Вышеупомянутую экранизацию многострадального романа Дюма ни в коем случае нельзя принимать за точку отсчета — получившееся у бывшего гардемарина безобразие несравнимо ни с чем. «Екатерина», к счастью, лишена граничащей со слабоумием игривости, которой переполнен проект Жигунова. Обращаясь к историческому периоду, в котором Россия мучительно и с боем продолжает свой путь из средневекового сумрака к свету, авторы сериала учли и то, откуда шел этот свет, и то, какого масштаба недоверие и сумятица царили тогда в стране вместе с Романовыми. Время, полное жестокости и узаконенных преступлений, писало свою историю с иезуитским подходом, и требовать от создателей «Екатерины» неукоснительного соблюдения фактов было бы слишком.
Достаточно было воссоздать на экране то, что никто своими глазами не видел. Исторический телесериал в первую очередь подразумевает ответственную работу костюмера и в этом плане упрекнуть премьеру смогут разве что истинные знатоки предмета. Для того чтобы найти соответствующие эпохе интерьеры, съемочная группа передвигалась по стране, не ограничиваясь двумя столицами: в сериале есть планы, снятые в Новгороде и в Крыму, а Летним дворцом Екатерины, который не сохранился до наших времен, стал замок в Чехии. Благодаря этому зритель вполне может оценить соседство европейской роскоши с атмосферой а-ля Иван Грозный: в первой же серии императрица Елизавета навещает в крепости малолетнего Ивана VI и прискорбную участь несостоявшегося царя отлично подчеркивает тяжесть крепостных сводов. Без слов понятно становится, что мальчонке оттуда нипочем не выйти.
Главной героине проекта в первых сериях внимания отводится немного — зрителя знакомят с положением дел в стране, а заодно и с основными действующими лицами. Как было принято в подобных проектах предыдущей волны, второстепенных персонажей при этом стараются наделить легкими признаками неоднозначности: вот племянник императрицы Петр III, дурачок, но не без милосердия, вот граф Лесток в исполнении Константина Лавроненко и граф Бестужев в исполнении Владимира Меньшов — оба, как и положено, прячут ненависть за учтивостью и мешают личные и государственные интересы в один большой котел с неприятностями. Тут же и Разумовский, Салтыков, Понятовский и другие полузабытые личности богатого на события времени — все актеры этого плана, как учила Светлана Дружинина, играют поступки, а не людей. Именно поэтому так сложно удержать в памяти актерский состав.
Отдельного внимания заслуживает выбор, сделанный создателями сериала во время поисков исполнительницы самой Фике-Екатерины. Сами они не устают утверждать, что, прежде чем назначить на главную роль актрису Марину Александрову, отсмотрели ни много ни мало 200 претенденток... Однако и критики, и зрители сходятся на том, что выбор актрисы на главную роль стал самой большой неудачей «Екатерины».
При этом звезда «Овсянок» Юлия Ауг в роли Елизаветы Петровны играет ее один в один по шаблону, оставленному великолепной Натальей Гундаревой. Актриса сыграла этого же исторического персонажа в двух продолжениях «Гардемаринов», а также и в других ролях, связанных с дореволюционной Россией, успела продемонстрировать необходимые для титулованной особы качества. Собственно, при просмотре «Екатерины» зрителя вполне может охватить жутковатое ощущение, настолько похожи порой две разделенные парой десятилетий императрицы. Даже присущая Елизавете, согласно воспоминаниям современников, взбалмошность и тяга к увеселительным мероприятиям на экране специально скрывается под маской властной на троне и не очень счастливой в личной жизни женщины.
Отдельного внимания заслуживает выбор, сделанный создателями сериала во время поисков исполнительницы самой Фике-Екатерины. Сами они не устают утверждать, что, прежде чем назначить на главную роль актрису Марину Александрову, отсмотрели ни много ни мало 200 претенденток. Сложно сказать, что это были за несчастные, раз уж победила именно эта звезда отечественного «мыла», однако и критики, и зрители сходятся на том, что выбор актрисы на главную роль стал самой большой неудачей «Екатерины». Для такого единодушия есть все основания — в Александровой есть нечто такое, что не позволяет ассоциировать ее ни с представительницей королевского рода, ни с будущей «Великой» императрицей.
Из-за этого несоответствия амбиций и возможностей в первых сериях приехавшую в варварскую Россию Фике особенно жалко. Актриса, которая раньше отлично смотрелась в ролях разнообразных дурочек (дурочка приезжает в столицу, дурочка попадает на фронт, дурочка связывается с актером Домогаровым), в роли прусской принцессы отчаянно коверкает русский язык неестественным акцентом, хлопает ресницами и готовит нас к необычайной трансформации гадкого утенка в «властительницу дум». Сравнение с исполнением Фике Кристиной Орбакайте напрашивается само собой, однако оставим это на суд зрителя: возможно, актриса Александрова наилучшим образом подходит в качестве комплекта к артисту Воробьеву, который появится в сериале в роли первого фаворита Екатерины Понятовского. Сам актер признался, что его «необычная роль состоит почти из одних постельных сцен», что также не требует никаких комментариев.
Подход Воробьева, равно как и других молодых актеров, к своим ролям, вызывает у зрителя естественное уныние, и дело даже не в том, что их персонажи не удаются в этом конкретном проекте. Историческая драма так или иначе приподнимает своих исполнителей над предельной планкой благодаря впечатляющим костюмам и авторитету реально существовавших личностей. Собственно, озвученные в интервью усилия актрисы Александровой, штудировавшей для этой роли источники и хроники, в некотором роде напрасны, хоть и полезны для самой девушки. Однако видная невооруженному глазу кричащая разница между старой и новой гвардиями не предвещает особых новых побед.
Тем не менее появление на телеэкране костюмного исторического проекта, создатели которого не ограничились выездом на месяц в Царское Село, не может не воодушевлять. Все, что предстает перед нами, требует как денег, так и сил, и создатели «Екатерины» смогли изыскать обе составляющих в работе над фильмом. Автор этих строк не строит особых иллюзий насчет нового поколения, которое включает вечерами федеральные каналы в поисках новых знаний об истории собственной страны. Но лучше уж Владимир Меньшов в роли говорящего патриотическими слоганами Бестужева, чем бесконечная телевизионная Вторая мировая, в истории которой голубой экран уж точно всех давно и окончательно запутал.
Добавить комментарий
Комментарии