции, которую для них закупаем: как мы образно говорим, от конфеты до ракеты. Есть закупки однотипные, которые логично объединить в совместные процедуры. Допустим, бумага закупается совместно. Объединяются потребности всех органов власти и за счет того, что увеличивается объем, выходит поставщик, который на этот объем готов дать большую скидку, — вот прямая экономия, — пояснила Наталья Абрамова. — Также у нас введена практика централизованной закупки компьютерной техники. Но здесь важны не объемы, а типизация требований к технике — она должна обладать необходимым для работы набором возможностей, но не содержать излишние и, как правило, удорожающие функции. То есть, чтобы не было соблазна купить компьютер с навороченной видеокартой, чтобы по сети в игры играть. Такой подход — это элемент нормирования, который заложен в контрактной системе, но он начнет применяться с 2015 года, а у нас в области введен уже давно.
Закупки объединяются
Напомним, с 1 января в России вступил в силу новый Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров» № 44, который заменил 94 ФЗ. Одно из основных изменений — создание единой информационной системы, в которую входит общероссийский сайт по размещению заказов, содержащий информацию о проводимых торгах, планы закупок, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов и многое другое. В Амурской области, как рассказала начальник управления госзаказа Наталья Абрамова, многие нововведения закона уже апробированы. В том числе работает региональная автоматизированная система госзакупок «АЦК-Госзаказ «Амур». Сейчас в области создается централизованная информационная платформа для государственных и муниципальных закупок, к которой поэтапно будут подключены все органы местного самоуправления.
— Очень большое внимание в законе о контрактной системе уделяется информационной открытости электронных закупок в целом. Для этого должно быть соответствующее информационное обеспечение. Мы его формируем не первый год. Сейчас у нас автоматизированная система закупок «АКЦ-Госзаказ» уже интегрирована с системой финансов, общероссийским сайтом и электронной торговой площадкой. С 2015 года формирование бюджетных заявок будет идти только на основании плана закупок, то есть еще больше роль развития информационных ресурсов и их интеграции, — рассказала Наталья Абрамова.
Централизованная закупка компьютерной техники избавит бюджетников от соблазна прописать в требованиях навороченную видеокарту, чтобы играть в игры.
Централизация закупок в Приамурье, по сути, началась еще в 2002 году, до того, как был принят соответствующий федеральный закон. Все органы исполнительной власти и бюджетные учреждения начали проводить закупки через единый уполномоченный орган.
— В 2008 году на базе автоматизированной системы госзакупок «АЦК-Госзаказ «Амур» мы сами проводили электронные аукционы, которые по федеральному закону стали обязательными только с 2010 года. То есть наши заказчики к большинству изменений законодательства подходили уже подготовленные, потому что мы их вводили немного раньше, — подчеркнула глава управления.
К примеру, раньше, чем на федеральном уровне, в Амурской области появилось обязательное планирование закупок, по которому заказчик должен в начале года представить годовой план предполагаемых торгов, ввели практику обоснования закупочных цен. Так, по данным управления, в прошлом году благодаря проверке обоснованности цены еще до размещения заказа области удалось сэкономить 149 миллионов рублей, за девять месяцев этого года — 61,6 миллиона. «Я считаю, что это существенная сумма, которую, если бы не было контроля, могли просто выплеснуть на рынок. А так денежные средства остались у заказчиков и пошли на обеспечение госнужд», — заметила Наталья Абрамова.
Муниципалов встроят в систему
Сейчас все города и районы Амурской области создали свои уполномоченные органы, которые возьмут на себя функцию проведения закупок. Эта работа ведется с 2010 года, и в этом году все муниципалитеты перешли на централизованную закупку товаров, работ и услуг.
Для повышения эффективности закупок идет работа над проектом автоматизации и внедрением электронного документооборота. В перспективе все города и районы подключатся к единой информационной платформе, создающейся на территории области на базе «АЦК-Госзаказ «Амур». До конца года в единую автоматизированную систему войдут первые десять муниципальных образований, в их числе города Благовещенск, Белогорск, Свободный и Зея, а также Благовещенский, Белогорский, Свободненский, Зейский, Ивановский и Октябрьский районы.
— Мы постарались в первый этап включить территории с самыми объемными закупками, а также брали город вместе с районом. Кроме того, у Благовещенска уже есть опыт подобной работы, они будут у нас как локомотив, — объяснила Наталья Абрамова. — В 2015 году эта работа завершится и будет создана региональная система, единое информационное пространство государственных и муниципальных закупок. Это повысит их прозрачность, мы сможем видеть заявку, не направляя запрос в органы местного самоуправления, будет проще контролировать крупные программы, по которым идет софинансирование.
Для муниципалитетов, которые по закону могут создавать и собственные информационные платформы, объединение с региональной позволит сэкономить средства. Также это даст возможность воспользоваться уже наработанным опытом областных коллег, а не начинать с нуля всю работу. Кроме того, единая система упростит проведение совместных закупок для разных муниципальных образований. «Компания-разработчик «АЦК-Госзаказ» усовершенствовала нашу систему на предмет совместных торгов, чтобы уполномоченный орган мог формировать консолидированные заявки. Плюс он может определить ту продукцию, которая будет закупаться только на совместных торгах, и тогда заказчики не смогут приобрести ее иным способом», — добавила руководитель амурского управление госзаказа.
По ее словам, на поставщиках создание единой системы почти не отразится. Все закупки они и сейчас могут посмотреть на федеральном сайте госзакупок. Однако, после того как в Приамурье будет запущена единая площадка, им будет проще ориентироваться в информации о торгах, которые проводят область и муниципалитеты.
Торги в шаговой доступности
По словам руководителя управления госзаказа Натальи Абрамовой, очень большую роль в информационном обеспечении закупок играет электронная торговая площадка, которая выступает посредником между заказчиком и поставщиком. Сейчас в России официальными операторами электронных торгов выступают пять площадок: ЗАО «Сбербанк-АСТ», ООО «РТС-тендер», ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» и ЗАО «ММВБ-Информационные технологии». В настоящее время региональные министерства и управления, бюджетные учреждения области, администрация Благовещенска, а также структурные подразделения многих федеральных органов в Приамурье работают с «РТС-тендер». Это единственная площадка, которая открыла свое представительство в Амурской области. Кроме того, они оказались готовы интегрироваться в единую информационную систему госзаказа Приамурья.
Как отмечает руководитель представительства площадки в Амурской области Ольга Самокрутова, сейчас по числу заказов в регионе «РТС-тендер», начавший работу в Приамурье с августа 2013 года, обогнал безусловного лидера по России — «Сбербанк-АСТ».
— Закон не обязывает заказчиков работать с определенной площадкой, он выбирает ту, на которой ему удобнее, и мы стараемся сделать так, чтобы людям было комфортно работать на нашей электронно-торговой площадке. Работа представительства ЭТП в Амурской области дает большое преимущество для наших заказчиков. Если возникают вопросы по работе на площадке или технические проблемы, их можно решить немедленно, в режиме реального времени, — отметила Ольга Гранитовна. — Кроме того, своим клиентам мы бесплатно помогаем в организации процесса госзакупок, консультациями, сообщаем о новых постановлениях, вступивших в силу. Также постоянно вместе с областным управлением госзаказа мы проводим семинары для заказчиков, объясняя нововведения в законе. В госзакупках бывает очень сложно ориентироваться, так как правила игры постоянно меняются. К примеру, сейчас готовится новый пул поправок в федеральный закон. Госдума рассматривает проект, по которому все процедуры — конкурсы, аукционы, запросы котировок, запросы предложений — будут электронными. Не исключено, что эти изменения вступят в силу уже с нового года. Кроме того, мы упрощаем работу для поставщиков, помогая им быстрее получить аккредитацию на площадке, а также получить электронную банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта. Еще один плюс — наша система управления информационной безопасностью, созданная в соответствии с международным стандартом.
«Заявка на торги — это не просто несколько листов бумаги, это товары и услуги, которые имеют социальную значимость: и лекарства, и ремонты дорог. Поэтому в закупках важны оперативность и профессионализм», — считает Наталья Абрамова.
Экономия на торгах за 9 месяцев
2013 год
Общая сумма заказов – 5,5 миллиарда рублей
Сэкономлено 7,9 % — 437 миллионов рублей
2014 год
Общая сумма заказов – 3,7 миллиарда рублей
Сэкономлено 10,8 % — 358,8 миллиона рублей
Количество аукционов, прошедших в сентябре в Приамурье на электронных торговых площадках:
ООО «РТС-тендер» — 692
ЗАО «Сбербанк-АСТ» — 384
ОАО «Единая электронная торговая площадка» — 30
ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» — 3
ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» — 0
Добавить комментарий
Комментарии