Я тебя или ты меня?
— Наталья Анатольевна, я знаю женщину, которая стала жить с мужчиной, хотя он предупредил, что у него ВИЧ. Часто бывает, что люди добровольно идут на риск?
— Такие случаи есть, но зачастую сначала происходит половое сближение и только потом мужчина или женщина сообщает партнеру, что ВИЧ-инфицирован. А еще чаще бывает, что о грозном диагнозе люди узнают случайно, во время медицинских осмотров или какого-нибудь обследования. И тогда партнеры начинают упрекать и обвинять друг друга: «Я не могла заразить, может быть, это он…» или «Я наркотики не употреблял, с другими женщинами не спал, это скорее она…»
— А можно выяснить, кто в действительности кого заразил?
— Можно. Есть определенные методы исследования, при которых видно, у кого из половых партнеров заболевание протекает дольше. Но мы стараемся во взаимоотношения пациентов не вмешиваться, чтобы не быть яблоком раздора. Они должны сами улаживать свою ситуацию.
— Раньше было много случаев передачи ВИЧ-инфекции от трудовых мигрантов, в том числе с Украины, которые работали у нас в области.
— И сейчас есть. Теперь у нас налажено взаимодействие с миграционной службой — проверяем мигрантов. Все беженцы, которые прибыли к нам с Украины, тоже обязательно проходят обследование на ВИЧ. У троих уже выявили вирус иммунодефицита человека.
— В вашей практике были случаи, чтобы ВИЧ-инфицированные меняли половых партнеров из чувства мести к противоположному полу или обществу, которое от них отвернулось?
— А как мы об этом узнаем?! Мы же не следим за пациентами.
— Но если к вам приходит одна женщина, у которой обнаружили ВИЧ, и говорит, что у нее был контакт с неким Васей Сидоровым. Потом другая, третья… Вывод напрашивается сам собой.
— Вот если бы кто-то из этих женщин подал заявление в правоохранительные органы: «Меня заразил такой-то», там возбудили бы уголовное дело и инфицированный «мститель» ответил бы перед законом. Виновность или невиновность человека должен определить суд, а не мы. Вот в чем дело. Да, у нас были такие прецеденты. И мы предлагали пациентам: «Пишите заявление, а мы поможем отследить цепочку заражения ВИЧ одним и тем же человеком». Но люди не идут на это — огласки боятся.
Словно изгои
— Прошло уже лет 30 с тех пор, как обнаружен вирус иммунодефицита человека. Но до сих пор сохраняется стойкое мнение: «Если другие узнают, что у меня ВИЧ, то от меня все отвернутся».
— Действительно, бывает такое, что от наших пациентов отворачиваются даже самые родные и близкие люди. В прошлом году заразился молодой человек. Родственники сразу резко изменили к нему отношение — даже выделили для парня отдельную посуду. Хотя мы объясняли, что через посуду, ванну, общее полотенце и постель ВИЧ не передается! Единственное, чем надо пользоваться индивидуально, — это зубная щетка, бритвенный станок, ножницы, щипчики: все, чем можно нечаянно повредить слизистую или кожные покровы.
— Но всеми этими предметами гигиены люди должны пользоваться индивидуально всегда.
— Конечно. Ведь, кроме банального кариеса через щетку, можно заразить друг друга и грибковой инфекцией, и вирусом папилломы человека или гепатитом В, С… Я понимаю, когда я объясняю все это обыкновенному обывателю, далекому от медицины. Но когда медицинский работник мне говорит о своем сыне: «Что мне делать? Пусть идет жить в другое место»… Да, случилось, но это же ваш ребенок, поддержите его в трудную минуту… Другой, уже немолодой женщине, у которой выявили ВИЧ-инфекцию, дети запретили общаться с внуками. Хотя это не возбудители туберкулеза, которые распространяются по воздуху и очень заразны. Вот до чего доходит, несмотря на то что мы проводим очень большую просветительную работу среди населения.
Где можно заразиться
735
человек, проживающих на территории Амурской области, заражены ВИЧ-инфекцией
— Бывает, что ваши пациенты умалчивают о своем диагнозе, когда попадают в другие лечебные учреждения?
— Бывает. Но сегодня во всех государственных лечебных учреждениях у пациентов берут на анализ кровь. ВИЧ выявляют, и начинается: «Да я постеснялся признаться…». Хотя мы предупреждаем всех своих пациентов об ответственности и советуем: если стесняетесь своего диагноза, говорите, что у вас гепатит В или С — пути передачи точно такие же. В любом случае, какой бы ни был пациент — с гепатитом В, С или ВИЧ-инфекцией, доктора обязаны соблюдать противоэпидемический и дезинфекционный режим.
— Обязательно ли сдавать кровь на ВИЧ только когда ты голоден? Имеет ли значение для достоверности анализа то, что человек накануне ел или пил?
— Существует две методики исследования на ВИЧ. Первая — промежуточная, это ИФА-диагностика крови. Вторая — заключительная, когда мы получили положительный результат, обязательно должны ставить иммуноблоттинг. Это метод исследования белковых антигенов крови.
— А так называемые стрип-тесты? Насколько достоверен метод ИХА?
— Иммунохроматографический анализ — это экспресс-метод, который необходимо обязательно подтверждать ИФА-методом. Стрип-тест делают только в случае, когда нужно быстро получить результат. Например, автокатастрофа, привезли экстренного пациента. Но врач сразу же должен взять кровь и перепроверить на ИФА. Тест системы иммуноферментного анализа очень чувствительны. То, что человек накануне употреблял в пищу, на результат не повлияет. А вот некоторые отклонения в здоровье человека могут дать положительную реакцию. Иногда такое случается во время ОРЗ, у женщин при беременности или воспалениях мочеполовой системы. В таком случае анализ еще раз перепроверяется методом ИФА. Если повторно положительный результат, тогда уже идет проверка в иммунном блоте. Именно иммуноблоттинг считается окончательным анализом, на основании которого выставляется диагноз «ВИЧ».
Уже немолодой женщине, у которой выявили ВИЧ-инфекцию, дети запретили общаться с внуками.
Можно ли заразиться ВИЧ в стоматологии?
— У нас много частных клиник и кабинетов — урологических, гинекологических, стоматологических. Есть аппараты гастроскопии и колоноскопии. Если бы все они были с одноразовыми наконечниками… Как в коммерческих центрах работает санитарный контроль?
— Не знаю! И с большой вероятностью могу предположить, что ни от одного человека там не потребуют анализа на ВИЧ. Обратился пациент — будут лечить, лишь бы деньги платил. Между тем приходит наша ВИЧ-инфицированная пациентка на прием. В зубах блестят стразы. Спрашиваю: где поставила? Называет коммерческую стоматологическую поликлинику. «А ты сказала о том, что ты — ВИЧ-инфицированная?» — «Да вы что?! Мне же тогда никто бы стразы не поставил…» Она даже не предупредила о том, что у нее гепатит С. Как в частных клиниках, центрах и кабинетах осуществляется санитарно-эпидемиологический контроль и обрабатывается инструментарий, большой вопрос. Министерству здравоохранения они не подчиняются. Их проверяют раз в три года — и то заранее предупреждают, что придут. Да за три дня можно все вычистить и «вылизать». А в государственные лечебные учреждения проверяющие могут прийти в любое время. Поэтому сама я лечусь всегда только в государственных медицинских учреждениях.
ВОПРОС — ОТВЕТ
«Правда ли, что если беременная женщина ВИЧ-инфицирована, то для ребенка безопаснее, когда он появится на свет не естественным путем, а через кесарево сечение», — спрашивает Оксана С. из Благовещенска.
— Существуют определенные параметры и стандарты, когда ВИЧ-инфицированным нужно проводить кесарево сечение. Все зависит от вирусной нагрузки — это количество вирусных частиц в единице крови.
Положительная реакция на ВИЧ может быть:
— при воспалительных заболеваниях женской половой сферы;
— во время первых недель беременности;
— иногда при ОРЗ и ОРВИ.
Да просто ужас! Вот так пойдешь к врачу и подхватишь. Несколько лет назад ребенку моей подруги в стоматологии занесли инфекцию. Теперь ребенок с гепатитом С живет. а сколько нервов потрачено, здоровье теперь...
— землячка_ия (гость)