В день пробного сочинения за парты сели почти 70 гимназистов из трех одиннадцатых классов. Некоторые выглядели вполне уверенно, другие заметно волновались.
— Конечно, немного страшно, ведь о том, что нам предстоит писать выпускное сочинение, мы узнали всего несколько месяцев назад, — призналась Екатерина Ковыршина. — Но я постаралась хорошо подготовиться: читала дополнительную литературу, критику, пыталась дома писать сочинения. Лучше всего, наверное, смогу раскрыть тему конфликта поколений и творчество Лермонтова.
Не на шутку взволнованны были и сами преподаватели. Как призналась учитель русского языка и литературы гимназии № 1 Елена Федерко, основное опасение вызвало то, что подростки сегодня слишком мало читают.
Все имена и цитаты школьникам предлагалось запомнить наизусть — иметь при себе художественные тексты нельзя. Также под запрет попали любые справочные материалы, кроме орфографических словарей.
— Для всех нас — и учителей, и детей — это стрессовая ситуация. Главная проблема в том, что ребята сегодня плохо знакомы с литературными произведениями, ведь в основном они смотрят экранизации или читают краткие пересказы. Поэтому во время подготовки к сочинению мы старались начитывать художественные тексты, обсуждать их, разбирать проблематику, — рассказала Елена Борисовна.
Впрочем, хватало и других причин для волнения. Так, все имена и цитаты школьникам предлагалось запомнить наизусть — иметь при себе художественные тексты нельзя. Также под запрет попали любые справочные материалы (кроме орфографических словарей), фото-, аудио- и видеотехника, сотовые телефоны. Чтобы у ребят не возникло соблазна воспользоваться спасительным мобильным интернетом, все гаджеты до начала экзамена у них собрали и сложили на первой парте. Наконец, риск списывания исключили тем, что во всех аудиториях велось видеонаблюдение.
На то, чтобы выбрать тему сочинения, подготовить черновик, а затем переписать все начисто, у ребят было 3 часа 55 минут. За это время каждый должен был составить текст объемом не менее 250 слов.
Без оценок
Сами темы стали известны за 15 минут до старта эксперимента; к слову, с объявленными заранее примерными направлениями совпала только одна из них, посвященная творчеству Лермонтова. Также ребятам предложили к размышлению фонвизинскую цитату о совести и вечный вопрос, способна ли книга сделать человека лучше. Тему разрешалось поменять в процессе, но только на черновике.
— Я решил написать о влиянии книги на человека, хотя вообще то готовился к теме «Человек в огне войны», но мне удалось вывести ее в нужное русло, — поделился с корреспондентом АП одиннадцатиклассник Артем Пузиков, написавший сочинение за три часа. — В качестве примера я взял героев произведений о войне, потому что действие в них всегда происходит на фоне ожесточенности, когда людям трудно сохранить качества, заложенные воспитанием. Поэтому, думаю, книги о событиях на линии фронта вполне могут сделать лучше тех, кто их читает.
Как нам пояснили в управлении образования, сочинения школьников проверят специальные комиссии, в которые войдут учителя, не работающие в одиннадцатых классах. В первую очередь эксперты оценят, насколько полно выпускник раскрыл тему и привлек литературный материал. Положительным результатом будет считаться зачет, дифференцированных отметок за пробное сочинение решили не выставлять.
235
минут дается выпускникам, чтобы написать итоговое сочинение
250 слов о главном
В апробации итогового сочинения для 11-х классов в Приамурье приняли участие более 1640 учащихся из 81 школы. Репетиция прошла с целью отработки экзаменационной технологии и ознакомления с ней учащихся.
В текущем учебном году определены пять основных направлений тем итогового сочинения: «Недаром помнит вся Россия…» (200 летний юбилей М. Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем люди живы?». Однако конкретные темы пробного сочинения учащимся станут известны только в день написания работы, сообщает пресс-служба минобрнауки Амурской области.
Результатом работы является «зачет» или «незачет». Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала (в обязательном порядке). Объем сочинения должен быть не менее 250 слов.
ТЕМЫ ПРОБНОГО СОЧИНЕНИЯ
• Зачем человек бросает вызов судьбе? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.)
• Способна ли книга сделать человека лучше?
• Согласны ли вы с утверждением одного из героев Д. И. Фонвизина: «Совесть… остерегает прежде, нежели судья наказывает»?
По наблюдению корреспондента АП, большинство участников выбрали вторую тему.
А я не соглашусь, что школа должна прививать любовь к чтению. В наши годы (80-90-е), книги еще были в почете. Мои родители, как и многие в то время, ночью занимали очередь в книжный магазин, копили на собрание сочинений Дюма или Чехова и мечтали о «Библиотеке приключений». Но при этом в классе нас было только 2-3 человека, которые читали книги не по школьной программе. Хотя тогда не было компьютеров, интернета и произведений в сокращенном виде. Все зависит от семьи.
— Павлова ЛенаРебята, просто опасаюсь, что сочинение мы не напишем. Ученики разучились не то чтобы писать, но и читать, а соответственно и рассуждать, выражать свои мысли.Вместо толстых томов они смотрят видеофильмы и потом говорят, что «прочитал, мам, пап». Учителя из-за сокращения часов не против таких способов изучения того или иного произведения. и не надо мне говорить, что любовь к чтению прививается в семье. Да, прививается. Но современные дети не хотят читать русскую классику.
— землячка_ия (гость)