До этого проект закона был согласован с 18 федеральными органами исполнительной власти, поддержан главами всех субъектов ДФО, предметно обсужден на площадках разного уровня: от совещаний у президента и председателя правительства, национальных форумов до локальных бизнес-форумов и бизнес-объединений на Дальнем Востоке.
— Сегодняшнее «нулевое чтение» является продолжением широкой общественной дискуссии по законопроекту, которая велась на различных площадках федерального и регионального уровня. Если говорить о самом законопроекте, юридическое сообщество называют новаторским революционным — на мой взгляд, ничего революционного в нем нет. Мы не изобретаем велосипед, мы используем практику, которая уже доказала свою эффективность: создание инфраструктуры, облегчение условий введения бизнеса, налоговые льготы привлекают инвесторов и стимулируют развитие региона. Для всех очевидно, что вызов на Дальнем Востоке — международная конкуренция юрисдикций. Россия сегодня эту конкуренцию проигрывает, — отметил в своем вступительном слове Александр Галушка.
Министр напомнил, что президент России Владимир Путин, определив развитие Дальнего Востока в качестве приоритетной задачи на весь XXI век, поручил создать сеть территорий опережающего социально-экономического развития. При этом эти территории должны быть конкурентоспособны с ключевыми центрами АТР. В ходе обсуждения были высказаны различные позиции.
Мэр Якутска Айсен Николаев указал на то, что для развития Дальнего Востока нужны нестандартные решения: «Цели развития Дальнего Востока невозможно достичь стандартным путем. Я бы хотел сегодня выразить благодарность Юрию Петровичу Трутневу, министру Александру Сергеевичу Галушке за то, что такой законопроект о ТОР у нас появился. Их создание станет драйвером для развития и нашей республики, и всего Дальнего Востока».
Член генерального и координационного советов «Деловой России», генеральный директор ООО «Фабрикант.ру» Сергей Габестро выступил с критикой тезисов Общественной палаты: «Это заблуждение, что компании отдают предпочтении иностранной рабочей силе — бизнес заинтересован в квалифицированных рабочих кадрах, нужно создать на них спрос — появится предложение».
Кроме того, Габестро считает, что администрация ТОРов должна быть отделена от муниципальных и исполнительных органов на местах, так как действующие власти на местах уже доказали свою неэффективность в вопросах развития бизнеса. При этом он предлагает разработать индикаторы эффективности для новой администрации, которая бы предусматривала систему стимулов, чтобы «чиновникам было выгодно зарабатывать, а не воровать».
Вице-президент ЗАО «ТехноНИКОЛЬ» Евгений Войлов отметил, что его компания готова инвестировать в Дальний Восток именно в условиях территорий опережающего социально-экономического развития: «Те условия, которые предлагает ТОР, позволяют выйти нам на приемлемый срок окупаемости проектов. Более того, появляются возможности экспорта в Китай. Обсуждаемый законопроект — это первый шаг, но шаг решительный».
Игорь Польченко, генеральный директор «Транзит-ДВ», обратил внимание коллег на то, что создание ТОР именно на Дальнем Востоке сочетается с перспективным развитием Северного морского пути: «ТОР – это паровоз, который вытащит нас на мировой уровень».
Основные опасения у представителей общественности возникают по нескольким пунктам, среди которых воздействие ТОР на малый и средний бизнес регионов и миграционные потоки, которые могут пойти на Дальний Восток из близлежащих стран. По мнению Александра Галушки, вопросы, связанные с условиями ведения малого и среднего бизнеса в условиях соседства с ТОР, надуманы.
— Как только мы переходим к обсуждению конкретных проектов территорий опережающего развития, когда задаем конкретный вопрос конкретному бизнесмену: какую проблему он лично Вам создает – проблемы, как дым, исчезают, — сказал Галушка. Министр подчеркнул, что ТОРы создадут спрос на малый бизнес в размере примерно 150 миллиардов рублей в год, и удовлетворяться этот спрос будет местными поставщиками.
Директор по развитию компании «Агротек Холдинг» Владимир Рубахин, представляющий Петропавловск-Камчатский, подтвердил слова министра и высказал позицию малого бизнеса, с которой он сталкивался в своем регионе: «Ни одного голоса против в среде малого бизнеса у нас не прозвучало. Потому что власти осмысленно подошли к формированию территории опережающего развития. Наш бизнес понимает, как они смогут заработать на инвестициях в ТОР, в том числе выполняя заказы новых для региона крупных компаний».
Что касается привлечения иностранной рабочей силы, министр по развитию Дальнего Востока ответил, что рабочие места создаются прежде всего для дальневосточников, во вторую очередь — для граждан Российской Федерации, в третью очередь для людей с той же идентичностью.
В программу государственной поддержки Дальнего Востока вошли четыре инвестиционных проекта, реализуемых в Приамурье: это Гаринский ГОК, Амурский газоперерабатывающий кластер, а также две зоны опережающего развития в Белогорске с кормовым заводом и семенным заводом в Екатеринославке. На их развитие в следующие десять лет планируется пустить почти полтриллиона рублей, из которых львиную долю будут составлять частные инвестиции — около 429 миллиардов. Остальное профинансируют из бюджетных источников.
Нашу область наконец
На верху заметили.
Будем деньги выделять,
Так они ответили.
— Ольга Урюпина (гость)