Вестерн в исполнении датчанина, водящего дружбу с Ларсом фон Триером, да еще и снятый в ЮАР — это, прямо скажем, эксперимент. Отметим сразу, что Левринг не стал заходить слишком далеко и разного рода изыски на общем дико-западном фоне оставил коренным янки вроде Тарантино. «Спасение» и по сценарию, и по картинке — чистейший вестерн без малейших посторонних жанровых вкраплений, и оригинальность здесь достигается другими инструментами. В первую очередь настоящим нордическим хладнокровием режиссера, сценариста, оператора и исполнителя главной роли, которое от этой «великолепной четверки» с успехом передается остальным участникам съемочного процесса.
Левринг если и рисковал с выбором Мадса Миккельсена на роль Джона-Йона, то уж точно не сомневался. Более того, по задумке здесь должны были играть оба брата из копенгагенской актерской династии, но с задачей Ларса отлично справился Микаэл Персбрандт. Собственно, этим скандинавская часть списка актеров и заканчивается, а продолжается он американцами, французами и другими примерами национальных темпераментов. Так или иначе, камера главным образом концентрируется на главном персонаже, который здесь совсем не похож на своего сериального Ганнибала Лектера.
Синопсис «Спасения», как уже было сказано, полностью соответствует заявленному жанру: 1871 год, мигрировавший из Европы в Новый Свет фермер быстро обзаводится землей, строит дом и встречает семью, которой не видел много лет и с которой ему так и не суждено воссоединиться надолго. Бандиты убивают несостоявшихся американцев, Джон убивает бандитов, после чего снежный ком мести превращается в небольшую лавину, накрывающую всех жителей окрестных мест. Режиссер с самого начала показывает нам, до чего довела американцев их нарочито романтическая вольница, и ничего плохого в том, что Левринг знаком с Диким западом в основном по книжкам Карла Мая, нет. Создатели «Человека с Бульвара Капуцинов», надо думать, тоже по салунам с кольтами не ошивались.
Противостояние, которое должно было состояться в фильме между героями Миккельсена и Джеффри Дина Моргана, не получается. Еще в дилижансе и при живой семье датчанин представляет собой нечто вроде другого скандинава, Дольфа Лундгрена — дураку понятно, что этого парня, чтобы избежать страданий и неприятностей в дальнейшем, лучше убить на месте, а не причинять ему из баловства душевную боль. Эту ошибку совершали десятки голливудских второстепенных персонажей, ее же совершают и все плохие парни, которые встречают Джона на пути. Именно поэтому персонаж Моргана, хоть и полковник, да при том олицетворяющий собой все самое низменное и отвратительное без реверансов в сторону добра и справедливости, заведомо обречен.
Впрочем, не в противостояниях дело — в конце концов, в глазах Клинта Иствуда в истинных вестернах не менее просто прочитать неотвратимость гибели самых изощренных и вооруженных врагов. Полковник, неограниченная власть которого распространяется на несколько небольших населенных пунктов, жесток, мстителен и не стоит за кровавой ценой, и с ним есть пара десятков не менее выпадающих из мирной жизни активных висельников — для антагониста вполне достаточно. Еве Грин, роль которой полностью лишена реплик, приходится вместо всех этих мужланов переходить на разные сражающиеся стороны и вообще проявлять эмоции. То, что актриса делает это исключительно вспышками ярости в глазах, крайне любопытно после недавних «Спартанцев» и «Города грехов».
Режиссер тем временем покрывает главного героя несколькими слоями запекшейся крови, практически вынимает его из петли (как удалось удержаться от классики с перебитой пулей веревкой?) и последовательно заставляет забыть обо всех текущих делах, кроме мести. Все это происходит на фоне странных обгоревших построек, между которыми внезапно появляются лавки, салуны и полицейские участки. С жилыми домами в «Спасении», как в любом порядочном вестерне, скудно. Зритель в паре моментов ощущает настоящую сухость во рту — а ему быстренько напоминают, что из земли здесь скорее забьет нефть, чем питьевая вода. Зритель думает, что запуганным местным жителям не мешало бы объединиться против жестокой банды, но его ставят в известность, что на такое способны единицы.
Остальные либо гибнут, либо пожинают плоды трудов героя-одиночки. Урожай этот, прямо скажем, мало пригоден для жизни: повсюду лежат бездыханные тела злодеев, на место которых явятся точно такие же, знай успевай хоронить. Всю эту моральную драматическую чушь Левринг предоставляет нам додумывать самостоятельно — в картине на редкость мало диалогов, а те, что есть, представляют собой несколько фраз, сказанных по делу. «Спасение» — это чистой воды история, приключившаяся с хорошими по сути своей людьми из-за на редкость плохих.
Итак, кому положено, уезжает на непременный закат, остальные больше никому не навредят. Полуторачасовой фильм благодаря отличной работе монтажера практически лишен затянутых сцен и ненужных пейзажей — все, что произошло, укладывается в несколько наполненных пылью, стрельбой и кровью дней, которые любой, кто в детстве запоем читал подобные истории, с радостью проведет вместе с героями. Рейтинг 16+ в данном случае чересчур жесток, несмотря на ряд довольно реалистично снятых сцен насилия. Это же Дикий Запад. Мы все помним его именно таким.
Добавить комментарий
Комментарии