В зависимости от сферы ставки колеблются от 6 тысяч до 600 тысяч с одного объекта в квартал. Правда, спустя несколько дней появилась информация, что «налоговый эксперимент» коснется пока только Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Для введения сборов в регионах потребуется принять отдельные федеральные законы. В предлагаемых нововведениях разбиралась «Деловая среда».
Предложение ввести местные сборы премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил на Сочинском инвестиционном форуме в сентябре. Тогда стало известно, что налог с продаж в стране вводить не будут. Недополученные от него доходы регионы смогли бы компенсировать с помощью новых сборов. По разным оценкам, они принесут бюджетам субъектов от 20 до 70 миллиардов рублей в год.
Законопроект о местных сборах, предложенный главой думского Комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым, содержит перечень из 22 направлений деятельности малого бизнеса, подпадающих под новый налог. Выше всего базовые ставки для торговых точек без залов либо с залами площадью до 50 квадратов, а также кафе и ресторанов с залами такой же площади. Если предприятия торговли и общепита занимают площадь более 50 квадратов, то ставка для них составит шесть тысяч рублей за один квадратный метр. Перевозчикам пассажиров, грузоперевозчикам, авторемонтникам и парикмахерам, согласно законопроекту, придется платить от 60 до 300 тысяч рублей либо за квадратный метр (в зависимости от площади), либо за один автомобиль (в зависимости от грузоподъемности и количества пассажирских мест).
Информация о новых поправках появилась во всех ведущих деловых СМИ страны. Инициаторы законопроекта почему-то не сразу сообщили, что это эксперимент для городов федерального подчинения.
Сбор с ветклиник составляет 60 тысяч рублей за одного сотрудника. По 300 тысяч рублей ежеквартально нужно будет отчислять владельцам ателье и мастерских по ремонту обуви. Предусмотрен и гостиничный сбор (50 рублей за человека в сутки), который будут корректировать в зависимости от расположения отеля. Он не затронет базы отдыха и соцучреждения.
Согласно законопроекту, местные власти смогут регулировать ставки, снижая их до нуля или повышая в 10 раз. Если поправки будут приняты, они начнут действовать с начала следующего года.
Убийственные ставки
Информация о новых поправках, появившаяся во всех ведущих деловых СМИ страны, вызвала недоумение в рядах предпринимателей. По мнению представителей общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», новые сборы не только не увеличат доходы региональных бюджетов, но поставят на грань выживания 70 процентов российского малого бизнеса.
— В Амурской области этот процент может быть еще выше, так как у нас абсолютное большинство малых компаний заняты в торговле и сфере услуг, — поясняют в региональном отделении «ОПОРЫ России».
По мнению местных предпринимателей, базовые ставки, указанные в законопроекте, взяты с потолка. Для многих бизнесменов они превышают доходы.
— Откуда они берут эти цифры?! Мы вместе с коллегами арендуем помещение площадью более 50 квадратных метров. Значит, вынуждены будем платить 100 тысяч за каждый квадрат раз в квартал. Уже сейчас я отдаю половину своих доходов на уплату налогов и затраты по бизнесу. Даже не знаю, сколько я должна зарабатывать, чтобы осилить новые налоги, — признается парикмахер из Благовещенска, попросившая не называть ее имени. — Может, в Москве и есть салоны, которые потянут такие ставки. Но у нас в городе таких нет. Я работаю сама на себя и просто физически не смогу зарабатывать больше.
Введение сборов приведет к закрытию в регионе сотен малых предприятий, считает владелец одной из благовещенских автомоек. В соответствии с законопроектом, в следующем году ему и его конкурентам могут установить ежеквартальную ставку в 100 тысяч рублей за квадрат.
— У нас сезонный бизнес — весной, летом и осенью он приносит прибыль, а зимой мы работаем практически в ноль. Сейчас я плачу ежеквартально около 20 тысяч рублей налогов. С новыми сборами эта сумма может вырасти на 5,1 миллиона рублей. У меня останется выбор — либо закрыться сразу, либо уйти в тень и попробовать работать нелегально, — говорит предприниматель. — С такими налогами смогут выжить разве что несколько крупных автомоек.
А были ли поправки?
Едва засветившись в СМИ, скандальный законопроект уже стал мифическим — его официального текста не видел ни один из комментаторов АП. Его нет на официальном сайте Госдумы РФ. Документ не получали и в амурском правительстве, хотя обычно проекты федеральных законов направляют в регионы на согласование. В двух региональных министерствах, курирующих малый бизнес, — министерстве внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства и минэкономразвития — предпочитают пока не комментировать «невидимые» поправки.
— Мы сможем его прокомментировать, только изучив официальный текст. Любой проект федерального закона проходит тщательную оценку целесообразности на уровне Федерации. Так что нет повода думать, что завтра всех малых предпринимателей поставят в неудобное положение, — говорят специалисты ведомств.
Отсутствие в свободном доступе официального текста поправок заставляет сомневаться в точности их интерпретации в СМИ, считает председатель амурского отделения «Опоры России» Борис Белобородов.
— СМИ сообщают о поправках противоречивую информацию. Одно издание пишет, что это муниципальные сборы, другое — что региональные. Это совершенно разные вещи, — объясняет Борис Леонидович. — Ставки местных сборов обсуждать рано, так как они не имеют официального подтверждения. Но введение таких сборов на муниципальном уровне дало бы позитивный эффект. При условии, что налоговое бремя на бизнес в общем не увеличится, а произойдет перераспределение налоговых отчислений. Это позволит заинтересовать муниципалитеты в развитии малого бизнеса: чем больше будет предприятий, тем выше доходы бюджета. Сейчас муниципалитеты никак не заинтересованы в развитии бизнеса в территориях, потому что почти ничего от него не получают.
300
тысяч рублей — такова предлагаемая законопроектом ставка ежеквартального сбора с платных туалетов
В то же время, по мнению Бориса Белобородова, если законопроект вводит дополнительные налоги вдобавок к уже имеющимся, это вызовет негативные последствия для бизнеса и экономики в целом.
— Те, кто работает на грани рентабельности, а таких большинство (я не знаю малых предприятий, у которых чистая прибыль была бы выше 20—30%), попросту закроются, — считает он. — Еще часть уйдет в тень — их будут ловить и штрафовать. Остальным придется повысить цены на свои услуги, от чего в первую очередь пострадает потребитель.
По последним данным с сайта RBK. ru, в нашумевшем законопроекте пока фигурируют лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Именно в этих городах планируется ввести сборы с 1 января 2015 года. Сам инициатор поправок Андрей Макаров в интервью журналистам назвал законопроект «классическим налоговым экспериментом». Рассмотрение законопроекта Госдумой было намечено на вчерашнее пленарное заседание, однако накануне его вычеркнули из повестки, отложив голосование на неделю.
Налоговое бремя «малышей» подсчитывают приблизительно
Точной суммы налоговых отчислений от амурских малых и средних предприятий не называют ни в налоговой службе, ни в региональных министерствах. По словам специалистов, такой статистики попросту не существует — налоги учитывают по видам налогообложения. В то же время на федеральном уровне налогообложение именно этого сектора регулярно стараются сделать более эффективным, то есть увеличить собираемость налогов, сумма которых в конечном итоге неизвестна. Отдаленное представление о ее размере можно составить, опираясь на то, что более 85 процентов малых предприятий работают по специальным налоговым режимам («упрощенка», «вмененка», патент, сельхозналог). В прошлом году амурские фирмы, работающие по этим видам налогообложения, перечислили в казну 200 миллионов 775 тысяч рублей.
МНЕНИЕ
Игорь Горевой, министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства
— Эффективность предлагаемых местных сборов зависит от того, чего мы хотим добиться. Зарезать малый бизнес можно только один раз, собрав такие налоги и получив единовременное увеличение доходов бюджетов. Но если рассматривать эту меру с точки зрения системного развития экономики, то это будет иметь, скорее, негативные последствия. В законопроекте оговорено, что решение о величине этого налога будут принимать местные власти. Не хотелось бы, чтобы власть имела такой рычаг воздействия на бизнес. Ведь если доходная часть бюджета оскудеет, для его пополнения будут использовать все меры.
В то же время по каждому законопроекту федерального и регионального уровня обязательно проводят оценку регулирующего воздействия на бизнес. Будем надеяться, что и эти поправки пройдут такую же процедуру.
Субъекты малого и среднего бизнеса в Приамурье — см. инфографику 1.
Предлагаемые ставки ежеквартальных сборов с малого бизнеса — см. инфографику 2.
Экономика должна быть экономной (с) Но тут получается наоборот. Почему в нашей стране говорится, что нужно сделать все для поддержки малого бизнеса, а сами душат. Вот и сейчас очередное тому доказательство.
Да позакрывается вся мелкотня, в подполье уйдут! останемся без ветклиник, парикмахерских и т. п. будут частную практику развивать, скрытую
— экономика (гость)