• Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский

В день пробного сочинения за парты сели почти 70 гимназистов из трех одиннадцатых классов. Некоторые выглядели вполне уверенно, другие заметно волновались.

— Конечно, немного страшно, ведь о том, что нам предстоит писать выпускное сочинение, мы узнали всего несколько месяцев назад, — призналась Екатерина Ковыршина. — Но я постаралась хорошо подготовиться: читала дополнительную литературу, критику, пыталась дома писать сочинения. Лучше всего, наверное, смогу раскрыть тему конфликта поколений и творчество Лермонтова.

Не на шутку взволнованны были и сами преподаватели. Как призналась учитель русского языка и литературы гимназии № 1 Елена Федерко, основное опасение вызвало то, что подростки сегодня слишком мало читают.

Все имена и цитаты школьникам предлагалось запомнить наизусть — иметь при себе художественные тексты нельзя. Также под запрет попали любые справочные материалы, кроме орфографических словарей.

— Для всех нас — и учителей, и детей — это стрессовая ситуация. Главная проблема в том, что ребята сегодня плохо знакомы с литературными произведениями, ведь в основном они смотрят экранизации или читают краткие пересказы. Поэтому во время подготовки к сочинению мы старались начитывать художественные тексты, обсуждать их, разбирать проблематику, — рассказала Елена Борисовна.

Впрочем, хватало и других причин для волнения. Так, все имена и цитаты школьникам предлагалось запомнить наизусть — иметь при себе художественные тексты нельзя. Также под запрет попали любые справочные материалы (кроме орфографических словарей), фото-, аудио- и видеотехника, сотовые телефоны. Чтобы у ребят не возникло соблазна воспользоваться спасительным мобильным интернетом, все гаджеты до начала экзамена у них собрали и сложили на первой парте. Наконец, риск списывания исключили тем, что во всех аудиториях велось видеонаблюдение.

На то, чтобы выбрать тему сочинения, подготовить черновик, а затем переписать все начисто, у ребят было 3 часа 55 минут. За это время каждый должен был составить текст объемом не менее 250 слов.

Без оценок

Сами темы стали известны за 15 минут до старта эксперимента; к слову, с объявленными заранее примерными направлениями совпала только одна из них, посвященная творчеству Лермонтова. Также ребятам предложили к размышлению фонвизинскую цитату о совести и вечный вопрос, способна ли книга сделать человека лучше. Тему разрешалось поменять в процессе, но только на черновике.

— Я решил написать о влиянии книги на человека, хотя вообще то готовился к теме «Человек в огне войны», но мне удалось вывести ее в нужное русло, — поделился с корреспондентом АП одиннадцатиклассник Артем Пузиков, написавший сочинение за три часа. — В качестве примера я взял героев произведений о войне, потому что действие в них всегда происходит на фоне ожесточенности, когда людям трудно сохранить качества, заложенные воспитанием. Поэтому, думаю, книги о событиях на линии фронта вполне могут сделать лучше тех, кто их читает.

Как нам пояснили в управлении образования, сочинения школьников проверят специальные комиссии, в которые войдут учителя, не работающие в одиннадцатых классах. В первую очередь эксперты оценят, насколько полно выпускник раскрыл тему и привлек литературный материал. Положительным результатом будет считаться зачет, дифференцированных отметок за пробное сочинение решили не выставлять.

235

минут дается выпускникам, чтобы написать итоговое сочинение

250 слов о главном

В апробации итогового сочинения для 11-х классов в Приамурье приняли участие более 1640 учащихся из 81 школы. Репетиция прошла с целью отработки экзаменационной технологии и ознакомления с ней учащихся.

В текущем учебном году определены пять основных направлений тем итогового сочинения: «Недаром помнит вся Россия…» (200 летний юбилей М. Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем люди живы?». Однако конкретные темы пробного сочинения учащимся станут известны только в день написания работы, сообщает пресс-служба минобрнауки Амурской области.

Результатом работы является «зачет» или «незачет». Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала (в обязательном порядке). Объем сочинения должен быть не менее 250 слов.

ТЕМЫ ПРОБНОГО СОЧИНЕНИЯ

• Зачем человек бросает вызов судьбе? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.)

• Способна ли книга сделать человека лучше?

• Согласны ли вы с утверждением одного из героев Д. И. Фонвизина: «Совесть… остерегает прежде, нежели судья наказывает»? 

По наблюдению корреспондента АП, большинство участников выбрали вторую тему.