• Покупатели поначалу терялись — не знали, для чего нужны корзинки. Фото: С. Лазовский
  • Юрий Воронов подумывает об открытии магазинов и в других селах. Фото: С. Лазовский

В мини-маркете, открывшемся в Экимчане под фирменной вывеской производственного комплекса «Серышевский», все как в любом городском супермаркете — только в мини-версии. Полки с традиционным набором продуктов и бытовой химией, холодильники с молочной продукцией и колбасами, возле входа покупателей дожидается горка корзинок. За происходящим в торговом зале следит система видеонаблюдения, а на кассе установлена автоматизированная система считывания штрих-кодов. Всем этим давно не удивишь городских жителей. Но у северян, оторванных от цивилизации, такой формат покупок поначалу вызвал культурный шок.

3

человека работают в мини-маркете

— Сначала люди даже боялись заходить в магазин — заглянут, матюгнутся и закроют дверь, — смеется  предприниматель Юрий Воронов. — Некоторые покупатели заходили к нам и терялись — не знали, для чего нужны корзинки. Поэтому первые три дня после открытия супруга все время находилась в магазине — показывала, рассказывала, объясняла. Мини-маркет — это ее детище. Моя работа состояла в техническом обеспечении.

Идея открыть магазин у семьи Вороновых появилась в прошлом году. Тогда же Юрий выкупил здание, где до этого располагалось кафе.«У нас здесь, чтобы выжить, надо всем заниматься», — улыбается предприниматель. Уже около 10 лет его основной бизнес связан с лесозаготовкой и производством бруса и досок. Новый магазин супруги задумывали и проектировали именно как мини-маркет, несмотря на то, что его обустройство потребовало дополнительных затрат. На покупку и установку видеонаблюдения, кассового терминала и других систем, обслуживающих магазин, пришлось потратить около 250 тысяч рублей.

 — Это того стоит. Идут хорошие отзывы от людей. У нас в поселке около десяти продуктовых магазинов, и все работают по советскому образцу — продавцы до сих пор считают на счетах. Там покупателю приходится просить принести товар, спрашивать продавца о его характеристиках. У нас клиент сам видит весь ассортимент. Может проверить вес продукта на электронных весах, — сравнивает бизнесмен. — Кроме того, в чеке видно, сколько товар стоит, и это гарантия честности продавца. В других магазинах можно ведь обвесить или недодать 100 рублей сдачи.

В целом в новый бизнес Вороновы вложили около двух миллионов рублей.

Ассортимент магазина также продумывали заранее — владелец планировал открыть его под вывеской «Серышевский» и продавать продукцию амурской торговой марки.

— Я предложил эту идею руководству ПК «Серышевский». И они с радостью согласились — с появлением нашего магазина их продукция появилась в таком отдаленном уголке Приамурья, — говорит Юрий. — Раньше сюда завозили всего пару наименований, а мы берем почти всю линейку: молочную продукцию, колбасы, полуфабрикаты, блинчики, шашлыки. В самом начале привезли шесть-семь позиций хлебобулочных изделий: батоны, белый хлеб, бородинский, пряники. Хлеб размели в два счета.  

26

рублей стоит булка бородинского хлеба производства ПК «Серышевский» в мини-маркете Экимчана

Качественный хлеб для неизбалованных северян — самый востребованный продукт и главная приманка для сельского магазина, считает владелец мини-маркета. «Чтобы в магазине была проходимость, нужен хлеб. Люди приходят за хлебом и обязательно покупают что-нибудь еще», — объясняет предприниматель. В следующем году он планирует запустить собственную небольшую пекарню производительностью 80—100 булок в день.

Расстояния отражаются на ценнике

Закупаться в мини-маркет заезжают не только экимчанцы, но и жители соседних сел, если позволяют дороги. Со временем ассортимент торговой точки пополнился овощами и фруктами.

Проблему доставки продуктов в Экимчан и соседние села практически решило строительство технологических мостов через Селемджу. До их появления каждую весну и осень в течение нескольких недель речные переправы не действовали, и поставки продуктов в села прекращались. «Мы доставляем товары на своем КамАЗЕ. Он оборудован теплой будкой и холодильными установками для перевозки замороженных полуфабрикатов. Единственная трудность с доставкой — дальняя дорога. Из Белогорска и Серышева мы везем продукты 18 часов. Но сроки хранения продукции позволяют перевозить ее. Также мы доставляем товар из Благовещенска, — говорит бизнесмен. — Большие расстояния дают дополнительный процент к накрутке на товары. В среднем она составляет от 25 до 30 процентов».

Северное бездорожье не пугает предпринимателя, и сейчас он подумывает о создании сети мини-маркетов в Селемджинском районе.