На рубеже XIX—XX веков в городах Дальнего Востока — Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске — появляется группа больших художников — представителей русской творческой интеллигенции с академическим образованием. Высококвалифицированные художники-педагоги в учебных заведениях Благовещенска вели уроки рисования, черчения, чистописания.
В Благовещенске с начала прошлого века действовал ряд музыкальных, театральных, просветительских обществ. По всем предпосылкам не могло не появиться еще одно — связанное с изобразительным искусством. В начале 1914 года в Благовещенске было учреждено Амурское общество поощрения художеств (АОПХ). Учредителями Общества стали как художники, так и представители купечества, чиновничества и других сословий: В. С. Воротников, С. И. Володченко, А. С. Васильев, В. Т. Ковалев, М. С. Пилецкий, В. Е. Панов, И. А. Путята, Ф. С. Шадрин и другие.
Своей целью общество ставило объединение местных художников, любителей изящных искусств, ремесленников-кустарей, а также учреждение художественной школы живописи с художественно-промышленным отделением.
Уставом была предусмотрена и выставочная деятельность. Экспозиция художественной выставки АОПХ вековой давности была первой и единственной, а в каком-то смысле и уникальной. Ей предшествовали две художественные выставки, коллективно организованные в Благовещенске художниками-педагогами совместно с народной библиотекой-читальней в 1901 и 1902 годах, сбор средств от которых пошел на постройку Народного дома.
На выставке посетителям были представлены 292 творческие работы — живопись, графика, скульптура, а также предметы декоративно-прикладного искусства. Достойное место в экспозиции заняла серия «Итальянские этюды»: рисунок «Венеция», этюды «Ложа Ланца», «Уголок Рима», «Башня Пизанского собора» и др. Они принадлежали талантливому живописцу и графику Александру Алексеевичу Александрову.
В ноябре 1913 года Александров оканчивает Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств с золотой медалью, мастерская профессора Маковского. Звания художника Александр Александров был удостоен за работу по живописи «Астраханский митрополит Иосиф защищает раненого князя Прозоровского от Стеньки Разина» (картина хранится в Государственном музее истории религии Санкт-Петербурга).
24 апреля 1914 года в адрес Высшего художественного училища при Императорской академии художеств пришло письмо, в котором окружной инспектор училищ Приамурского края просил сообщить о нравственных качествах и педагогических способностях выпускника Александрова. После положительной характеристики молодой специалист был направлен в Благовещенск преподавателем реального училища, мужской и женской гимназий. Здесь он вступает в АОПХ и с серией творческих работ, созданных во время поощрительной поездки по Италии в 1914 году, принимает участие в выставке произведений искусства, организованной этим Обществом. В дальнейшем жизнь и творчество Александрова были тесно связаны с искусством Приамурья. Художник много работал, создавал живописные работы в жанрах бытовом, портрета и др.
Открытие художественной школы с промышленным отделением в областном центре осуществилось лишь в 1920 году, но не под эгидой АОПХ. Решением правительства ДВР весной 1920 года в Благовещенске было открыто художественно-промышленное училище. В его создании приняли участие художники А. Александров, Г. Белащенко, П. Евстафьев, С. Володченко, В. Панов и другие. Методика преподавания в нем следовала лучшим академическим образцам учебных заведений художественных центров Москвы и Петрограда. Начальником училища был назначен Александр Александров. В апреле 2014 года художнику А. А. Александрову (1884-1921) исполнилось 130 лет со дня рождения.
Добавить комментарий
Комментарии